Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полевые эксперименты М. Шерифа




Эксперименты М. Шерифа проводились в середине 1950-х годов в американском местечке Роберс Кейве, в летнем лаге­ре для подростков на протяжении нескольких лет. Основной целью исследования было изучение влияния характера меж­группового взаимодействия (кооперативною или конкурент­ного) на характер взаимоотношений, складывающихся между группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывала взаимодействие между группами подростков таким образом, чтобы оно носило выраженный ха­рактер соревнования, в котором только одна из соревнующих­ся групп могла одержать победу. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксировали проявление межгруп­повой враждебности в отношениях между группами (агрессив­ность по отношению к представителям других групп, негатив­ные стереотипы в восприятии других трупп) и одновременное усиление внутригрупповой сплоченности.

Формирование групп на разных этапах эксперимента осу­ществлялось по-разному. В одном случае в начале эксперимен­та подростки занимались общей деятельностью по уборке тер­ритории лагеря и исследователи не вмешивались в стихийный процесс установления знакомства и формирования взаимоот­ношении между подростками. Однако затем подростков раз­делили на две группы таким образом, чтобы разрушить друже­ские связи, сложившиеся во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности в отно­шениях между представителями разных групп до начала кон­курентного взаимодействия между ними. В другом случае под­ростки, приезжавшие в лагерь, были заранее поделены на две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности или, по крайней мере, различия в установках по отношению к «своим» и «чужим» отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурент­ного взаимодействия между группами. В этот эксперимент ис­следователи ввели еще одну переменную: первоначально раз­деленные и конкурирующие группы были затем поставлены в проблемную ситуацию, преодоление которой требовало объ­единения усилии обеих групп (поломка водопровода, неисправ­ность грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапе исследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранить ее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф сде­лал вывод о том, что основной причиной возникновения меж­групповых конфликтов является характер взаимодействия – кооперативного или конкурентного – между группами.

Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспе­риментальному направлению в исследовании психологии меж­групповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их раз­вития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях М. Шерифа была теоретически обоснована и эксперименталь­но доказана возможность снижения межгрупповой враждеб­ности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодей­ствия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей меж­группового взаимодействия в формировании межгрупповых отношений, концепция М. Шерифа не может объяснить мно­гочисленные факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях (в том числе самого М. Шерифа), не укладываю­щиеся в рамки этой теории. Речь идет о проявлениях внешне-групповой враждебности и предубежденности в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного кон­фликта интересов и вообще предшествующего опыта межгруп­пового взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.