КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологических отношений
Государственное и муниципальное правовое регулирование Охраны окружающей среды. Тема 6. Организационно-правовой механизм
Государство реализует свои властные полномочия через совокупность государственных органов, которые имеют свои задачи, осуществляют свою деятельность согласно предметам ведения, наделены полномочиями и выполняют определенные функции в соответствии с законодательством. Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется в рамках реализации экологической функции государства и объективизируется в непосредственных действиях государственных органов власти. В соответствии с нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды и природопользования полномочиями по государственному управлению в этой сфере наделены как государственные органы исполнительной власти общей компетенции, так и специальной компетенции, функционирующие на федеральном и региональном уровнях государственной власти, а также функциональные органы. Исполнительные органы государственной власти общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам, в том числе и по вопросам охраны окружающей среды и природопользования. На федеральном уровне к органам общей компетенции, осуществляющим государственное экологическое управление, относятся Президента РФ и Правительство РФ. Экологические функции Президента РФ: - издание указов и распоряжений по вопросам охраны окружающей среды и природопользования; - определение основных направлений государственной экологической политики; - объявление территорий зонами чрезвычайной ситуации, зонами экологического бедствия; - формирование системы федеральных органов исполнительной власти и др. Экологическая функция Правительства РФ: - принятие нормативно-правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования; - реализация единой государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования; - разработка и утверждение федеральных экологических программ; - установление порядка нормирования качества окружающей среды, порядка определения и взимания платы за природопользование; - принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий федерального значения; - принятие решений о прекращении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и др. функции. К функциональным органам относят ряд федеральных органов исполнительной власти непосредственно не занимающиеся управленческой деятельностью в области охраны окружающей среды и природопользования, однако в ходе осуществления своих функций уделяют этим вопросам большое внимание. Например: Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. Органы специальной компетенции на федеральном уровне непосредственно выполняют функции по управлению в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Такие органы государственной власти специально создаются для осуществления отдельных функций государства. К специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды и природопользования относят: Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. К специально уполномоченным органам государственной власти РФ относят: Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральное агентство по рыболовству. Каждый из названных государственных органов осуществляет полномочия по экологическому управлению в рамках установленной законом компетенции. Деятельность по управлению охраной окружающей среды и природопользованием является для этих органов профилирующей. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. За исключением: - объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; - судоходных гидротехнических сооружений; - деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения; - бытовых установок и сетей; Министерство природных ресурсов и экологии РФ организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства. Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему: 1. Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 2. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 3. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 4. Федерального агентства водных ресурсов 5. Федерального агентства по недропользованию. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и др. За исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. - эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений; - проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений с целью определения соответствия предпроектной и проектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству, проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и утверждение указанной документации; - организацию проведения противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных; - организацию проведения регистрационных испытаний, экспертизы результатов регистрационных испытаний лекарственных средств для животных, кормовых добавок и кормов, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов, а также селекционных достижений, пестицидов и агрохимикатов; - организацию работ по разведению в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; - регистрацию племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре; - выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал); - определение видов организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства; - организацию применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов; - организацию мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна, включая ее анализ; - государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и др.; Ведет: - реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; - учет федерального фонда семян, мелиорированных земель; - учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); - реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Министерства; - государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр; - государственный каталог пестицидов и агрохимикатов; - реестры и регистры в области ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и плодородия почв; - государственный учет и государственный мониторинг объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; - и др. функции, с которыми более подробно можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ «Положение о Министерстве сельского хозяйства РФ». Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству: 1. Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. 2. Федерального агентства лесного хозяйства. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; Руководство деятельностью Федерального агентства по рыболовству осуществляет Правительство Российской Федерации. Организует: - комплексное изучение водных биологических ресурсов в целях сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания; - мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации; - проведение конкурсов на право заключения договора о пользовании рыбопромысловым участком; - искусственное воспроизводство и акклиматизацию водных биологических ресурсов; Осуществляет: - ведение государственного кадастра объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства; - разработку и представление на государственную экологическую экспертизу предложений об общих допустимых уловах водных биологических ресурсов; - государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга; - распределение между пользователями водными биологическими ресурсами научных квот, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях; - оформление, выдачу, регистрацию разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и внесение изменений в такие разрешения, а также приостановление действия разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов или аннулирование таких разрешений до истечения установленного срока их действия; - заключение с пользователями водными биологическими ресурсами договоров о закреплении за ними долей в общем объеме квот; - заключение договоров об искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения; - установление ограничений рыболовства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов; - согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; - определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства. Существование двухуровневой системы государственного экологического управления предполагает необходимость разграничения соответствующих полномочий федеральных и региональных органов государственной власти. В соответствии с п. «е» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации находятся установление основ Федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. В соответствии с подп. «в» и «д» п. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.оРРР Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом (ст. 77 Конституции). Данные конституционные положения конкретизирует федеральное законодательство. Так, согласно п. 2 ст. 8 ФЗ об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами РФ. Субъекты РФ самостоятельны в выборе организационно-правовых форм органов, которые осуществляют управление в данной области. Так, например, в настоящее время в субъекте РФ - городе федерального значения Москве таким структурным образованием является Департамент природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, в Республике Татарстан, например, действует Министерство экологии и природных ресурсов, в Санкт-Петербурге – это Комитет по природопользованию и охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Органы экологического управления субъектов РФ должны сотрудничать и координировать свою деятельность с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими управление охраной окружающей среды в федеральных округах. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере экологических отношений относят: - участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; - участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; - принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; - право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; - установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; - осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; - право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Федерации; - обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; - предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; - ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации; - контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; - ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; - право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; - участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; - право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории и др. Согласно ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Муниципальное экологическое управление представляет собой подзаконную деятельность органов местного самоуправления по организации и обеспечению мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России существуют четыре вида муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория городов федерального значения. В каждом из названных видов муниципальных образований формируется система органов местного самоуправления, в числе общих функций которых предусматривается самостоятельная функция по экологическому управлению на соответствующей территории. Муниципальные образования самостоятельны в выборе организационно-правовых форм природоохранных структур, действующих на их территории. Зачастую такие структуры действуют в составе органов местного самоуправления (например, комитеты или отделы по охране окружающей среды при мэриях городов, администрациях населенных пунктов). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного значения относит: 1. контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 2. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 3. благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 4. организацию утилизации и переработки бытовых отходов; 5. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления наряду с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ вправе подавать обращения в суд об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду (ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Органам местного самоуправления предоставляется также право привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды. Государство осуществляет регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды путем установления обязательных для исполнения гражданами и хозяйствующими субъектами нормативных предписаний. Организационный механизм охраны окружающей среды основан на административных методах государственного регулирования. Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды – это механизм, состоящий из элементов, с помощью которых государство, в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляет управление общественными отношениями в области охраны окружающей среды. Элементами организационного механизма охраны окружающей среды являются:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |