Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в период правления

Психолого-педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в вузе, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника.

Возрастающие требования к педагогической культуре спе­циалиста в любой сфере деятельности нашли отражение в та­ких его характеристиках, как «конкурентоспособность» и «про­фессиональная компетентность».

Среди множества качеств, которые определяют и характе­ризуют конкурентоспособность личности, системообразующими являются:

• четкость личных целей и ценностных ориентации;

• высоко развитые организаторские и коммуникативные умения;

• открытость новациям, творческое отношение к делу;

• способность к риску;

• независимость;

• способность к непрерывному саморазвитию и самообра­зованию;

• стремление к высокому качеству конечного продукта сво­его труда

Компетентность как личностная характеристика не сводит­ся только к уровню овладения личностью определенными зна­ниями и умениями. Компетенция — это способность, основан­ная на ценностях, личностной направленности, знаниях, опыте, приобретенных личностью в процессе обучения. Она выража­ется в мобилизации личностью полученных знаний и опыта в конкретной ситуации. Быть профессионально компетентным человеком означает способность мобилизовать себя, собственные знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности и складывающейся ситуации. Поэто­му важнейшими составляющими профессиональной компетент­ности личности выступают профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся ус­ловиям трудовой деятельности.

Основу общей педагогической культуры специалиста состав­ляют следующие знания и умения выпускника вуза:

— знание предмета педагогики, ее научных разделов, ос­новных категорий, отраслей педагогических знаний, ме­тодологических подходов педагогики и ее методов иссле­дования, педагогических явлений и закономерностей, понимание и учет их в жизни и деятельности;

— понимание зависимости собственного жизненного успеха, самореализации и самоутверждения в жизни от собствен­ного уровня образованности, воспитанности, обученности и развитости;

— знание педагогических основ воспитания и развития де­тей в семейной жизни;

— знание психолого-педагогических условий обеспечения здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, под­готовки к поведению в экстремальных жизненных ситуа­циях;

— умение осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, производственных ситуаций и оценивать уров­ни образованности, воспитанности, обученности и разви­тости конкретного человека;

— знание и умение использовать основные методы обучения и воспитания, приемы педагогического такта и техники, осуществлять основные педагогические действия в работе и общении с детьми и взрослыми (педагогическое наблю­дение и анализ фактов, разработку проекта педагогиче­ской деятельности, педагогический контроль и оценку, коррекцию, рефлексию);

— умение осуществлять самовоспитание и самообразование,
саморазвитие творческих способностей, профессиональное самосовершенствование.

Профессионально-педагогическую культуру специалиста наряду с вышеуказанными знаниями и навыками определяют:

• понимание зависимости эффективности процесса труда и его результатов от сформированности ряда педагогических способностей всех участников производственного процесса;

• знание педагогических основ управления и повышения качества производства;

• понимание и управление педагогическими возможностями различных условий трудовой деятельности, умение их учитывать при решении профессиональных задач и вы­полнения управленческих функций;

• умение использовать педагогический инструментарий (средства, методы, приемы, технологии) для решения про­изводственных задач, проведения учебных занятий и се­минаров с персоналом по профессиональным проблемам.

Вьшепредставленная совокупность знаний и умений харак­теризует психолого-педагогическую культуру специалиста любой отрасли. Она формируется посредством освоения студентами системы социально-гуманитарных предметов, в том числе психолого-педагогических дисциплин, среди которых первостепенное место отводится курсам «Основы психологии и педагогики:» (ступень бакалавриата), «Педагогика и психология высшей шкоды» (ступень магистратуры). Средством эф­фективного формирования у студентов психолого-педагогической компетентности выступает реализация личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе, предпо­лагающих использование активных, проектно-исследовательских форм и методов обучения, которые обеспечивают овла­дение будущими специалистами не только знаниями, но и спо­собами профессионального мышления и деятельности, а также стимулируют их к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными факторами развития психолого-педагогической культуры студентов являются комплексное воздействие на них учебных и внеаудиторных форм и методов обучения, активное включение их в социально значимую работу (волонтерские бригады, клубы по интересам, летние отряды и др.), которые направлены на формирование у будущих специалистов ценных социально-педагогических умений и навыков. Изучение кур­сов психологии и педагогики в системе профессионального образования на разных ступенях не может быть абсолютно стандартным и должно осуществляться дифференцирование. Содержание психолого-педагогической подготовки студентов определяется, прежде всего, требованиями их будущей про­фессиональной деятельности. Можно в самом общем виде выде­лить четыре группы профессий и соответственно им четыре ос­новных вида педагогической подготовки студентов.

