Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация человека к экстремальным факторам среды




 

Воздействие экологических факторов на приспособительные процессы организма человека связано с тем, что, попадая по различным причинам в природные условия, отличающиеся по адаптационной норме от нормы адаптации популяции, люди вынуждены первоначально биологически приспосабливаться к этим новым условиям как к экстремальным для функционирования их организмов.

К причинам возникновения экологических экстремальных воздействий на организм человека можно отнести ситуации, условно обозначенные как:

1) аварийные, когда человек или группа людей внезапно попадают на некоторое время в экологические условия, отличные от условий популяции;

2) условия экспедиции, когда группа людей заранее готовится к непродолжительному пребыванию в природной среде, экологически отличающейся от условий популяции, для выполнения трудовых функций;

3) освоение новых территорий, вызывающее необходимость адаптации к экологической среде популяции при необходимости выполнения трудовых функций.

При аварийной ситуации один человек или небольшая группа людей неожиданно оказываются в условиях природной среды в отрыве на некоторое время от популяции. Возникает необходимость в преадаптации к новым для человека условиям, в которых отсутствуют компенсаторное воздействие популяции и связь с нею.

Ко второму варианту относятся случаи, когда в аварийную ситуацию попадает функционально сформированный человек, но узкоспециализированный к определенному виду трудовой деятельности, требующей большой физической выносливости. Примером может служить матрос парусного флота Айртон, психологически дифференцированный к выполнению социально ограниченного комплекса функций. Несмотря на то, что социальная компенсация его существования в условиях необитаемого острова была осуществлена (ему оставили запас продовольствия, инструмент и оружие), она оказалась недостаточной для поддержания необходимого уровня его психической преадаптации. В результате на фоне сохранения биологических функций дизадаптировались социально-психические функции, произошла его десоциализация, одичание, возврат к досоциальному уровню. Но после его спасения и возвращения в среду социальной популяции произошла реадаптация, восстановились навыки речи и др.

Наиболее важную роль играет дизадаптация психологическая. Нарушение информационного стереотипа, вызывающего перегрузку психической структуры человека, ориентированную на социальную компенсацию, приводит к поломке структуры и функций психологической ориентировки, выражающейся в чувстве страха. Кажущаяся в некоторых случаях опасность для жизни вызывает панику, в результате которой человек не осуществляет функционально необходимых действий и погибает, как это происходит при кораблекрушениях. Безволие, отказ от активного освоения природных структур приводит к гибели. Это доказал эксперимент французского врача А. Бомбара, в течение 65 суток находившегося в условиях человека после кораблекрушения и доказавшего, что сила воли и мужество обеспечивают спасение и в экстремальных условиях. А. Бомбар таким образом показал, что в экстремальной обстановке возможна преадаптация организма к новым условиям при наличии волевых качеств, обусловивших психологическую резистентность к нарушению социальной компенсации.

Определяющими факторами, обеспечивающими успех выживания в этих экстремальных условиях и возвращения в условия популяции, являются конституциональные (физические и психологические) характеристики организма человека, уровень адаптации к социальным условиям, степень функциональной дифференциации и специализации индивида или группы людей.

Первый вариант охватывает случаи, когда в природную среду попадает ребенок, не адаптированный к условиям социального функционирования в популяции. В качестве конкретного примера можно привести случай, произошедший в Индии, когда в волчьем логове были обнаружены две девочки – Амалла 2 лет и Камала 7 лет. Дети адаптировались к условиям жизни в волчьей стае, которая обеспечила их организмам биологические функции. Попав в человеческое общество, девочки не смогли реадаптироваться к нему, несмотря на компенсаторные меры, которые были предприняты для облегчения их реадаптации. До конца жизни они не смогли овладеть прямохождением, речью и навыками человеческого общежития. При отсутствии компенсации биологических функций со стороны природной среды, осуществляемой хотя бы популяцией высших животных, ребенок гибнет вследствие истощения энергетических ресурсов, имевшихся в аварийной ситуации.

Примером целенаправленной деятельности в аварийных условиях является Робинзон, обладавший большим запасом социальной информации, чем Айртон. В аналогичных условиях жизни на необитаемом острове он сумел использовать природные условия для обеспечения своих жизненных функций, а затем создал условия социальной компенсации, предотвратившие его дизадаптацию и позволившие вернуться к социальной жизни, реадаптироваться к ней, избежав физической и психологической цены адаптации. Обладая более широкой социальной информацией – опытом, навыками и знаниями, Робинзон смог создать своим трудом условия, приближенные к функционированию в социальной среде.

В итоге можно заключить, что адаптивно-компенсаторные механизмы приспособления индивида к аварийному изменению экологической среды подчинены стратегии выживания, т.е. как можно более длительного сохранения физиологических функций организма на уровне преадаптации путем использования компенсаторных условий природной среды для последующего возвращения в условия социальной среды и реадаптации к ней.

Исходя из наличия перечисленных факторов, можно выделить следующие условные типовые варианты приспособления к аварийной ситуации:

1) вариант «Маугли» (персонаж из романа Р. Киплинга);

2) вариант «Айртон» (матрос из романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта», выселенный на необитаемый остров);

3) вариант «Робинзон» (персонаж из романа Д. Дэфо).

Второй вид адаптации к изменению экологических условий возникает в ситуации, обозначенной как экспедиция, т.е. необходимость для группы людей в течение определенного времени выполнять трудовые функции автономно в условиях природной среды. Имеется ряд профессий, которые предусматривают такую деятельность как профессиональную норму: моряки, геологи, исследователи неосвоенных природных районов, водоемов, космонавты и др. В отличие от аварийной ситуации, возникающей неожиданно для людей, экспедиционные условия предусматривают соответствующую подготовку, которая может быть обозначена как предкомпенсация. В конечном счете, эти меры должны обеспечить минимальную адаптацию индивидов к новым условиям, снизить цену адаптации, облегчить реадаптацию после возвращения из экспедиции. К таким мерам относятся:

- индивидуальный подбор участников с учетом их биологических и психологических характеристик;

- специальная подготовка, обеспечивающая преадаптацию к будущим нагрузкам;

- обеспечение функциональной универсальности экспедиции за счет подбора соответствующих специалистов;

- обеспечение индивидуальными средствами защиты от влияния природных факторов;

- в необходимых случаях создание искусственной среды, изолирующей участников от непосредственного воздействия природных условий.

Так, в условиях Арктики и Антарктики в первую очередь компенсируется влияние низких температур, а в тропиках и пустынях – влияние высокой температуры и отсутствие воды; в необходимых случаях компенсируется количество и качество пищевого рациона, кислородная недостаточность и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.