КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели международного экономического права
В общем плане цели международного экономического права должны пониматься в контексте с целями общего современного международного права, носящего общедемократический характер. Следовательно, международное экономическое право в пределах сферы своего действия в качестве отрасли общего международного права, имеет целью регулировать международные экономические отношения и сотрудничество, направленное на обеспечение мира и международной безопасности. Международные экономические отношения и сотрудничество, регулируемые международным экономическим правом, должны способствовать: ■ укреплению доверия между государствами, ■ нормализации международных отношений, ■ совместному решению глобальных проблем человечества, ■ содействию международно-правовыми средствами демо ■ устранению из международных экономических отношений диктата и иных видов экономической агрессии; • содействию международно-правовыми средствами формированию системы международной экономической безопасности. Принципы международного экономического права Для успешного достижения указанных целей международным сообществом были выработаны принципы международного экономического права, которые нашли свое отражение в многосторонних договорах и соглашениях. Так, в июне 1964 г. в Женеве состоялась международная конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в которой участвовало 120 стран. Конференция приняла резолюцию «Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию», где изложены основные принципы современной международной торговли. 1. Экономические отношения между странами должны основываться на уважении суверенного равенства, самоопределения народов и невмешательства во внутренние дела других государств. 2. Не должно быть дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем. 3. Каждая страна имеет право суверенно торговать с другими странами. 4. Экономическое развитие и социальный прогресс должны быть общим делом всего международного сообщества, содействовать укреплению мирных отношений между странами. 5. Национальная и международная экономическая политика должна быть направлена на достижения международного разделения труда в соответствии с потребностями развивающихся стран, в частности, и всего мира в целом. 6. Международная торговля должна регулироваться такими правилами, которые совместимы с экономическим и социальным прогрессом. 7. Все страны должны сотрудничать путем заключения соответствующих международных договоров на рациональной основе в осуществлении мер, направленных на увеличение и стаби- лизацию экспортной выручки от сырьевых товаров по справедливым и выгодным ценам. 8. Международная торговля должна быть взаимовыгодной и вестись на основе режима наибольшего благоприятствования, и в рамках этой торговли не должно предприниматься действий, наносящих ущерб торговым интересам других стран. 9. Развитые страны, участвующие в региональных экономических группировках, не должны наносить ущерба или неблагоприятно воздействовать на расширение их импорта из «третьих стран», в частности из развивающихся стран, взятых отдельно или вместе.
10. Следует содействовать развитию региональных экономических группировок, интеграции и других форм экономического сотрудничества между развивающимися странами и качестве средства расширения их внутрирегиональной и межрегиональной торговли и поощрения их экономического роста. 11. Международные учреждения и развитые страны должны обеспечить увеличение притока международной финансовой и технической помощи для поддержки развивающихся стран. Международная финансовая и валютная политика должна быть разработана таким образом, чтобы полностью учитывать потребности развивающихся стран в области торговли и развития. 12. Значительная часть ресурсов, высвобождаемая на последовательных этапах в результате заключения соглашения о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем, должна быть предназначена для целей содействия экономическому развитию развивающихся стран. 13.Для содействия экономическому развитию государств, не имеющих выхода к морю, необходимо предоставление возможностей, которые позволят им преодолеть влияние внутри-континентального положения на их торговлю. 14. Полная деколонизация в соответствии с Декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, и ликвидация остатков колониализма во всех его проявлениях является необходимым условием для экономического развития и осуществления суверенных прав на естественные богатства. Данные принципы международного экономического права были направлены в первую очередь на обеспечение экономического роста обретших независимость развивающихся стран с цепью создания благоприятных условий их экономического и политического развития. Рост международных экономических отношений и укрепление экономики развивающихся стран привели к постановке в рамках ООН проблем, связанных со всем комплексом международных экономических связей. Базу международно-правового регулирования экономических отношений составляют принципы, отображенные в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой на XXTV сессии ГА ООН в 1974 г. Хартия предусматривает, что экономические, а также политические и другие отношения между государствами регулируются следующими основными принципами международного права: ■ суверенитет, территориальная целостность и политическая независимость государств; ■ суверенное равенство всех государств; ■ ненападение; ■ невмешательство; • взаимная и справедливая выгода; ■ мирное сосуществование; ■ равноправие и самоопределение народов; • мирное урегулирование споров; ■ устранение несправедливостей, возникших в результате применения силы, которые лишают нацию естественных средств, необходимых для их естественного развития; ■ добросовестное выполнение международных обязательств; ■ уважение прав и основных свобод человека; ■ отсутствие стремления к гегемонии и сферам влияния; ■ содействие международной социальной справедливости; ■ международное сотрудничество в целях развития; ■ свободный доступ к морю и из него для стран, не имеющих выхода к морю. В соответствии с основными принципами выделяются специальные отраслевые принципы международного экономического права. 1. Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей вытекает из принципа самоопределения народов. В Хартии экономических прав и обязанностей государств сказано: «Каждое государство имеет право участвовать в международной торговле и в других формах организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двухсторонние и многосторонние соглашения, соответствующие его международным обязательствам и потребностям международного экономического сотрудничества». Независимо от воли других государств каждое государство осуществляет свои внешнеэкономические связи на основе: • таможенно-тарифной системы, которая характеризуется установлением и взиманием импортных и экспортных пошлин; ■ системы контингентирования импорта и экспорта товаров, ограничения ввоза и вывоза товаров в течении определенного времени; ■ запретительно-разрешительной (лицензионной) системы, ■ свободы торговли, т.е. свободного ввоза и вывоза товаров 2. Принцип суверенитета государств над своими природными принципа суверенного равенства государств. Так, Конвенция ООН экономической зоны и континентального шельфа. 3. Принцип экономической недискриминации предполагает участие всех стран на основе равенства в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах. 4. Принцип справедливого экономического сотрудничества и взаимной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъявления и равенства прав и обязанностей сотрудничающих сторон. 5. Принцип содействия социальному прогрессу (международной социальной справедливости) предполагает использование усилий международного сообщества в целях поступательного развития всех государств. Каждое государство имеет право получать выгоды от достижений науки и техники для ускорения своего экономического и социального развития».
6. Принцип развития международных экономических и научно-технических отношений между государствами имеет прямую связь с предусмотренным Уставом ООН принципом международного сотрудничества в решении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера. Все государства должны содействовать международному научному и техническому сотрудничеству и передачи технологий. Принцип международного экономического сотрудничества в целях развития вытекает из общего принципа международного права, представляя собой его модификацию применительно к одной из важнейших проблем современности — ликвидации отсталости развивающихся стран. Освободившиеся страны в силу общепризнанных принципов международного права имеют право на самостоятельный выбор средств и направлений своего экономического развития. 8. Принцип свободного доступа к морю и от него странам, не имеющим выхода к морю. Кроме того, выделяется группа принципов, носящих договорный характер, т.е. принципы, действующие во взаимоотношении между государствами лишь тогда, когда они взяли на себя конкретные договорные обязательства. Они определяются как правовые режимы экономического сотрудничества: 1) режим наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому государству, его юридическим и физическим лицам в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим (права, преимущества, привилегии и льготы), как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим или физическим лицам; 2) национальный режим заключается в том, что иностранные граждане, иностранные предприятия и иностранные товары уравниваются в правах с собственными гражданами данной страны, национальными предприятиями и продукцией; 3) преференциальный режим выражается в предоставлении иностранному государству, его физическим и юридическим лицам особых прав, привилегий и льгот при условии, что предоставляющее государство, его физические и юридические лица пользуются аналогичными льготами в данном государстве. Глава 2. Международные экономические организации Виды международных экономических организаций Международные экономические организации в сфере внешней торговли стали появляться в первой половине XX в., когда производительные силы общества начали выходить за рамки национальных границ, и выросло значение международных экономических связей. Рост международной торговли после Второй мировой войны повлек за собой создание новых международных организаций (как при ООН, так и вне ее), основное направление которых — поиск путей универсального урегулирования международных экономических отношений, и в первую очередь международной торговли, в виду их особого значения. Число международных экономических организаций достигло сегодня порядка 4000. Среди международных экономических организаций следует различать: 1) по характеру членства — межгосударственные (межправи 2) по характеру деятельности — постоянно действующие (такие организации создаются на основе экономических договоров); временные (действующие в процессе созываемых конференций, совещаний); 3) по уровню компетенции — организации компетентные по общим вопросам международной торговли; организации компетентные по отдельным видам товаров.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |