КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусственной среды жизнедеятельности человека
МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО КЛИМАТА ПРИНЦИПЫ 1. Классификация объектов дизайна. 2. Цвет как фактор зрительного комфорта. 3. Цвет как фактор психологического воздействия. 4. Цвет как эстетический фактор. 5. Цвет как средство выявления формы и организации пространства. 6. Цвет как средство информации.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984. 2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971. 3. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. М., Стройиздат, 1973. Классификация объектов дизайна. Подход к проектированию цветового климата любого объекта (интерьера, городской среды и т. д.) зависит, прежде всего, от назначения данного объекта. Разделим все объекты на классы. К 1 классу отнесем чисто производственные объекты: цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские учреждения, проектные и чертежные мастерские, музеи, ателье художников и т. п. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности. Ко II классу можно отнести объекты, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы, но не меньшее значение приобретают также психологическое воздействие визуальной среды на человека и ее эстетические качества. К таким объектам можно отнести предприятия общественного питания, торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера). Здесь большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка. К III классу можно отнести объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, программные репрезентативные выставки, музеи особого характера, некоторые зрительные или концертные залы, рестораны, аттракционы. В таких помещениях при выборе цветового решения руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь художник не может не учитывать научные данные о психологическом воздействии цвета и закономерностях зрительных восприятии. Цвет как фактор зрительного комфорта. 1. Для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться определенной системы отношений яркостей: нижняя зона помещения — относительно темная (p=0,4—0,3), средняя зона светлее (р=0,5-0,7) и верхняя — самая светлая (p=0,8—0,9). Такое распределение яркостей наиболее привычно для человеческого глаза, так как оно наблюдается и в естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности; ходить по нему неприятно. Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окном. 2. Если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные на светлом. В производственных зданиях яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости. Конкретно этот вопрос решается в зависимости от объекта. 3. Если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Так, например, в механическом цехе, где обрабатываются стальные детали, желательно стены и колонны окрашивать в охристо-желтые тона, а в столярном цехе, наоборот, уместнее окраска стен в холодной гамме. Если рабочий объект лишен хроматических цветов, например черная печать на белой бумаге, следует вводить цветные пятна в окружение, и не только в виде окраски поверхностей, но и в виде декоративных элементов (монументальная роспись, произведения изобразительного искусства, живые цветы). Иногда для снятия цветового утомления целесообразно использовать специальные экраны, трансформируемые и переносные. Необходимость в таких устройствах встречается в ткацком, красильном и швейном производствах, где приходится иметь дело с объектами насыщенной окраски. 4. Полный ахроматизм так же утомителен для глаза, как и чрезмерная насыщенность цвета или пестрота. Исходя из условий физиологического комфорта, следует выбирать некоторое оптимально разумное в данной ситуации количество цвета, помня, что утомляющее действие цвета зависит главным образом от насыщенности пятна и его угловых размеров. Утомляющее воздействие оказывает также большой контраст — и хроматический, и яркостный. 5. Физиологически оптимальными (т. е. наилучшими) цветами являются средневолновые — от желтого до голубого. Любой объект 1 класса можно запроектировать, не выходя за пределы средневолновой гаммы (речь идет, конечно, о цветах основных поверхностей). Применение коротковолновых и длинноволновых цветов уместнее в объектах II и III классов.
Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Но в прошедшие исторические эпохи важными художественными средствами были сами формы архитектуры, а также скульптурный и живописный орнамент и изделия художественного ремесла. Внаше время при аскетической оголенности форм массовой архитектуры цвет становится главным, а часто и единственным носителем эстетического начала, главным средством воздействия на человека. Приступая к проектированию цветового климата, мы, прежде всего, решаем вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере — возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса (в объектах 1и IIклассов) или от художественного замысла (в объектах IIIкласса). Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д. Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др. Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. Ктонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных). Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый цвет также является тонизирующим, но область применения его менее широка по причинам эстетического порядка. Успокаивающие цвета — зелено-голубые, голубые и синие — применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или в аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах). Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. Взаводских цехах — шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д. В учебных аудиториях — многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода. В коридоре — избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами. Универсальные рецепты здесь давать нельзя, можно лишь привести некоторые примеры. В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение «тихой» гаммы — холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются. Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый. В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными словами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Впрочем, иной раз негромкий, но навязчивый шум можно перекрыть сильным организованным звуком, а «мельтешение» в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно. Поэтому, например, росписи городских стен на самых людных и шумных улицах Нью-Йорка или Парижа оказались организующим фактором, не перегружающим внимание, а, напротив, дающим своего рода отдых за счет переключения эмоций с делового строя на празднично-веселый. Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других — неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требующих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах. Иначе говоря, для всякого интерьера существуют «запретные» цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.
Цвет как эстетический фактор. Психофизиологическое воздействие цвета тесно связано с эстетическим. Второе как бы вбирает в себя первое, но далеко не ограничивается им, поскольку цвет воздействует как на «нижние» слои психики, так и на «верхние». доказано, что человек чувствует себя достаточно комфортно лишь в той среде, которая в известной степени повторяет его собственные качества, является как бы его опосредованным отображением, или «портретом». Поэтому проблема цветового климата среды, рассматриваемая в плане эстетическом, сводится главным образом к проблеме изучения и учета цветовых предпочтений людей. О цветовых предпочтениях, как уже говорилось, можно судить по декоративно-прикладному искусству данного народа или социальной группы, по излюбленным цветам в одежде, в убранстве жилища, в национальной живописи. Все это, несомненно, связано с географическими особенностями данной страны или местности, с ее цветовым климатом и с колористикой ее флоры и фауны. Художник должен хорошо чувствовать и понимать колорит данной страны и народа. Искусственные «объекты» всегда включаются в естественную среду и так или иначе контактируют с нею. В наше время преобладает тенденция «тяги к природе». Общественные интерьеры максимально раскрываются наружу, в них вводится живая зелень, газоны, фонтаны (бассейны), рваный камень и т.д. Большие проемы или сплошь остекленные стены вводят в интерьер окружающий пейзаж и небо. При этом следует с особым вниманием относиться к отделке и окраске поверхностей в помещении. Прежде всего, нужно четко осознать свою позицию по отношению к природе: она может выражаться во всяческой поддержке и подчеркивании всего натурального, природного и, наоборот, в противопоставлении искусственного естественному. Если вы стоите на позиции «натуральности», вы введете в интерьер некрашеное дерево, кирпич, шерстяные или джутовые гобелены, керамику. Потолки будут светлые, стены — темнее, пол — еще темнее. Общая гамма будет мягкая, малонасыщенная, средневолновая. Если же вы сторонник «антинатуральности», вы предпочтете в том же случае эмалевые покрытия, стальную или пластмассовую плитку, глазурованную керамику, релиновые полы, мебель на хромированных трубах. Вы можете сделать черный потолок и белый пол, ввести в интерьер большие пятна насыщенного красного или синего цвета. Иными словами, свое произведение вы противопоставите произведениям природы. Оба подхода одинаково правомерны, если они обоснованны. Не следует только их путать. В ситуации, где доминируют цвета природных материалов, не рекомендуется с ними соперничать. Например, окраска парковой скамейки в зеленый или синий цвет неудачна, гораздо лучше цвет натуральной древесины или темно-красный, не вступающий в соперничество с зеленью растений и синевой неба. В истории, правда, известны случаи, когда в произведении искусства «дублировался» цвет природного окружения, например голубые мозаичные купола храмов в Средней Азии. Сочетание синего неба и голубой мозаики совершенно неклассично, оно несет в себе иррациональное и мистическое начало, что соответствует восточной философии и религии. Оно правомерно в условиях того времени и места, когда было создано. В системе европейской классической эстетики (которой мы придерживаемся) такое сочетание неприемлемо. Если при проектировании искусственной среды ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача, цвет служит одним из средств ее разрешения. Можно понимать любую объемно-пространственную структуру — город, интерьер и т. д.— как некую живопись в пространстве. И тогда принципы цветового решения такого пространства ничем не будут отличаться от принципов построения колорита картины. Разница лишь в масштабах цветовых пятен и в способах их нанесения. Ф. Л. Райт мечтал о такой архитектуре, которая сама стала бы живописью. Ле Корбюзье показал примеры «живописи в пространстве» в своих интерьерах монастыря в Ля Туретт, зданий суда в Чандигархе, капеллы в Роншане. Ф. Леже мечтал о «полихромном городе», и в наши дни эта мечта в какой-то степени осуществилась во Франции в Ля Гран Борн и других городах — спутниках Парижа. Насыщение пространства интерьера цветом традиционно для народной архитектуры стран Восточной Европы. Широко известно мастерство волжских, западносибирских, украинских, молдавских, венгерских крестьян в росписях и украшении жилища. Назначение всей этой работы, ее смысл, — чисто художественный и идеологический. Наивный народный художник понимает архитектурную среду как микрокосм или вселенную в миниатюре. Здесь все организовано в строгом порядке: в «красном углу» обитает бог и святые, печь — прибежище дьявола и прочей нечистой силы; кровать и стол представляют одновременно небо и преисподнюю. Всяческая орнаментация и украшения имеют магическую, заклинательную силу. Они делаются не только для красоты, но и для безопасности и счастья. Все украшения крестьянского дома — это своего рода визуализация ощущения счастья. Потому они и внушают такую радость и бодрость. Хорошо «оформленная» изба — это в высшей степени целостная и замкнутая в себе «космическая» структура. В нашем массовом общественном интерьере не хватает именно этой целостности и «космичности». В нем нельзя находиться долго, нельзя «жить», можно только провести несколько часов, так как для «жизни» здесь многого недостает. Одно из важных качеств «космической» среды — полнота и разнообразие цветовых впечатлений. Искусство нашей эпохи не может отказываться от такого мощного средства обогащения визуальной среды, как цвет. Мерилом художественности цветового решения выступает его «космичность», т. е. внутренняя завершенность и замкнутость в пределах системы, сочетание разнообразия и единства, а также соответствие канонам данного стиля.
Цвет как средство выявления формы и организации пространства. Цвет в объемно-пространственной структуре или в окраске отдельных предметов может быть использован как средство композиции. Так, например, окраска строительных конструкций или архитектурных элементов здания выявляет характер их работы, напряженность усилий, взаимные связи. Несущие элементы (колонны, столбы, фермы) логично окрашивать в более темные или насыщенные цвета, заполняющие панели — в относительно светлые и малонасыщенные. Тектоника объемной вещи также выявляется окраской: например, ее нижняя, наиболее нагруженная часть окрашивается в относительно «тяжелый» и «прочный» цвет, верхняя часть — легче и светлее. Неподвижные и подвижные части, конструктивные и рабочие детали также можно выделять различной окраской. При помощи цвета решается задача зрительного уменьшения или увеличения пространства (вещи), иллюзорного исправления пропорций и всевозможных деформаций. Так, легкие и светлые «отступающие» цвета стен и перекрытий иллюзорно увеличивают пространство, а теплые и насыщенные цвета его уменьшают. цветовые пятна определенного рисунка зрительно увеличивают или уменьшают высоту, сокращают длину пространства, придают требуемые пропорции, вносят динамизм или статичность и т. д. Примеры решения множества «формально-композиционных» задач можно видеть в окраске произведений природы: животных, насекомых, птиц, растений. В объемно-пространственной структуре цветом также можно решать множество задач композиционного порядка. Например: выделить главный элемент структуры; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры или придать ей другой; деформировать отдельные фигуры или участки пространства; иллюзорно увеличить одно из измерений (например, высоту) или уничтожить его. В практике могут возникнуть и многие другие задачи.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |