Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортных и складских работ

Лекция по охране труда № 8

 

Организация и безопасность погрузочно-разгрузочных,

Грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным дви­жением грузозахватного органа в пространстве. Грузо­подъемные машины предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки прост­ранства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны.

Подъемники поднимают груз по определенной траекто­рии, заданной жесткими направляющими. К подъемни­кам относятся, например, лифты (грузовые и для подъема людей).

Краном называется грузоподъемная машина, предназ­наченная для подъема и перемещения груза, подвешенно­го с помощью грузового крюка или другого грузозахватно­го органа.

Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду гру­зозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.), по ходо­вому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.

Для обеспечения безопасности подъемно-транспортные устройства проектируют и эксплуатируют в соответствии с требованиями специальных правил (Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации лифтов и др.) и стандартов ССБТ.

Нормативные документы содержат следующие требо­вания, обеспечивающие безопасность эксплуатации гру­зоподъемного оборудования:

♦ обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т.п.);

♦ обязательное применение предохранительных уст­ройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимае­мого груза, концевых выключателей механизмов пере­движения, ловителей, тормозов, аварийных выключате­лей, ограничителей скорости и др.);

♦ регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;

♦ получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применени­ем сварки.

Все части грузоподъемных механизмов, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие, доступные и находящиеся под напряжением части элект­рооборудования и т.п.), должны быть надежно ограждены. Скорость передвижения кранов, управляемых с пола, недолжна превышать 0,83 м/с (50 м/мин), а их тележек – 0,53 м/с (32 м/мин).

Уклон пути грузовых тележек у козловых и консольных кранов при наиболее неблагоприятном положении те­лежки с наибольшим рабочим грузом не должен превы­шать 0,003. Однако это не относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально замкнутого типа или тележ­ка перемещается канатной тягой.

Грузоподъемные машины с машинным приводом обо­рудуют устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

♦ механизма подъема грузозахватного органа в его крайнем верхнем и нижнем положениях;

♦ механизма изменения вылета стрелы в крайних ее положениях;

♦ механизма передвижения грузоподъемных кранов по рельсам, если скорость крана перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы пере­движения башенного, козлового крана пролетом более 16 м и мостового перегружателя должны быть оборудованы концевыми выключателями независимо от скорости пе­редвижения;

♦ механизмов передвижения мостовых, козловых кон­сольных кранов или их тележек, работающих на одном пути.

Концевой выключатель механизма подъема груза уста­навливают так, чтобы после остановки захватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным орга­ном и упором был у электроталей не менее 50 мм, а у всех других грузоподъемных машин не менее 200 мм.

Стреловые самоходные, железнодорожные башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидыва­ния оборудуют ограничителями грузоподъемности, авто­матически отключающими механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы при массе груза, превышающей номинальную грузоподъемность более чем на 10%, а для башенных кранов (с грузовым моментом до 20 т м вклю­чительно) и портальных кранов - более чем на 15%.

Легкодоступные, находящиеся в движении части гру­зоподъемной машины, которые могут быть причиной не­счастного случая, закрывают прочно укрепленными ме­таллическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку. Обязательному ограждению подлежат:

♦ соединительные муфты, расположенные в местах прохода;

♦ зубчатые, червячные и цепные передачи;

♦ барабаны, находящиеся вблизи рабочего места кра­новщика или в проходах, при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабан;

♦ вал механизма передвижения кранов мостового типа
при частоте вращения 50 об./мин и более.

Основные требования к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов заключаются в следующем.

Руководители предприятий, занимающихся эксплуа­тацией грузоподъемных машин, обязаны обеспечить лич­но или организовать содержание машин, съемных грузо­захватных приспособлений, тары в исправном состоянии и безопасную их работу в соответствии с Правилами уст­ройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кра­нов (Правила по кранам). Для этого они назначают ответ­ственных за содержание грузоподъемных машин в исп­равном состоянии и за безопасное производство работ кранами из числа работников, имеющих соответствующую квалификацию. Кроме того, на предприятиях и в органи­зациях, осуществляющих эксплуатацию грузоподъемных машин, руководитель приказом назначает инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплу­атацией грузоподъемных машин, съемных грузозахват­ных приспособлений и тары (лицо по надзору) после про­верки у него знаний Правил.

При отсутствии лица по надзору его обязанности вы­полняет руководитель предприятия в полном объеме тре­бований Правил.

Подготовка крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров и стропальщиков производится по раз­решению органа технадзора в профессионально-техниче­ских училищах или учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, создаваемых на предприятиях, распо­лагающих необходимой базой для теоретического и практического обучения.

Не регистрируются в органах технадзора следующие ) грузоподъемные машины:

♦ краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

♦ краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пуль­та, по радиоканалу или однопроводной линии связи;

♦ краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также краны, у которых при ручном подводе механизмов - передвижения в качестве механизмов подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;

♦ краны стрелового типа с постоянным вылетом или без механизма поворота;

♦ переставные краны для монтажа мачт, труб, устанав­ливаемые на монтируемом сооружении;

♦ краны, установленные на экскаваторах и других тех­нологических машинах, используемые только для ремон­та этих машин;

♦ электрические тали и лебедки для подъема груза и (или) людей.