Первый вид — обязательная минимальная психолого-педагогическая подготовка. Она необходима любому человеку для осуществления профессиональной деятельности. Нет таких людей и профессий, которые не были бы связаны в определен­ной степени с вопросами и проблемами психолого-педагогической природы, не оказывали то или иное психолого-педагогическое влияние на других людей. Именно реализации этой объективной связи и влияния на окружаю­щих отвечает минимальная подготовка студентов по основам педагогики.

Второй вид — углубленная психолого-педагогическая подготовка. Есть немало профессий, которые наряду со специальными функциями реализуют и психолого-педагогическую функцию. Реализация психолого-педагогической функции предполагает проведение в профес­сиональной деятельности особой работы, ориентированной на достижение определенного психолого-педагоги­ческого результата, который выступает необходимым услови­ем достижения высоких показателей. Кроме того, эта функция имеет и самостоятельную социальную, гуманную, личностную ценность; она объективно необходима в политической, управ­ленческой, юридической, социальной деятельности, работе с персоналом в средствах массовой информации и печати, мар­кетинговой, рекламной деятельности и многих других. В любой профессиональной деятельности необходимо видеть человека и проявлять к нему не абстрактно-технологический подход (т. е. не относиться к нему как к инструменту, средству для достижения личных и профессиональных целей), а личностно-ориентированный. Этот подход предполагает отношение к человеку как к личности, требующей понимания, уважения и учета ее интересов. Эта углубленная функциональная психо­лого-педагогическая подготовка осуществляется посредством освоения студентами непедагогических специальностей допол­нительных спецкурсов по педагогике.

Третий вид — дополнительная образовательная психолого-педагогическая подготовка. Существуют профессии, которые по названию не являются пе­дагогическими, но по главным профессиональным целям и задачам, принципам и методам работы определяются, по суще­ству, как педагогические. К ним следует отнести, например, преподавателей высшей школы, учебно-вспомогательный персонал в вузах, некоторых работников кад­ровых служб, работников профилактических учреждений, правоохранительных органов и др. Неотъемлемой составной частью их образования должна стать серьезная психолого-педагогическая подготовка, которая осуществляется через усво­ение студентами на ступени магистратуры обязательного курса «Педагогика и психология высшей школы», а также через по­лучение будущими специалистами дополнительного педагоги­ческого образования.

Четвертый вид — основное (базовое) психолого-педагогическое образование. Оно необходимо специалистам с высшим образованием, занимающимся профессионально психо­логической или педагогической деятельностью. Эта учителя, воспитатели дошкольных и иных учреждений, психологи, со­циальные педагоги и работнику консультанты и эксперты по проблемам педагогики, сотрудники педагогических служб, научно-исследовательских учреждений системы образования.

Николая I (1825–1855 гг.)

 

Внутренняя политика Николая I. При нормальном ходе событий Николай Павловичне должен был царствовать, так как, помимо Александра I, у него был еще один старший брат – Константин. Отказ последнего от престола и открыл Николаю дорогу к трону. Как третьего сына в семье, к роли наследника трона его не готовили. Поэтому его образование ограничивалось обычной для великих князей подготовкой к военной деятельности. До восшествия на престол Николай не принимал участия ни в государственных делах, ни в военных операциях.

