Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели международного экономического права




В общем плане цели международного экономического права должны пониматься в контексте с целями общего современного международного права, носящего общедемократический характер. Следовательно, меж­дународное экономическое право в пределах сферы своего дей­ствия в качестве отрасли общего международного права, имеет целью регулировать международные экономические отношения и сотрудничество, направленное на обеспечение мира и между­народной безопасности.

Международные экономические отношения и сотрудничество, регулируемые международным экономическим правом, должны способствовать:

■ укреплению доверия между государствами,

■ нормализации международных отношений,

■ совместному решению глобальных проблем человечества,

■ содействию международно-правовыми средствами демо­
кратизации международных экономических отношений,
обеспечению стабильности и устойчивости международных
экономических отношений, равноправия, взаимной выгоды,
добросовестного выполнения международных обязательств;

■ устранению из международных экономических отношений
:- любых форм дискриминации, проявлений экономического

диктата и иных видов экономической агрессии; • содействию международно-правовыми средствами форми­рованию системы международной экономической безо­пасности.

Принципы международного экономического права Для успеш­ного достижения указанных целей международным сообществом были выработаны принципы международного экономического пра­ва, которые нашли свое отражение в многосторонних договорах и соглашениях.

Так, в июне 1964 г. в Женеве состоялась международная конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в кото­рой участвовало 120 стран. Конференция приняла резолюцию «Принципы, определяющие международные торговые отноше­ния и торговую политику, способствующие развитию», где из­ложены основные принципы современной международной торговли.

1. Экономические отношения между странами должны осно­вываться на уважении суверенного равенства, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела других государств.

2. Не должно быть дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем.

3. Каждая страна имеет право суверенно торговать с другими странами.

4. Экономическое развитие и социальный прогресс должны быть общим делом всего международного сообщества, содейство­вать укреплению мирных отношений между странами.

5. Национальная и международная экономическая политика должна быть направлена на достижения международного разде­ления труда в соответствии с потребностями развивающихся стран, в частности, и всего мира в целом.

6. Международная торговля должна регулироваться такими правилами, которые совместимы с экономическим и социаль­ным прогрессом.

7. Все страны должны сотрудничать путем заключения соот­ветствующих международных договоров на рациональной осно­ве в осуществлении мер, направленных на увеличение и стаби-

лизацию экспортной выручки от сырьевых товаров по справед­ливым и выгодным ценам.

8. Международная торговля должна быть взаимовыгодной и вестись на основе режима наибольшего благоприятствования, и в рамках этой торговли не должно предприниматься действий, наносящих ущерб торговым интересам других стран.

9. Развитые страны, участвующие в региональных экономи­ческих группировках, не должны наносить ущерба или неблаго­приятно воздействовать на расширение их импорта из «третьих стран», в частности из развивающихся стран, взятых отдельно или вместе.

 

10. Следует содействовать развитию региональных экономи­ческих группировок, интеграции и других форм экономического сотрудничества между развивающимися странами и качестве средства расширения их внутрирегиональной и межрегиональ­ной торговли и поощрения их экономического роста.

11. Международные учреждения и развитые страны должны обеспечить увеличение притока международной финансовой и технической помощи для поддержки развивающихся стран. Ме­ждународная финансовая и валютная политика должна быть разработана таким образом, чтобы полностью учитывать по­требности развивающихся стран в области торговли и развития.

12. Значительная часть ресурсов, высвобождаемая на последо­вательных этапах в результате заключения соглашения о всеоб­щем и полном разоружении под эффективным международным контролем, должна быть предназначена для целей содействия экономическому развитию развивающихся стран.

13.Для содействия экономическому развитию государств, не имеющих выхода к морю, необходимо предоставление воз­можностей, которые позволят им преодолеть влияние внутри-континентального положения на их торговлю.

14. Полная деколонизация в соответствии с Декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, и ликвидация остатков колониализма во всех его про­явлениях является необходимым условием для экономического развития и осуществления суверенных прав на естественные бо­гатства.

Данные принципы международного экономического права были направлены в первую очередь на обеспечение экономиче­ского роста обретших независимость развивающихся стран с це­пью создания благоприятных условий их экономического и по­литического развития.

Рост международных экономических отношений и укрепле­ние экономики развивающихся стран привели к постановке в рамках ООН проблем, связанных со всем комплексом междуна­родных экономических связей.

Базу международно-правового регулирования экономических отношений составляют принципы, отображенные в Хартии эко­номических прав и обязанностей государств, принятой на XXTV сес­сии ГА ООН в 1974 г.

Хартия предусматривает, что экономические, а также поли­тические и другие отношения между государствами регулируют­ся следующими основными принципами международного права:

■ суверенитет, территориальная целостность и политическая независимость государств;

■ суверенное равенство всех государств;

■ ненападение;

■ невмешательство;

• взаимная и справедливая выгода;

■ мирное сосуществование;

■ равноправие и самоопределение народов;

• мирное урегулирование споров;

■ устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают нацию естественных средств, необходимых для их естественного развития;

■ добросовестное выполнение международных обязательств;

■ уважение прав и основных свобод человека;

■ отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния;

■ содействие международной социальной справедливости;

■ международное сотрудничество в целях развития;

■ свободный доступ к морю и из него для стран, не имею­щих выхода к морю.

В соответствии с основными принципами выделяются спе­циальные отраслевые принципы международного экономического права.

1. Принцип свободы выбора формы организации внешнеэконо­мических связей вытекает из принципа самоопределения наро­дов. В Хартии экономических прав и обязанностей государств сказано: «Каждое государство имеет право участвовать в меж­дународной торговле и в других формах организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двухсторонние и многосторонние соглашения, соответствующие его междуна­родным обязательствам и потребностям международного эко­номического сотрудничества». Независимо от воли других государств каждое государство осуществляет свои внешнеэкономи­ческие связи на основе:

таможенно-тарифной системы, которая характеризуется установлением и взиманием импортных и экспортных

пошлин;

■ системы контингентирования импорта и экспорта товаров,
характеризуемой тем, что государство устанавливает

ограничения ввоза и вывоза товаров в течении определенного

времени;

■ запретительно-разрешительной (лицензионной) системы,
согласно которой ввоз и вывоз товаров производится на
основе специальных разрешений (лицензий), в каждом от­
дельном случае, по запросу заинтересованного лица;

■ свободы торговли, т.е. свободного ввоза и вывоза товаров
без какого-либо регулирования со стороны государства.

2. Принцип суверенитета государств над своими природными
ресурсами и своей экономической деятельностью
является конкретизацией в международных экономических отношениях

принципа суверенного равенства государств. Так, Конвенция ООН
по морскому праву 1982 г. закрепила суверенные права прибрежных государств на живые и минеральные ресурсы

экономической зоны и континентального шельфа.

3. Принцип экономической недискриминации предполагает уча­стие всех стран на основе равенства в разрешении мировых эко­номических проблем в общих интересах.

4. Принцип справедливого экономического сотрудничества и вза­имной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъяв­ления и равенства прав и обязанностей сотрудничающих сторон.

5. Принцип содействия социальному прогрессу (международной социальной справедливости) предполагает использование уси­лий международного сообщества в целях поступательного разви­тия всех государств. Каждое государство имеет право получать выгоды от достижений науки и техники для ускорения своего экономического и социального развития».

 

6. Принцип развития международных экономических и научно-технических отношений между государствами имеет прямую связь с предусмотренным Уставом ООН принципом международного сотрудничества в решении международных проблем экономиче­ского, культурного и гуманитарного характера. Все государства должны содействовать международному научному и техниче­скому сотрудничеству и передачи технологий.

Принцип международного экономического сотрудничества в целях развития вытекает из общего принципа международного права, представляя собой его модификацию применительно к одной из важнейших проблем современности — ликвидации от­сталости развивающихся стран. Освободившиеся страны в силу общепризнанных принципов международного права имеют пра­во на самостоятельный выбор средств и направлений своего экономического развития.

8. Принцип свободного доступа к морю и от него странам, не имеющим выхода к морю.

Кроме того, выделяется группа принципов, носящих договор­ный характер, т.е. принципы, действующие во взаимоотношении между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя кон­кретные договорные обязательства. Они определяются как пра­вовые режимы экономического сотрудничества:

1) режим наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому государст­ву, его юридическим и физическим лицам в той или иной согла­сованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим (права, преимущества, привилегии и льготы), как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим или физическим лицам;

2) национальный режим заключается в том, что иностранные граждане, иностранные предприятия и иностранные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны, национальными предприятиями и продукцией;

3) преференциальный режим выражается в предоставлении иностранному государству, его физическим и юридическим ли­цам особых прав, привилегий и льгот при условии, что предос­тавляющее государство, его физические и юридические лица пользуются аналогичными льготами в данном государстве.

Глава 2. Международные экономические организации

Виды международных экономических организаций Междуна­родные экономические организации в сфере внешней торговли стали появляться в первой половине XX в., когда производи­тельные силы общества начали выходить за рамки националь­ных границ, и выросло значение международных экономиче­ских связей.

Рост международной торговли после Второй мировой войны повлек за собой создание новых международных организаций

(как при ООН, так и вне ее), основное направление которых — поиск путей универсального урегулирования международных экономических отношений, и в первую очередь международной торговли, в виду их особого значения. Число международных экономических организаций достигло сегодня порядка 4000.

Среди международных экономических организаций следует различать:

1) по характеру членства — межгосударственные (межправи­
тельственные), членами которых являются государства; неправи­
тельственные, членами которых являются те или иные внутри­
государственные организации или органы, общественные орга­
низации или частные лица;

2) по характеру деятельности — постоянно действующие (такие организации создаются на основе экономических догово­ров); временные (действующие в процессе созываемых конфе­ренций, совещаний);

3) по уровню компетенции — организации компетентные по общим вопросам международной торговли; организации компе­тентные по отдельным видам товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.