Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие, объекты и правовые основы лицензионно-разрешительной системы




Одним из важнейших средств обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и общественного порядка в России является лицензионно-разрешительная система, которая в широком смысле слова распространяется на большой круг общественных отношений. Однако, целью нашей лекции являются вопросы правоотношений, складывающихся в сфере оборота оружия и в деятельности юридических лиц с особыми уставными задачами.

Лицензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, это совокупность административно-правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, холодного оружия, взрывчатых материалов, а также в деятельности предприятий и организаций, открытие и функционирование которых осуществляется под контролем органов внутренних дел, в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка на территории Российской Федерации.

Для осуществления лицензионно-разрешительной системы в структуре органов внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью[3]. Систему этих подразделений возглавляет Центр выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ

Согласно положения о Центре выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 20.11.2004 №766 он определяет основные задачи, функции и порядок работы Центра выдачи разрешений (лицензий) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Центр выдачи разрешений (лицензий) является подразделением непосредственно подчиненным Министерству внутренних дел Российской Федерации, а руководство Центром осуществляет Департамент охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации. Структура и штатное расписание Центра утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Центр выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ имеет в своем составе:

- отдел по выдаче лицензий и разрешений;

- отдел делопроизводства и режима.

Организация и обеспечение деятельности Центра выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ организуется на основе планирования, сочетания единоначалия и коллегиальности в решении вопросов оперативно-служебной деятельности, персональной ответственности каждого сотрудника и работника за исполнение функциональных обязанностей и выполнение отдельных поручений.

Центр выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Он имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности в установленном порядке.

Начальник Центра выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ:

1) организует работу и осуществляет общее руководство деятельностью Центра, распределяет функциональные обязанности и полномочия между своим заместителем и сотрудниками Центра, контролирует их исполнение. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и функций, обеспечивает взаимодействие с управлениями и отделами Департамента, подразделениями МВД России по вопросам оперативно-служебной деятельности;

2) обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, профессиональную подготовку сотрудников Центра, соблюдение ими законности и служебной дисциплины. Осуществляет постоянный контроль за выполнением сотрудниками своих функциональных обязанностей;

3) осуществляет контроль за выполнением планов работы Министерства, Департамента и Центра по вопросам, отнесенным к его компетенции;

4) в установленном порядке вносит начальнику Департамента предложения о совершенствовании деятельности Центра и органов внутренних дел в установленной области деятельности, назначении, освобождении от должности, поощрении или наказании сотрудников Центра;

5) организует проверку заявлений и обращений граждан, обращений юридических лиц и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Центра;

6) реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Центра и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России;

7) организует в установленном порядке материально-техническое и иное обеспечение Центра выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ.

Центр выдачи разрешений (лицензий) Департамента охраны общественного порядка МВД РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской федерации, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым можно отнести следующие: Закон Российской Федерации "О полиции" (п. 8, п.9 ст. 2 и п. 20, п.21,п.22,п.23,п.24,п.37ст.12; п.2,п.17,п.22,п.23,п.24,ст.13), Федеральный закон "Об оружии", Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Об организации лицензирования отдельных видов деятельности: Постановление Правительства РФ от 26 января 2006г. №45. Правовое же положение этих подразделений определено в ведомственных нормативных актах МВД России: Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" и др), Вопросы Департамента охраны общественного порядка и Центра выдачи разрешений (лицензий). Приказ МВД России от 20 ноября 2004 г. № 766, О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств: Приказ МВД России от 15 июля 2005 г. № 568, Об утверждения норм обеспечения оружием и патронами к нему для органов и организаций, указанный в ст. 13 ФЗ «Об оружии», занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников юридических лиц с особыми уставными задачами: Приказ МВД России от 13 апреля 2005 г. № 275, О создании Центральной комиссии МВД России по периодическим проверкам частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств: Приказ МВД России от 27 сентября 2005 г. № 783, Об утверждении Инструкции по организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации: Приказ МВД России от 19 июня 2006 г.

№ 447[4].

Представляется, что к объектам лицензионно-разрешительной системы, контроль за которыми обязаны осуществлять подразделения лицензионно-разрешительной работы, относятся только те, деятельность или оборот которых подлежат лицензированию этими подразделениями и исчерпывающий перечень этих объектов изложен в пунктах 20,21,22,23,24ст. 12 и в пунктах22,23,24 ст. 13 Закона Российской Федерации "О полиции", где сказано, что ОВД (полиция) имеют право:

Пункты 20,21,22,23,24 ст. 12:

20) выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему;

 

21) контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом;

 

22) осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

23) выдавать при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

 

24) осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий, установленных законодательством Российской Федерации;

Пункты22,23,24 ст. 13:

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

 

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

 

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

Объекты лицензионно-разрешительной системы принято подразделять на три группы: предметы, вещества и предприятия.

К предметам относятся: гражданское, служебное оружие и патроны к нему (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие с нарезным стволом, огнестрельное комбинированное оружие, газовые пистолеты и револьверы), а так же охотничье клинковое холодное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой и с национальными костюмами народов Российской Федерации.

К предприятиям, разрешения на открытие которых выдают подразделения лицензионно-разрешительной работы, относятся: предприятия, осуществляющие продажу оружия; оружейно-ремонтные и пиротехнические мастерские; частные детективные и охранные предприятия; службы безопасности; хранилища, склады, базы, в которых находятся огнестрельное оружие и патроны к нему, средства взрывания и охотничий порох; тиры, стрельбища, охотничье-спортивные стенды.

К веществам относятся взрывчатые материалы.

Следовательно, контроль за средствами цветного ксерокопирования и капельно-струйными принтерами, сильнодействующими ядовитыми, радиоактивными и наркотическими веществами, полиграфическими предприятиями, штемпельно-граверными мастерскими не должен входить в компетенцию подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Следует отметить, что решение этой проблемы предусмотрено пунктом 19 плана мероприятий по реализации Концепции совершенствования деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, объявленной приказом МВД России от 23 июня 1997 г. № 382.

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению вопросов, связанных с лицензированием в сфере оборота оружия и деятельности частных детективных и охранных структур, нам необходимо изложить некоторые, связанные с этим, основные понятия и принципы.

 

Основные понятия. [5]

 

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Кроме того, Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» даются определения юридических лиц с особыми уставными задачами и государственных военизированных организаций.

Так, статья 4 данного закона к юридическим лицам с особыми уставными задачами относит предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены функции по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Должностным лицам государственных органов и работникам юридических лиц для выполнения возложенных на них обязанностей разрешено ношение, хранение и применение служебного оружия.

А статья 5 названного закона к государственным военизированным организациям относит Министерство обороны РФ, МВД России, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную пограничную службу РФ, Службу внешней разведки РФ, Федеральную службу охраны РФ, Федеральную службу налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Прокуратуру РФ, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, войск гражданской обороны, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Государственную фельдъегерскую службу РФ Министерства связи Российской Федерации, должностные лица которых имеют право на ношение и использование боевого ручного стрелкового и холодного оружия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.