Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №11. Равновесие и его изменения

Из всех возможных комбинаций ценовых уровней и уровней реального ВВП к какой именно комбинации тяготеет экономика? Равновесие имеет место при ценовом уровне, при котором объёмы запрашиваемой и реально поставляемой продукции становятся равными друг другу. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объём продукции в экономике определяет пересечение кривой совокупного спроса AD и кривой совокупного предложения AS. Совокупный спрос и совокупное предложение совместно определяют ценовой уровень и объём реального ВВП.

 

На рисунке равновесный уровень цен 100, равновесный ВВП – 510 млрд. долл. Что показать, почему это так, предположим, что уровнем цен стали 92. Более низкий уровень цен заставляет фирмы выпускать меньше продукции, ВВП будет 502. Это точка а. Но при таком уровне цен в 92 покупатели-то хотят приобрести объём продукции на 514 млрд. Конкуренция среди покупателей повысит уровень цен до 100. Повышение уровня цен с 92 до 100 заставляет производителей повышать реальный объём продукции с 502 до 510 и побуждает покупателей снизить объём их покупок с 514 до 510. Экономика приходит в равновесие. Всё что производится в ней раскупается.

Теперь применим модель AD-AS к различным ситуациям, с которыми реально сталкивается экономика. Для упрощения будем пользоваться не числовыми значениями, а символами P и Q, обозначающие соответственно уровень цен и объём реального ВВП.

Повышение совокупного спроса: инфляция спроса.

Предположим, бизнес и органы власти решают повысить свои расходы, то есть предпринимают действия, смещающие кривую совокупного спроса вправо. Фирмы могут резко повысить инвестиционные расходы, поскольку прогнозируют повышение прибыли от инвестиций в основной капитал, государство может решить увеличить военные расходы. В итоге, повышение совокупного спроса за пределы объёма продукции при полной занятости вызывает инфляцию. Переход от Р1 к Р2. Эта инфляция называется инфляцией спроса, так как уровень цен тянется вверх за увеличением совокупного спроса. Обратите внимание, что повышение спроса увеличивает реальный объём продукции с Qf до Q1. Отрезок между Qf и Q1 является положительным разрывом ВВП. В данном случае реальный ВВП превышает потенциальный. Классическим примером инфляции спроса являются события в США конца 1960-х гг. Эскалация войны во Вьетнаме за период с 1965 по 1967 гг. привела к увеличению расходов на оборону на 40%, а в 1968 г. ещё на 15%. Увеличение госрасходов в условиях растущей экономики сместило кривую совокупного спроса страны вправо. Результатом чего стала самая сильная инфляция за 20 лет. Фактический ВВП превысил потенциальный (прогнозируемый, ожидаемый), а инфляция выросла с 1,6% в 1965 г. до 5,7% в 1970 г.

Внимательное изучение этого рисунка показывает интересную особенность, связанную с эффектом мультипликатора. Повышение совокупного спроса от AD1 до AD2 приводит к росту реального объёма продукции только до Q1, а не Q2, так как часть растущего совокупного спроса поглощается инфляцией (ведь уровень цен повысился). Если бы цены сохранились на уровне Р1, смещение совокупного спроса повысило бы реальный объём продукции до Q2. В этом случае эффект мультипликатора проявился бы в полной мере, но инфляция снижает приращение реального объёма продукции, и тем самым ослабевает действие эффекта мультипликатора. Высокие темпы инфляции «съедают» экономический рост.

Вывод: при любом первоначальном повышении совокупного спроса итоговый рост реального объёма продукции будет тем ниже, чем выше рост уровня цен. Таким образом, повышение уровня цен ослабевает действие эффекта мультипликатора.

 

Снижение совокупного спроса: рецессия и циклическая безработица.

Снижение совокупного спроса соответствует противоположной фазе экономического цикла – рецессии, спаду, кризису, и сопровождающей его циклической безработице. Теперь добавим к нашему анализу важную вещь – то, что с охотой идёт вверх, с неохотой опускается. Дефляция – снижение общего уровня цен – большая редкость в экономике. У нас на рисунке экономика перемещается из точка а в точку b, а не из а в точку с. Результатом этого является снижение реального объёма продукции с Qf до Q1 без изменения уровня цен. Это снижение реального объёма продукции приводит к рецессии. А поскольку для производства меньшего объёма продукции требуется меньшее число рабочих рук, возникает циклическая безработица. Возникает отрицательный разрыв ВВП: фактический ВВП отстаёт от потенциального. Именно такой разрыв возник в США в 2001 г., каждые 4 месяца ВВП терял по 70 млрд. долл.

Цены на продукты являются «жёсткими», негибкими в сторону снижения. Почему это происходит?:

Договоры о заработной плате. Зарплата неэластична к снижению, по крайней мере, в рамках некоторого временного периода. Поэтому компаниям невыгодно снижать цены, так как они не могут одновременно с этим сократить уровень оплаты труда и таким образом снизить свои издержки. Почему зарплата неэластична к снижению? Потому что в большинстве случает условия труда и оплаты работников определяются коллективным трудовым соглашениями, согласно которым снижение зарплаты до истечения срока действия такого договора запрещено. Зарплату защищает профсоюз.

Усердие в работе и производительность труда. При существующей зарплате работник трудится с определённым уровнем эффективности и производительности. Предприниматель может в самом деле снизить оплату работникам дабы сократить свои издержки, но одновременно с этим снижением оплаты упадёт и отдача от работников, снизится эффективность их труда, производительность, и нет гарантий, что это произойдёт пропорционально снижению зарплаты. Может случиться, что временно незначительно сократив свои издержки за счёт снижения зарплат, в итоге предприниматель проиграет, эффективность и производительность труда его «обиженных» рабочих упадёт значительно, что вызовет гораздо большие новые издержки, чем они были при прежнем уровне оплаты. Тенденция роста издержек от падения производительности может превысить экономию от снижения зарплаты. В такой ситуации фирмы будут сопротивляться снижению зарплат, даже при снижении совокупного спроса на их продукцию.

Минимальная заработная плата. Есть предел, ниже которого наименее квалифицированные работники получать не должны.

Затраты на переоценку. Многие фирмы могут посчитать, что спад в экономике не надолго, и не станут снижать свои цены. Одна из причин – так называемые «затраты на меню» или переоценку. Если ресторан хочет изменить свои цены на блюда, ему надо перепечатать все меню, что означает дополнительные затраты. При этом надо переоценить все товарно-материальные запасы, перезаключить все договоры на поставку товаров и т.д. Затраты на переоценку могут оказаться значительными и выгоднее фирмам цены не менять.

Опасения развязывания «ценовых войн». Многие фирмы опасаются, что снижение ими цен может привести к ещё большему снижению цен конкурентами. Может начаться «ценовая война»: череда последовательных и многократных раундов снижения цен участниками. В конечном счёте, от такой войны проиграют все участники, в итоге все компании станут получать гораздо меньшую прибыль, чем при сохранении цен на прежнем уровне. Поэтому каждая компания предпочтёт не снижать цены, а сократить производство, уволив часть работников.

В частности, эта модель объясняет высокий уровень безработицы в Западной Европе. Из-за страха перед инфляцией (которой и не будет) власти боятся повышать совокупный спрос. На самом деле загрузка незагруженных мощностей сдвинет кривую AD вправо по горизонтальному отрезку без инфляции.

 

Снижение совокупного предложения: инфляция издержек.

Влияние смещения кривой совокупного предложения влево негативно действует в двух направлениях. Экономика переходит из состояния, описываемого точкой а, в точку b. Уровень цен повышается с Р1 до Р2, а реальный объём продукции падает с Qf до Q1. Но наряду с инфляцией издержек возникает и экономический спад. Именно это произошло в США в середине 1970-х гг., когда цены на нефть взрывообразно повысились.

Повышение совокупного предложения: полная занятость при стабильности уровня цен.

Возможна ситуация в экономике, когда имеется комбинация из полной занятости, динамичного экономического роста и очень низкой инфляции. Эта ситуация наблюдалась, например, в США в период с 1996 по 2000 г. Там уровень безработицы упал на 4%, реальный ВВП рос на 4% без повышения инфляции. Кажется такая ситуация несовместима с моделью AD-AS. За экономический рост надо платить высокой инфляцией. Однако реальность была таковой. Чтобы это объяснить, давайте сначала предположим, что при кривой совокупного предложения AS1 совокупный спрос вырос с AD1 до AD2. Экономика перешла из точки а в точку b. Реальный объём продукции повышается с величины Q1, соответствующий полной занятости, до величины Q2, превышающей уровень полной занятости. Экономика испытывает инфляцию, что показано повышением уровня цен с Р1 до Р3. Однако, благодаря очень динамичному развитию новых технологий, прежде всего связанных с компьютерами, Интернетом, электронной коммерцией, произошёл больший, чем обычно, прирост производительности: кривая совокупного предложения сместилась от AS1 до AS2. Вместо перехода из точки а в точку b экономика перешла в точку с. Реальный объём продукции вырос с Q1 до Q3, а ценовой уровень повысился незначительно с Р1 до Р2. То есть смещение кривой совокупного предложения от AS1 до AS2 приняло на себя динамичное изменение совокупного спроса, благодаря чему инфляция осталась незначительной.

Эта удивительная комбинация быстрого роста производительности, динамичного роста реального ВВП, полной занятости и относительной ценовой стабильности заставила некоторых аналитиков провозгласить, что США вошли в «новую эру» или «новую экономику». Но в 2001 г. «новая экономика» столкнулась лицом к лицу с прежними экономическими принципами. В марте страна вступила в период экономического спада. Лишь в 2002 – 2003 гг. экономика начала хотя и медленно, но расти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система обробітку повідомлень в Delphi | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.