Нельзя сказать, что Николай не сознавал своей некомпетентности в государственном управлении, однако само это управление понималось им достаточно своеобразно. Император, в силу воспитания и религиозности, воспринял свое случайное воцарение как знак судьбы. В частной жизни он был совсем не злым человеком, но желание подчинить себе все и вся приводили его к неоправданной жестокости. Считая образцом императора Петра I, Николай воспринял от него стройную, но уже устаревшую идею обязательного участия самодержца во всех государственных делах, что, в частности, подразумевало низведение подданных к роли исполнительных рабов.

Главными проблемами всего царствования Николая I оставались крестьянский и аграрный вопросы. Николай осознавал опасность зреющих противоречий. За тридцать лет своего правления он создал около десяти секретных комитетов для решения крестьянского вопроса. В результате их деятельности было принято несколько законоположений, облегчивших участь крепостных: было запрещено насильно приписывать крепостных крестьян к заводам, самовольно ссылать их в Сибирь, продавать их без земли. В 1848 г. крепостным крестьянам было разрешено с согласия помещиков приобретать недвижимость, в том числе землю.

В 1837-1841 гг. под руководством гр. П. Киселева была проведена «реформа государственной деревни». Государственным крестьянам предоставлялось самоуправление; руководство над ними передавалось Министерству государственных имуществ. Пересматривался и порядок наделения крестьян землей, и порядок податного обложения.

По проекту все того же Киселева в 1842 г. был издан закон «Об обязанных крестьянах», в котором подтверждалось право помещиков отпускать по договоренности крестьян с наделением их землей, но на праве пользования за выкуп или отработку. Это, однако, были отдельные мероприятия, которые не затрагивали систему крепостного права в целом.

С 1826 г. на базе секретных комитетов велась подготовка преобразований в сфере государственного управления. Государственный совет утратил свои законодательные права, передав законотворческие функции Собственной Его Императорского Величества канцелярии, специальным комитетам и министерствам.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия (с. е. и. в. к.) состояла из шести отделений, первое из которых контролировало деятельность министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших сановников; второе осуществляло кодификационную работу; третье, созданное для борьбы с государственными преступлениями, руководило работой полиции, осуществляло надзор за иностранцами и подозреваемыми в политической неблагонадежности. В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору III Отделения. В 1836 г. была сформирована сеть жандармских округов и реорганизована система полицейский органов.

В 1826-1830 гг. во II Отделении Императорской канцелярии шли работы по составлению и напечатанию 46 томов первого Полного собрания законов Российской империи (I ПСЗ РИ), в которое вошли в хронологическом порядке все законодательные акты и правительственные распоряжения начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая манифестом от 12 декабря 1825 г. о восшествии на престол Николая I. В 1832 г. на основе I ПСЗ РИ и первых томов второго ПСЗ РИ была завершена работа по составлению 15 томов Свода законов Российской Империи, включавшего в себя все действующие на 1 января 1830 г. законы. Особым указом императора «Свод законов» был введен в действие с 1 января 1835 г.

Попытки совместить самодержавную власть с развитием просвещения и культуры осуществлял идеологический аппарат во главе с Министерством народного просвещения. Министр С.С. Уваров разработал теорию «официальной народности», три составных части которой («православие, самодержавие, народность») характеризовали, по мнению правительства, основные качества и черты русского народа и российского государства. Она отражала самобытность и особый путь России, особую роль крестьянской общины, высокое предназначение православия, а также близость к русским традициям и народу России самодержавной власти. Идеология «официальной народности» была поддержана ведущими журналистами (Ф. Булгарин, Н. Греч), профессорами Московского университета (М. Погодин, С. Шевырев).

В 1826 г. был принят подготовленный еще в конце правления Александра I цензурный устав, который получил название «чугунного». Однако уже в 1828 г. был принят новый более либеральный цензурный устав. Вместе с тем принятие нового цензурного устава не помешало впоследствии закрыть по разным причинам целый ряд периодических изданий: «Литературную газету» (1831 г.) и журналы «Европеец» (1832 г.), «Московский телеграф» (1834 г.), «Телескоп» (1836 г.).

В 1828 г. был принят новый школьный устав, которым вводился принцип сословности образования: приходские школы предназначались для низших сословий; уездные – для купцов и ремесленников; гимназии и университеты – для дворян. Была восстановлена платность обучения и телесные наказания учащихся. В 1835 г. издается новый университетский устав, ограничивший автономию высшей школы.

 

Восстание в Царстве Польском в 1830 – 1831 гг. Кавказская война. В 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, в результате которого было образованно Временное правительство из семи человек во главе с князем А. Чарторыйским. Правительство потребовало от Николая I признания независимости Польши и возвращения ей Литвы, правобережной Украины и Белоруссии. В 1831 г. восстание было подавлено генералом И. Паскевичем. Польская конституция была отменена, а Сейм ликвидирован. В 1832 г. Николай I утвердил «Органический статут», по которому Царство Польское провозглашалось неотъемлемой частью Российской империи.

Кризис переживал и Северный Кавказ. С 1817 г. по 1864 г. шла Кавказская война. Во многом это связано с тем, что среди горских народов распространилось учение, получавшее название мюридизм, основным содержанием которого была идеология войны с Россией. Мюридизм также означал послушание, которое и проповедовалось среди мусульманских народов. Оно подразумевало полную покорность имамам (вождям), убеждавших «правоверных» в необходимости газавата – священной войны – против неверных. На одном из этапов восстание на Кавказе возглавил имам Шамиль, провозгласивший, что мусульманин не может быть подданным православного царя.

В 40-х гг. XIX в. под знамя Шамиля встала значительная часть горцев, которая и вела войну против России. Политика Шамиля была достаточно жестокой – он пытался создать государство. Имамат был поделен на округа во главе с наместниками; обычное право горцев было заменено исламским правом (шариатом). 1 апреля 1859 г. российские войска под командованием генерала Евдокимова взяли столицу Шамиля аул Ведено и разрушили его. Шамиль укрылся в ауле Гуниб, где после упорного сопротивления сдался в плен. Имамат был ликвидирован, а Шамиль вместе с семьей переселен в Калугу, где принес верноподданническую присягу российскому императору и больше не демонстрировал каких-либо националистических настроений, завещав горцам служить России.

 

Общественное движение в России 1830-х – 1840-х гг. Западники и славянофилы. В 1830-х гг., начинается новый этап в общественном движении России. В Москве возникают кружки А.И. Герцена и Н.В. Станкевича. Внешне они имели вид литературно-философских объединений, на деле же играли важную роль в идейной жизни страны. Вместе с декабристами с политической арены России исчезла и философия Просвещения как основа революционной доктрины. Поиск нового оппозиционного учения и стал задачей кружков 1830-1840-х годов. Правительство, однако, не видело разницы между декабристскими организациями и этими кружками и относилось к ним резко негативно.

Первые либеральные течения, сформировавшие умеренно-оппозиционный лагерь, появляются в России к началу 1840-х годов. Течения эти получили наименование западничества и славянофильства. Разделение русского общественного движения 30-50-х гг. XIX в. на западников и славянофилов условно. Во многом оба течения сходились; отдельных идеологов этого периода трудно с определенностью отнести к какой-либо одной стороне; взгляды тех и других часто эволюционировали в направлении позиций их оппонентов.

Основным критерием их различения являются исторические и культурные основания каждого из течений: славянофилы считали, что Россия должна развиваться по пути, отличному от европейского; западники же были уверены в том, что в России со временем должны утвердиться европейские порядки.

Славянофилы (А. Кошелев, братья Иван и Константин Аксаковы, А. Хомяков, братья Петр и Иван Киреевские, Ю. Самарин) видели в самодержавии «олицетворенную волю народа». Русский царь при восшествии на престол, полагали славянофилы, совершает подвиг самопожертвования, ибо рассматривает власть как бремя, а не как привилегию. Отношения народа и царя в России основаны не на договорах (как на Западе), а на «вере в святыни человеческой совести и души». Русский народ, по мнению славянофилов, ищет свободы не политической, а нравственной, свободы духа. Народ хочет жить не по законам правового общества, а согласно своим обычаям, по нравственно-религиозным принципам.

Славянофилы развивали своеобразную концепцию философии русской истории, в которой проводили резкое различие между Россией и Западом, призывали к сближению славянских народов, к организации Славянского союза, образованного православными народами Южной, Восточной Европы и России на основе византийской христианской традиции, сохраненной этими народами в чистоте. Россию они видели во главе славянских народов и полагали, что эти народы пойдут своим особым путем, отличным от стран Западной Европы. Самобытность России они усматривали в сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Они предполагали, что именно общинное начало способно предупредить наступление капитализма, спасти Россию от появления «язвы пролетариатства» и тем самым устранить возможность революций. Славянофилы утверждали также, что европейские демократические образцы не применимы к России. Европейский парламентаризм, либерализм и революции устанавливают самую страшную диктатуру – диктатуру парламентов и толпы. «Загнивание» Запада с его механической и рационалистической культурой должно было послужить уроком для российских западников.

По своим политическим воззрениям почти все славянофилы были монархистами, но далеко не все принимали самодержавие как неограниченную форму монархического правления. В своей знаменитой формуле «сила власти – царю, а сила мнения – народу» они проводили идею о необходимости введения политических прав и свобод, посредством которых народ получил бы возможность реализовать свое «мнение» в разрешении вопросов экономической и политической жизни. Славянофилам не чужда была и идея о возможности выражения этого мнения через представительный орган типа Земского собора.

Западники же видели для России иную историческую перспективу. П. Чаадаев, например, считал, что, только взяв у Европы весь опыт, навыки и науку, Россия сможет спасти саму Европу от «морального хаоса и социалистического материализма». По мнению П. Чаадаева православие, которое Россия восприняла от Византии, оказалось не лучшим выбором – православная Россия не только оказалась в изоляции от остальной Европы, но вместе с религией переняла от Византии и традиции восточного деспотизма. Это, в свою очередь, гасит общественную инициативу, обуславливает долготерпимость и политическую пассивность народа. Западники полагали, что необходимые преобразования должны произойти в результате действий правительства, «реформ сверху». Надежды возлагались, следовательно, на политическое просвещение народа, а не на революции и перевороты. К числу первостепенных реформ западники относили отмену крепостного права, сокращение численности армии и администрации, создание свободных ассоциаций производителей, конкурирующих друг с другом в обстановке политической свободы. Левое крыло западников (А. Герцен, Н. Огарев, В. Белинский) вскоре оформилось в особое движение, объявившее своей целью переход России к социализму. Ячейку или зародыш социализма они видели в крестьянской общине.

 

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. В начале XIX в. к России было присоединено побережье Каспийского моря вместе с Баку. Таким образом, все западное побережье Каспия попало под контроль России, а вошедшие в ее состав ханства образовали две новые губернии: Бакинскую и Елизаветпольскую. Такая ситуация явно не устраивала Персию, и в 1826 г. она без объявления войны вторглась в русские владения в Закавказье. На помощь командующему русскими военными силами генералу Ермолову было направлено подкрепление во главе с генералом Паскевичем. Паскевич разбил главные силы противника и овладел в октябре 1827 г. крепостью Эривань, затем перешел реку Аракс, занял Тавриз и направился прямо на столицу Персии – Тегеран. В феврале 1828 г. в деревне Туркманчай, что между Тавризом и Тегераном, был заключен мир, по которому Эриванское и Нахичеванское ханства полностью вошли в состав России. Персия также уплатила большую контрибуцию. Этот мир навсегда положил конец притязаниям Персии на кавказские земли.

После победы России в войне с Турцией (1828-1829 гг.) возросло русское влияние и на Балканах. Христианские народы Османской империи в Сербии, Греции, Молдавии и Валахии, получив при помощи России значительную автономию, ориентировались на ее политику. Благодаря победе России в 1830 г Греция провозгласила свою полную независимость.

В 1850 г. возник конфликт между православной и католической церковью относительно прав на Святые места в Иерусалиме, который находился на территории Османской империи. Россия, готовясь к войне, рассчитывала на поддержку Австрии и Пруссии и нейтралитет Англии и Франции. Однако Николай I допустил серьезный дипломатический просчет: усиление России на Балканах беспокоило эти государства, что исключало их невмешательство в русско-турецкий конфликт.

В 1853 г. Россия предъявила Турции ультиматум, предлагая решить спорный вопрос о Святых местах в свою пользу. Турция ультиматум отвергла. Тогда русские войска вступили в Молдавию и Валахию, и Турция объявила войну России. Крымская война (1853-1856 гг.)началась с оккупации Молдавии и Валахии армией под командованием Горчакова.

Первым успешным сражением этой кампании была битва в Синопской бухте, когда черноморская эскадра под командованием Нахимова разгромила и сожгла турецкий флот. Однако вскоре на стороне Турции выступили Англия, Франция и Сардиния, которые потребовали от России освобождения территорий дунайских княжеств. Перед угрозой вступления в войну Австрии Николай I принял решение о выводе войск из Молдавии и Валахии.

Неприятельские союзные войска на Балтике обстреляли Аландские острова, в Белом море – Соловецкий монастырь и даже предприняли попытку высадить десант на Камчатке. На Черном море ими была обстреляна Одесса, но высадившийся десант был разбит. Однако главный удар неприятель готовил против черноморского флота, стоявшего в Севастопольской бухте. В сентябре 1854 г. французский флот высадил десант у Евпатории. Бой на р. Альме русские проиграли, и войска союзников двинулись к Севастополю. Парусный Черноморский флот не мог противостоять паровому флоту английской и французской армий, поэтому было принято единственно верное решение: затопить русский флот у входа в Севастопольскую бухту, чтобы закрыть путь эскадре неприятеля. Оборона Севастополя стала важнейшей задачей Крымской войны. Его обороной командовали вице-адмиралы Корнилов и Нахимов и контр-адмирал Истомин, а укрепления (8 бастионов) были построены инженером Тотлебеном. Среди участников обороны Севастополя находились Л.Н. Толстой и Н.И. Пирогов. Севастополь выдержал одиннадцатимесячную осаду. Но вследствие ряда поражений русской армии (при Балаклаве, Инкермане и Черной речке) и после взятия Малахова кургана – стратегической высоты рядом с Севастополем, в сентябре 1855 г. город был оставлен. Война в Крыму закончилась поражением России.

На Закавказском фронте русские войска одержали ряд побед и взяли крупную турецкую крепость Карс, что, однако, не изменило общей ситуации. Николай I умер 18 февраля 1855 г. (ходили упорные слухи о его самоубийстве вследствие разочарования в итогах своего правления); войну пришлось заканчивать новому императору – Александру II. 18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Согласно ему, Россия утрачивала протекторат над Сербией, Валахией и Молдавией; от нее отторгалась часть Бессарабии; Севастополь был возвращен России лишь в обмен на Карс. Основным пунктом Парижского договора стал принцип нейтрализации Черного моря. Это означало запрет всем черноморским державам иметь на Черном море военный флот, военные арсеналы и крепости на его побережье. Это был сильный удар по безопасности южных границ России. Кроме того Черное море признавалось свободным для торговых судов всех держав.

Поражение в Крымской войне объяснялось экономической и военно-технической отсталостью России и указывало на необходимость реформ и в первую очередь – отмену крепостного права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Биосинтез белков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.