Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сезонность функционирования туристского рынка

Лекция 9

Рекомендации по составлению меню суточного пищевого рациона.

Принципы комплектации блюд для отдельных приемов пищи.

При составлении суточных рационов питани я необходимо учитывать следующие факторы:

1. Пол, потребности женщин на 15% ниже, чем у мужчин.

2. Возраст т.к. интенсивность обменных процессов меняется в зависимости от возраста.

3. Характер трудовой деятельности человека, который зависит от вида труда связанного с определённой мышечной нагрузкой.

4. Коммунально-бытовые условия, в которых проживает человек.

5. Активный вид отдыха.

6. Климатические особенности местности.

5. Каждый основной приём пищи (завтрак, обед, ужин) должен быть сбалансирован по всем незаменимым пищевым веществам.

6. Для физиологического эффекта пищи. Потребляемой в разное время суток, имеет значение также технологическая обработка сырья. Мясо и жареные блюда следует употреблять во время завтрака или обеда т.к. эти продукты дольше задерживаются в желудке. Первые (жидкие) блюда должны входить в пищевой рацион лишь один раз – во время обеда и в количестве 250-500г.

7. Завтрак перед работой необходим. В связи с тем, что утром после сна аппетит часто понижен, целесообразно начинать завтрак с закуски, салата, возбуждающих секрецию пищеварительных соков; затем должно идти блюдо. Являющиеся основным источником энергии и незаменимых пищевых веществ, которое не требует длительного приготовления, а также колбаса, вареные яйца или сыр, сливочное масло и т.п. Обязательно следует включать горячие напитки, которые также возбуждают секрецию желудочного сока. Чтобы уменьшить объём первого завтрака вводят второй завтрак. Что способствует полному усвоению пищи.

8. Обед должен состоять из блюд состав которых может компенсировать затраты энергии, потраченной за время трудовой деятельности. В начале подают овощные или острые закуски, затем жидкие блюда. Далее вторые блюда и сладкое.

9. На полдник рекомендуется давать молоко или кефир и хлебобулочные изделия или фрукты.

10. В меню ужина следует включать легко переваривающиеся блюда из рыбы, молочных продуктов, яиц, а также напитки не возбуждающие ЦНС. Ужин должен составлять 20% калорийности рациона и приниматься за 2 ч. до сна.

Профессор, д.п.н. Н.А. Хрусталькова

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.

Изучение сезонности в туризме позволяет: определить сте­пень влияния природно-климатических условий на формирова­ние туристского потока; установить продолжительность турис­тского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслу­живании туристов.

Сезонность в туризме характеризуется следующими призна­ками:

• период максимальной интенсивности туристского потока на­зывается главным туристским сезоном;

• туристский регион, туристская фирма в зависимости от разви­тия вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;

• развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, т.е. значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского пред­ложения;

• сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.

Сезонность в туризме определяется целым рядом факторов:

• природно-климатических - количество и качество специфи­ческих благ для развития спортивного, оздоровительного, позна­вательного и других видов туризма;

• экономических - структура потребления товаров и услуг, фор­мирование платежеспособности спроса посредством предло­жения;

• социальных - наличие свободного времени;

• демографических - дифференцированный спрос по половоз­растному составу и другим признакам;

• психологических - традиции, мода, подражание;

• материально-технических - развитие сети размещения, пита­ния, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;

• технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.

Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климати­ческих условий; ко вторичным - все остальные.

Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные сто­роны.

С одной стороны, туризм порождает неравномерное распреде­ление рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недо­статочная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.

С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопро­фильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.

Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий на­селения как источник дополнительного дохода.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

• значительный удельный вес неполной занятости;

• сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;

• низкий удельный вес квалифицированного персонала;

• ограниченные возможности профессионального роста;

• значительный удельный вес женского труда.

В настоящее время на туристском рынке экономически разви­тых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной нерав­номерности в услугах туризма за счет опережающего развития пред­ложения относительно спроса.

Например, Франция, Италия, Швейцария и Австрия, обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцария относительно стабилизировали сезонную неравномер­ность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август составило во Франции 28%, в Италии - 40, в Швейцарии - 37, в Австрии - 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма.

Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное вли­яние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-пер­вых, «консервация» или снижение загрузки материально-техниче­ской базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности тури­стской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транс­порта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвер­тых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рационально­му использованию природных ресурсов.

Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (вре­менем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг турис­тской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.

Эти расчеты производятся на основе коэффициентов сезоннос­ти, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализо­ванных услуг за весь расчетный период по формуле

где Кс - коэффициент сезонности, %;

у1 - средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца, руб.;

у - среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, руб.

В практике экономического анализа используются различные методы расчета коэффициента сезонности: простой средней, ана­литического выравнивания, относительных чисел, скользящей (под­вижной) средней, метод У. Персонса.

Наиболее легким из них является метод простой средней, кото­рый применяется для исчисления сезонных колебаний в тех случа­ях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг ко­леблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.

Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет (не менее трех последних).

Пример расчета сезонности методом простой средней приведен в табл. 3, из которой следует, что среднемесячный объем реализо­ванных услуг за расчетный период () составляет 71,222 тыс. руб.

тыс.руб.

Коэффициент сезонности, например, для января рассчитывает­ся следующим образом:

Коэффициенты сезонности показывают, что наименьшее откло­нение от среднего уровня объема реализованных услуг наблюдает­ся в январе (48,7%), а наибольшее - в августе (159,6%).

Поскольку объем реализации услуг туризма имеет четко выра­женную тенденцию к изменению, то целесообразно произвести расчет сезонности методом аналитического выравнивания.

Для выравнивания выручки от реализации услуг туризма исполь­зуем уравнение прямой:

,

где У - выручка, руб.;

t - фактор времени;

- параметры уравнения.

Достоинство этого метода состоит в том, что он позволяет од­новременно построить экономико-математическую модель как эле­мент прогнозирования выручки. Выравнивание уровней ряда, ха­рактеризующих помесячную сумму выручки от реализации турис­тского продукта методом аналитического выравнивания, приведено в табл. 4.

Имеем систему уравнений:

2564 = в036

2568 = а14083.

Имеем уравнение линии связи:

Ух = 71,2 + 0,629*t.

По данным этого уравнения определяем выравненные показа­тели выручки (Ух) и заносим их в табл. 4.

Показатели, полученные при расчетах, округляем до 1,0 млн руб.

После расчета выравненного ряда Ух производим расчет коэф­фициентов сезонности и заносим их в табл. 5.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Режимы питания | Современная российская археография
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.