Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественная речь - что она делает?




Четыре пласта художественной речи.

Тема: Язык художественной литературы. Художественная речь.

Лекция № 14-15

Эстетика

В чем основная проблема прекрасного с точки зрения философии?

Прекрасное нам нравиться, хотя оно не имеет никакой практической пользы.

Красота, прекрасное не имеет определенной цели.

Приятное (в отличие от чувственного наслаждения) получаемое нами возникает, когда эстетический предмет соразмерен нашим познавательным силам.

Эстетический предмет мы оцениваем. Оценка как сравнивание себя (своих способностей) и эстетического предмета.

 

Свое учение Кант называет трансцендентальным идеализмом.

Трансцендентальное – априорная способность мышления, обеспечивающая возможность опытного знания.

Трансцендентное – то, что находится за пределами сознания и познания. Вещь в себе, например.

 

Недостатки философии Канта: априорность (игнорируется практика познания), агностицизм (вещь в себе).

Современное развитие философии связано со стремлением преодолеть кантовскую априорность и кантовский агностицизм – вещь-в-себе.

 

План:

1. Понятие о языке художественной литературы.

2. Художественная фоника.

3. Художественная лексика.

4. Художественная семантика.

5. Художественный синтаксис.

Вопрос 1. Понятие о языке художественной литературы.

 

Слово – это строительный материал литературы, это действительность мысли. Слово – универсально, и делает литературу самым доступным видом искусства, так как литература не требует описания и перевода на язык слова.

Литература – искусство изобразительно – выразительное, то есть оно может при помощи слов и изображать, и выражать.

В филологии язык и речь – это не тождественные понятия. Язык – это запас слов и грамматические принципы в сознании человека. Речь – это устные высказывания.

Разговорная речь – не обладает завершенности, в ней могут присутствовать диалекты.

Литературный язык – возникает на основе национального языка со всей его системой диалектов, на основе речи той местности, которая более развита в экономическом, политическом и культурном плане.

- воспроизводит внешний и внутренний мир как объект познания литературы;

- всегда является образно-экспрессивной, то есть не только что-то изображает, но и что-то выражает

- несет в себе определенные идеи и концептуальную нагрузку

- не всегда соответствует литературному языку

- имеет 4 основных пласта: фонику, лексику, семантику и синтаксис.

 

Вопрос 2. Художественная фоника – звукопись

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весн а без конц а и без кр а ю -
Без конц а и без кр а ю мечт а!
(А. Блок)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…
(К. Бальмонт)

ДИССОНАНС – разнобой гласных и согласных, их негармоничное сочетание

Например, стихотворение Алексея Крученых «Зима»

 

Вопрос 3. Художественная лексика

 

Все слова этого плата художественного языка употребляются авторами в литературе с целью создания образов и усиления их концептуальной нагрузки, то есть для достижения эффекта «наращения смысла», который будет глубже и интереснее, чем если предмет изображения описать обычным языком.

Общеупотребительные слова -слова, которые употребляются как в обычной, так и в художественной речи для описания объектов изображения

Архаизмы -устаревшие слова

Церковнославянизмы – слова из цервонославянского языка, употребляемые в современной художественной речи

Диалектизмы – использование в языке художественной литературы определенных диалектов для передачи колорита жизни и персонажей определенной местности

Жаргонизмы = аргонизмы = использование «блатной лексики» для создания определенной атмосферы и характеров персонажей, в случае необходимости

Профессионализмы – использование специфических терминов людей определенных профессий для создания их образов и передачи условий их жизни

Барбаризмы = варваризмы – иностранные слова. воспринятые языком

Неологизмы – новые слова, появившиеся в языке

Макароническая речь – смесь слов иностранного и родного языка

Синонимия – использование синонимов

Антонимия -использование антонимов

Омонимия – использование омонимов и омографов

 

Вопрос 4. Художественная семантика – тропы

ТРОПЫ (греч.— поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

ГИПЕРБОЛА (греч.— преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха», «редкая птица долетит до середины Днепра»). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч.— простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок», «мальчик-спальчик»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА (греч. — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Бывают метафорические эпитеты и метафорические олицетворения.

ЭПИТЕТ (греч. - приложение) - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

Эпитеты бывают:

- изобразительные

- лирические

- постоянные

 

Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; перенос значения с формы на содержание; употребление выражений в переносном смысле. Например: "пенящийся бокал " - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п., «не то на серебре – на золоте едал» - подразумевается посуда из этих металлов ).

Например: «Девушка из харчевни»

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот, это замена количественных отношений

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно». Сравнение бывает

- прямое

- отрицательное

- неопределенное

- развернутое

- в основе всего произведения

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - иносказание, образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

 

Вопрос 5. Художественный синтаксис – фигуры

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходно звучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!…
(Н.А. Некрасов)

Стихотворение марины Цветаевой «Да с этой львиною…»

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура - повтор; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. " Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок... " (С.Есенин).

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ и бледен.
(А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин)

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин, «черен, негр как» А. Суворов).

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
В синем море волны плещут. Мчаться тучи, вьются тучи...
В синем небе звезды блещут. (М.Ю. Лермонтов)
(А. С. Пушкин)

Например, стихотворение Н. Гумилева «Жираф»
Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза
Сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
(А. С. Пушкин)

СИМПЛОКА (греч. - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

О весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
(А. Блок)

Стихотворение Марины Цветаевой «Чердачный дворец мой»

ЭВФЕМИЗМ (греч. Хорошо – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. - выпадение, опущение) - пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь – в смерть…
А ты?... Ты в меня!

(Г. Гейне)

ЭПИФОРА (греч. - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре, повтор: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости...
(А. С. Пушкин)

Например, стихотворение Ф. Тютчева «Silеntium»

РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, – вопросительные формы, не требующие ответа, например: ответный монолог Татьяны в «Евгении Онегине»

УСИЛЕНИЕ - нагнетание эмоциональной силы и выразительности текста, повтор одной и той же идеи. Но с большим акцентом и ударением.

Например, стихотворения Марины Цветаевой «Встреча с Пушкиным», «Вы столько забывчивы, сколь незабвенны…», японские хокку.

Противоположение - противопоставление не отдельных слов или образов предметов, а сплошное развернутое противоставление макрообразов, проходящее через весь текст, легшее в основу всего произведения.

Например, стихотворение Марины Цветаевой «Петр и Пушкин»

УМОЛЧАНИЕ – сознательные пропуски необходимых слов или пояснений ситуации.

Например, стихотворение Анны Ахматовой «Это было… как это было?»

МНОГОСОЮЗИЕ - употребление слишком большого количесва союзов даже там, где нет грамматической необходимости.

Например, стихотворение Николая Гумилева «Колокольные звоны»

 

NB - Выписать все приемы 4-х пластов художественной речи – все образы-звуки, все типы образных слов, все виды тропов и фигур – из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (отрывок):

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.