Регистрации в органах технадзора (инспекциях) до пуска в работу подлежат следующие грузоподъемные машины:

♦ краны всех типов, кроме вышеперечисленных;

♦ краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенном на канате, или электро­магнитом;

♦ грузовые электрические тележки с кабиной управле­ния, передвигающиеся по наземным рельсовым путям.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации в органах технадзора, должно быть получено от этих органов в следующих случаях:

♦ после монтажа, вызванного установкой грузоподъем­ной машины на новом месте (кроме стреловых самоход­ных кранов);

♦ после реконструкции грузоподъемной машины;

♦ перед пуском в эксплуатацию вновь зарегистриро­ванной грузоподъемной машины;

♦ после ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций грузоподъемной машины с применением сварки;

♦ после установки портального крана на новом месте работы.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выда­ется лицом по надзору на основании документации заво­да-изготовителя и результатов технического освидетель­ствования.

Вновь установленные грузоподъемные машины, а так­же съемные грузозахватные приспособления, на которые распространяются Правила по кранам, до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освиде­тельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технадзора, проходят техническое.: освидетельствование до их регистрации.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

♦ частичному не реже одного раза в 12 мес;

♦ полному не реже одного раза в три года, за исключе­нием редко используемых машин.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины проводится после:

♦ монтажа машины на новом месте;

♦ ее реконструкции;

♦ ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки;

♦ установки сменного стрелового оборудования или за­мены стрелы;

♦ капитального ремонта или замены грузовой (стрело­вой) лебедки;

♦ замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание);

♦ замены несущих или вантовых канатов кранов ка­бельного типа;

♦ установки портального крана на новом месте работы.

Техническое освидетельствование позволяет устано­вить, что:

♦ грузоподъемная машина находится в исправном сос­тоянии, обеспечивающем ее

безопасную работу;

♦ грузоподъемная машина и ее установка соответствуют требованиям Правил по

кранам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;

♦ организация надзора и обслуживания грузоподъемной машины соответствует требованиям Правил по кранам.

При полном техническом освидетельствовании гру­зоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании грузоподъем­ной машины осматриваются и проверяются в работе ее узлы и механизмы, электрооборудование, приборы безопас­ности, тормоза, ходовые колеса и аппараты управления, а также освещение, сигнализация и регламентированные Правилами габариты.

Кроме того, проверяются: состояние металлоконструк­ций машины и ее сварных (клепаных) соединений; состо­яние крюка и его нарезной части, фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя механизма подъема; состояние изоляции и защиты ее от механических повреждений, проводов и заземления электрического крана с измерени­ем их сопротивления; соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа; состояние кранового пути; состояние канатов и их крепления и т.д.

Статическое испытание грузоподъемной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей ее грузо­подъемность, с целью проверки ее прочности.

Например, статическое испытание мостового крана и передвижного консольного проводится следующим обра­зом. Кран устанавливается над опорами крановых путей, а его тележка (тележки) — в положение, отвечающее наи­большему прогибу. Груз захватывается крюком и подни­мается на высоту 100 - 200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. Затем груз опускает­ся, после чего проверяется отсутствие остаточной дефор­мации моста крана.

Кран считается выдержавшим испытание, если в тече­ние 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточной деформа­ции и других повреждений металлоконструкций и меха­низмов.

Динамическое испытание грузоподъемной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъем­ность машины, с целью проверки действия ее механизмов и тормозов.

При динамическом испытании проводятся многократ­ные подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов грузоподъемной маши­ны при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

Браковка элементов грузоподъемных машин проводит­ся по нормам, приведенным в табл. 1.


Таблица 1. Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин

 

Элементы Дефекты, при наличии которых элемент выбраковывается
Ходовые колеса кранов и тележек Трещины любых размеров Выработка поверхности реборды до 50% первоначальной толщины Выработка поверхности катания, уменьшаю­щая первоначальный диаметр колеса на 2% Разность диаметров колес, связанных между собой кинематически, более 0,5%
Блоки Износ ручья блока более 40% первоначального радиуса ручья
Барабаны Трещины любых размеров Износ ручья барабана по профилю более 2 мм
Крюки Трещины и надрывы на поверхности. Износ зева более 10% первоначальной высоты вертикального сечения крюка
Шкивы тормозные Трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности Износ рабочей поверхности обода более 25% первоначальной толщины
Накладки тормоз­ные Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки Износ тормозной накладки по толщине до появ­ления головок заклепок или более 50% перво­начальной толщины

Таблица 2. Границы выбраковки канатных строп

 

Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
3d 6d 30d

Браковка съемных грузозахватных приспособлений производится в соответствии с нормативной документаци­ей, а при ее отсутствии - по нормам, приведенным в Пра­вилах. В частности, канатный строп двойной свивки вы­браковывается, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает значения, приведенные в табл. 2 (d - диаметр каната, мм).

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при умень­шении диаметра сечения звена цепи вследствие износа бо­лее 10%.

Оценку безопасности использования канатов произво­дят по следующим критериям:

♦ характер и число обрывов проволок, в том числе на­личие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосре­доточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

♦ разрыв пряди;

♦ поверхностный и внутренний износ;

♦ поверхностная и внутренняя коррозия;

♦ местное уменьшение диаметра каната, включая раз­рыв сердечника;

♦ уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

♦ деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;

♦ повреждение в результате температурного воздей­ствия или электрического дугового разряда.

Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплав­ленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядови­тые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

Производство работ грузоподъемными машинами мо­жет осуществляться предприятиями и гражданами (предпринимателями), являющимися владельцами грузо­подъемных машин и имеющими лицензию органа технад­зора на их эксплуатацию.

При работе грузоподъемной машины не допускается: вход в кабину грузоподъемной машины во время ее дви­жения; нахождение людей возле работающего стрелового самоходного или башенного крана во избежание зажатия их между поворотной и неповоротной частями крана; перемещение груза, находящегося в неустойчивом поло­жении или подвешенного за один рог двурогого крюка, и перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы увеличения эффективности адаптации | Сущность и структура политического процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.