Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 11.3. Принципы бюджетной системы РФ




Построение бюджетной системы РФ основывается на следующих принципах:

1) единство бюджетной системы РФ;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3) самостоятельность бюджетов;

4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

6) сбалансированность бюджета;

7) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

8) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

9) гласность;

10) достоверность бюджета;

11) адресность и целевой характер бюджетных средств.

1) Единство бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

Принцип единства позволяет, используя необходимую статистическую и бюджетную информацию, составлять консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 14).

Консолидированный бюджет РФ включает в себя свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного образования.

 

 
 

 

 


2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Собственные доходы бюджета – это доходы, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся: налоговые доходы (т.е. федеральные, региональные или местные налоги); неналоговые доходы (т.е. доходы от продажи собственного имущества, от оказанных платных услуг, а также платежи в виде штрафов); доходы, в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

§ Полностью закрепленные доходы – это доходы в виде налогов или других платежей закреплённые только за бюджетами одного уровня бюджетной системы РФ.

§ Частично закреплённые доходы – это доходы в виде налогов или других платежей, по которым устанавливаются процентные нормативы поступлений, распределяемые по разным уровням бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Например, в 2006 г.из 24 % налога на прибыль организаций - 17.5 % идёт в бюджет субъекта РФ (при этом ставка может быть уменьшена до 13,5 %), а 6.5 % поступает в федеральный бюджет.

3) Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы.

Это обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их расходования на конкретные цели. К собственным источникам относятся налоги и сборы, поступающие в данный бюджет, доходы от реализации имущества, доходы от проведения лотерей и займов, полученные штрафы и т.п.

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

5) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета

7) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При этом доходы не должны быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

9) Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Огласки не подлежат только «Секретные статьи», которые утверждаться в составе федерального бюджета.

Например, Федеральный бюджет РФ и все нормативные документы, связанные с ним, публикуется в «Российской газете».

10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Вопрос 11.4. Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающей сопоставимость показателей этих бюджетов.

Бюджетная классификация РФ включает в себя следующие документы:

1) Классификация доходов бюджетов РФ;

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

4) Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ,

5) Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

6) Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

7) Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

8) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

1) Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации Она содержит в себе код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Экономическая классификация доходов – это группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Администраторы поступлений в бюджеты - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Перечень администраторов поступлений в бюджеты РФ содержит в себе код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

2) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Функциональная классификация расходов бюджетов подразделяется на 4 уровня:

1 уровень – разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

2 уровень – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. При этом 1 и 2 уровни объединены в едином документе, который включает в себя перечень разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

3 уровень – целевые стати расходов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Данный перечень содержит в себе статьи, подстатьи, элементы.

4 уровень – виды расходов, детализируют направления финансирования расходов бюджета в пределах целевых статей. Данный перечень содержит в себе виды расходов.

3) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Она содержит в себе группы, статьи, подстатьи расходов.

4) Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов. Она содержит в себе группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторами источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов (за исключением бюджетных учреждений), предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

5) Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.. Она содержит в себе группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Администраторами источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов - это органы государственной власти, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

6) Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований является группировкой долговых обязательств Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Она содержит в себе виды внутренних долговых обязательств Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

7) Классификация видов государственных внешних долгов РФ и государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Она содержит в себе виды внешних долговых обязательств Правительства Российской Федерации.

8) Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Классификация главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов источников финансирования дефицита бюджета федерального бюджета содержит в себе группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Главный распорядитель средств федерального бюджета – это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.