Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический контроль




Экологический контроль - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

В юридической литерату­ре существуют различные критерии классификации экологического контроля, например:

1. В зависимости от стадии контрольной де­ятельности выделяются предупредительный, текущий, пос­ледующий экологический контроль.

Предупредительный экологический контроль заключает­ся в контроле на стадии, предшествующей хозяйственной или иной деятельности. Предупредительный экологический контроль осуществляют путем согласования проектной до­кументации, получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.

Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности, как прави­ло, в процессе производственного экологического контроля. Однако текущий экологический контроль может осущест­вляться контролирующими субъектами в процессе инспек­ционного контроля.

Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной деятельности. Его проводят путем анализа отчетов, статистических данных, ответов на запросы и иных данных, содержащих информацию об охране окружающей среды и природопользовании.

2. В зависимости от формы экологического контроля выде­ляют: информационный и карательный.

Информационный экологический контроль, который осуществляется, в том числе, через систему экологического мониторинга и государственного статистического наблюдения. Постоян­ный сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, поз­воляют сформировать объективную картину состояния окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов.

Карательный экологический контроль заключается в при­менении мер государственного принуждения к юриди­ческим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.

3. В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделя­ются инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль.

Инспекционный экологический контроль заключается в посещении субъ­ектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, ознаком­лении с состоянием охраны окружающей среды на подкон­трольном объекте, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации.

Аналитический экологический контроль заключается в анализе получен­ных данных, например, в ходе инспекционного контроля, отчетности, предоставляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анализов, сравнении полученных результатов с норматив­ными показателями, предусмотренными в разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

В п. 2 ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено положение, в соответствии с которым Российская Федерация осуществляет государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль осуществляется от имени государства, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, которые находятся в ведении федеральных органов.

Объекты государственного экологического контроля.

Перечень объектов, подлежащих федеральному госу­дарственному экологическому контролю, конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 777, к которым относят:

1) объекты хозяйственной и иной деятельности незави­симо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ, например, объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи; объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;

2) объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, например, объекты для размещения более 10 тыс. т в год отходов 1-го и 2-го клас­са опасности; объекты, имеющие более 15 млн. м3 годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы.

Главной задачей государс­твенного экологического контроля является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, нор­мативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды.

При осуществлении государственного экологического контроля государственные инспекторы по охране приро­ды принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлече­нию виновных к ответственности.

Мероприятия по государственному экологическому кон­тролю проводят на основании распоряжений (приказов) органов государственного экологического контроля (над­зора) и данную деятельность может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в распоряжении (приказе) о про­ведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по государственному экологическому контро­лю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Контрольные мероприятия подразделяют на плановые и внепла­новые.

Плановые мероприятия по государственному экологи­ческому контролю проводят не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нару­шений, подлежит деятельность при выявлении в результате планового мероприятия по государственному экологическо­му контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводят органы государственного экологического контроля (надзора) также в случаях: получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудова­ния, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу; возникно­вения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окру­жающей среды, повреждения имущества; обращения граж­дан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, а также получения иной информации, подтверждаемой доку­ментами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Общественный экологический контроль является одной из гарантий обеспечения предусмотренного в ст. 42 Кон­ституции права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью или иму­ществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 68 ФЗ об охране окружающей среды целями обще­ственного экологического контроля являются реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их уставами и граждане согласно законода­тельству. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы го­сударственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Специальный порядок осуществления общественного экологического контроля федеральным законодательством не установлен, поэтому гражданам и общественным объ­единениям необходимо руководствоваться общими поло­жениями экологического и иного законодательства, регу­лирующего их участие в принятии экологически значимых решений, защите своих прав и законных интересов.

Производственный экологический контроль осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охра­не окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соб­людения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Субъекты хозяйствен­ной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контро­ля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответствен­но государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль осущест­вляется на основании положений, являющихся локаль­ными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности.

С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соб­людение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребле­ния.

Указанные структурные подразделения и должностные лица предприятий в рамках осуществления производствен­ного экологического контроля осуществляют следующие функции:

1. контролируют процесс производства, разрабаты­вают проекты нормативов на выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ, лимитов на размещение отходов производс­тва и потребления;

2. обеспечивают ведение экологического паспорта предприятия, осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами государственного или муниципального экологического контроля.

Экологический паспорт предприятия – представляет собой документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности, пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружающей среды.

Экологический паспорт предприятия разрабатывает и утверждает соответствующее предприятие, затем его утверждают специально уполномоченный орган экологического управления и территориальный орган исполнительной власти.

Экологический паспорт включает: природно-климатическую характеристику района, где расположено предприятие, описание технологического производства, описание производимой продукции предприятием, сведения о транспорте предприятия, количественные и качественные характеристики загрязняющих веществ предприятия (выбросов, сбросов, отходов).

До принятия Федерального закона РФ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ действовал в РФ муниципальный экологический контроль. В настоящее время такой контроль не проводится.

Муниципальный экологический контроль осуществляется в соответс­твии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного само­управления.

Органы местного самоуправления могут осуществлять контроль объектов производственного и социального назначения.

Статьей 72 ЗК предусмотрен муниципальный земельный контроль. Например, в разрешении земельных и иных природоресурсных споров; осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель; рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан в сфере охраны окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 10794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.