КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сезонность функционирования туристского рынка
Лекция 9 Рекомендации по составлению меню суточного пищевого рациона. Принципы комплектации блюд для отдельных приемов пищи. При составлении суточных рационов питани я необходимо учитывать следующие факторы: 1. Пол, потребности женщин на 15% ниже, чем у мужчин. 2. Возраст т.к. интенсивность обменных процессов меняется в зависимости от возраста. 3. Характер трудовой деятельности человека, который зависит от вида труда связанного с определённой мышечной нагрузкой. 4. Коммунально-бытовые условия, в которых проживает человек. 5. Активный вид отдыха. 6. Климатические особенности местности. 5. Каждый основной приём пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть сбалансирован по всем незаменимым пищевым веществам. 6. Для физиологического эффекта пищи. Потребляемой в разное время суток, имеет значение также технологическая обработка сырья. Мясо и жареные блюда следует употреблять во время завтрака или обеда т.к. эти продукты дольше задерживаются в желудке. Первые (жидкие) блюда должны входить в пищевой рацион лишь один раз – во время обеда и в количестве 250-500г. 7. Завтрак перед работой необходим. В связи с тем, что утром после сна аппетит часто понижен, целесообразно начинать завтрак с закуски, салата, возбуждающих секрецию пищеварительных соков; затем должно идти блюдо. Являющиеся основным источником энергии и незаменимых пищевых веществ, которое не требует длительного приготовления, а также колбаса, вареные яйца или сыр, сливочное масло и т.п. Обязательно следует включать горячие напитки, которые также возбуждают секрецию желудочного сока. Чтобы уменьшить объём первого завтрака вводят второй завтрак. Что способствует полному усвоению пищи. 8. Обед должен состоять из блюд состав которых может компенсировать затраты энергии, потраченной за время трудовой деятельности. В начале подают овощные или острые закуски, затем жидкие блюда. Далее вторые блюда и сладкое. 9. На полдник рекомендуется давать молоко или кефир и хлебобулочные изделия или фрукты. 10. В меню ужина следует включать легко переваривающиеся блюда из рыбы, молочных продуктов, яиц, а также напитки не возбуждающие ЦНС. Ужин должен составлять 20% калорийности рациона и приниматься за 2 ч. до сна. Профессор, д.п.н. Н.А. Хрусталькова Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет. Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний. Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов. Сезонность в туризме характеризуется следующими признаками: • период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном; • туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов; • развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, т.е. значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения; • сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени. Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов: • природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма; • экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения; • социальных - наличие свободного времени; • демографических - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам; • психологических - традиции, мода, подражание; • материально-технических - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания; • технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг. Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным - все остальные. Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров. С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей. Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода. Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются: • значительный удельный вес неполной занятости; • сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; • низкий удельный вес квалифицированного персонала; • ограниченные возможности профессионального роста; • значительный удельный вес женского труда. В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса. Например, Франция, Италия, Швейцария и Австрия, обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август составило во Франции 28%, в Италии - 40, в Швейцарии - 37, в Австрии - 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма. Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, «консервация» или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов. Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициентов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле где Кс - коэффициент сезонности, %; у1 - средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца, руб.; у - среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, руб. В практике экономического анализа используются различные методы расчета коэффициента сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей (подвижной) средней, метод У. Персонса. Наиболее легким из них является метод простой средней, который применяется для исчисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня. Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет (не менее трех последних). Пример расчета сезонности методом простой средней приведен в табл. 3, из которой следует, что среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период () составляет 71,222 тыс. руб. тыс.руб. Коэффициент сезонности, например, для января рассчитывается следующим образом: Коэффициенты сезонности показывают, что наименьшее отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг наблюдается в январе (48,7%), а наибольшее - в августе (159,6%). Поскольку объем реализации услуг туризма имеет четко выраженную тенденцию к изменению, то целесообразно произвести расчет сезонности методом аналитического выравнивания. Для выравнивания выручки от реализации услуг туризма используем уравнение прямой: , где У - выручка, руб.; t - фактор времени; - параметры уравнения. Достоинство этого метода состоит в том, что он позволяет одновременно построить экономико-математическую модель как элемент прогнозирования выручки. Выравнивание уровней ряда, характеризующих помесячную сумму выручки от реализации туристского продукта методом аналитического выравнивания, приведено в табл. 4. Имеем систему уравнений: 2564 = в036 2568 = а14083. Имеем уравнение линии связи: Ух = 71,2 + 0,629*t. По данным этого уравнения определяем выравненные показатели выручки (Ух) и заносим их в табл. 4. Показатели, полученные при расчетах, округляем до 1,0 млн руб. После расчета выравненного ряда Ух производим расчет коэффициентов сезонности и заносим их в табл. 5.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |