Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Бюджетно-финансовая политика

Валютный курс базового года внутренний индекс цен

 

В настоящее время за рубежом обращается около 600 млрд. долл., при этом долларовые запасы составляют значительную часть золотовалютных запасов многих стран, в том числе в России.

В январе 2003 г. председатель Федеральной резервной системы Джон Слоу высказал идею о целесообразности перехода к золоту как средству международных валютных финансовых расчетов, вследствие чего цена на золото выросла в два раза.

4.Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях.

Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях сложно оценить однозначно. Благоприятными для РФ факторами являются уникальный по объемам и структуре природно-ресурсный потенциал; мощный научно-технический потенциал: относительно дешевая рабочая сила; географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение. К факторам, неблагоприятным для российской экономики,. можно отнести: деформацию структуры экономики, низкую эффективность использования ресурсов, в том числе трудовых; высокую ресурсоемкость; оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений; неэффективное государственное управление.

 

 

1. Дискреционная стимулирующая и сдерживающая бюджетно-финансовая политика: понятие, основные методы. Основные концепции бюджетно-финансовой политики. Кривая А. Лаффера. Внешний и внутренний долг.

2.Недискреционная бюджетно-финансовая политика: встроенные стабилизаторы.

1. Дискреционная стимулирующая и сдерживающая бюджетно-финансовая политика: понятие, основные методы. Основные концепции бюджетно-финансовой политики. Кривая А. Лаффера. Внешний и внутренний долг.

В кейнсинской теории в качестве основной формы государственного вмешательства в экономику рассматривается бюджетно-финансовая политика. Бюджетно-финансовая политика (fiscal policy) - это манипулирование государственными расходами и налогами с целью обеспечения экономического роста, экономической стабильности (т.е. борьбы с безработицей, инфляцией, кризисами) и социальной стабильности.

Финансы – это система денежных ресурсов государства, фирм, местных органов власти и общественных организаций. Государственные финансы включают государственный бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Государственный бюджет - это финансовый план правительства сроком на 1 год, законодательно утверждаемый, в котором необходимые расходы сопоставляются с ожидаемыми доходами.

Родоначальником государственного бюджета является Англия, где он зародился в конце ХVII века. В России роспись доходов и расходов введена в 1723 г. С 1811 г. составляется бюджет России.

Сегодня в РФ выделяют помимо государственного (федерального) бюджета бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований. Свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.

Доходы государственного бюджета состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета. В РФ в 2004 г. их доля превысила 90%.

Основными статьями расходов государственного бюджета являются расходы на национальную оборону и содержание государственного аппарата, на человеческие ресурсы (социальную сферу), на экономическое развитие, финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы. Для высокоразвитых стран характерно увеличение доли расходов на человеческие ресурсы, что объясняется возрастанием их роли в обеспечении экономического роста. Так в США в 2001 г. расходы на социальные цели (человеческие ресурсы) составили 65%, и в 3 раза превысили расходы на национальную оборону.

Если доходы государственного бюджета равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Если доходы государственного бюджета превышают расходы, то возникает профицит государственного бюджета. Если доходы государственного бюджета меньше расходов, то имеет место дефицит государственного бюджета. В РФ в последние годы бюджет формируются с профицитом. В 2003 г. он составил 1,5% от ВВП, в 2004 г. – 0,5% от ВВП. В США в 2004 г. дефицит государственного бюджета превысил 3% от ВВП.

Бюджетная система РФ строится на принципе фис4ального федерализма, который определяет разграничение функций между бюджетами различных уровней. Например, за счет федерального бюджета финансируются расходы на оборону, научные исследования, за счет местных бюджетов – детские сады, школы, милиция и т.п.

Принцип фискального федерализма предполагает:

1) экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, их раздельное формирование, утверждение и исполнение;

2) наличие системы финансовой помощи нижестоящим бюджетам;

3) создание целевых бюджетных фондов для реализации межрегиональных программ.

Различают дискреционную и недискреционную бюджетно-финансовую политику.

Дискреционная бюджетно-финансовая политика – это предусмотренная, заранее разрабатываемая и осуществляемая государством бюджетно-финансовая политика.

Основные концепции

дискреционной бюджетно-финансовой политики:

1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован ежегодно, однако этот подход не учитывает фазы экономического цикла, на котором находится экономика. В период спада доходы государственного бюджета сокращаются, поэтому для поддержания сбалансированности бюджета государство должно понизить государственные расходы и повысить налоги. Это, в свою очередь, может способствовать углублению спада в экономике.

2. Государственный бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. В период спада для борьбы с безработицей государство должно проводить стимулирующую бюджетно-финансовую политику, а в период подъема - сдерживающую бюджетно-финансовую политику для борьбы с инфляцией (см. табл. 6).

Таблица 6

Бюджетно-финансовая политика в ходе экономического цикла.

Методы бюджетно-финансовой политики Период спада. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика. Период подъема. Сдерживающая бюджетно-финансовая политика.
1. государственные расходы; увеличиваются уменьшаются
2. налоговые поступления; уменьшаются увеличиваются
3. соотношение доходов и расходов бюджетный дефицит бюджетный профицит

 

Ограниченность этого подхода заключается в том, что не учитывается различная продолжительность фаз спада и подъема.

3. Основной целью экономической политики государства, в частности бюджетно-финансовой политики, является обеспечение экономического роста, экономической и социальной стабильности. Эти цели могут быть достигнуты как в условиях бюджетного дефицита, так и при сбалансированности бюджета. Ограниченность этого подхода заключается в том, что при его реализации может превышена предельно допустимая величина бюджетного дефицита, которая составляет порядка 2% от ВВП.

Проиллюстрируем стимулирующую и сдерживающую бюджетно-финансовую политику с помощью модели «Совокупный спрос – совокупное предложение».

Стимулирующая бюджетно-финансовая политика проводится в условиях спада, поэтому для анализа выбран кейнсианский отрезок кривой АS (рис. 24). Увеличение государственных расходов и уменьшение налогов, которое в свою очередь, вызывает увеличение потребительских расходов, или сочетание этих двух мер, приводит к росту совокупных расходов и совокупного спроса, что на графике выражается сдвигом кривой AD0 к пунктирной линии. Однако из-за действия эффекта мультипликатора к реальный объем внутреннего производства увеличится в большей степени с Qy0 ® Qy1.

AE AS   AD0 AD1     Qy0 ® Qy1 Qy Рис 24. Стимулирующая бюджетно-финансовая политика    

 
 

 

 


Следует отметить, что для того, чтобы увеличить потребление на определенную величину, правительство должно уменьшить налоги на величину, превышающую эту сумму. Например, правительство планирует увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., МРС =0,8. Как должны измениться а) государственные расходы; б) налоговые поступления? а) ∆ВВП=20 млрд.долл., М=1/(1-МРС)= 1/(1-0,8)=5

Эффект мультипликатора выражается формулой: ∆ВВП = ∆АЕ*М или для нашего случая ∆ВВП = ∆G *М. Отсюда ∆G =∆ВВП/М. Подставим соответствующие значения и получим ∆G=20/5= 4 млрд. долл.

Ответ: для того чтобы увеличить реальный объем внутреннего производства на 20 млрд. долл., государственные расходы нужно увеличить на 4 млрд. долл.

б) Очевидно, что для того чтобы увеличить ВВП на 20 млрд. долл. необходимо при М=5 увеличить потребительские расходы на 4 млрд. долл. (∆С =∆ВВП/М, ∆С= 20/5= 4 млрд. долл.).

Государство влияет на увеличение потребительских расходов через уменьшение налогов. Чтобы потребительские расходы возросли на 4 млрд. долл., располагаемый доход должен увеличиться на 5 млрд. долл, так как ∆DI = ∆С/ МРС. Подставим соответствующие значения: ∆DI= 4/0,8=5 млрд. долл. Для увеличения располагаемого дохода на 5 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл. ∆Т= -5 млрд. долл. Ответ: для увеличения реального объема внутреннего производства на 20 млрд. долл. государство должно уменьшить налоговые поступления на 5 млрд. долл. Сдерживающая бюджетно-финансовая политика проводится в период подъема для борьбы с инфляцией, поэтому для графического анализа выбираем классический отрезок кривой АS (см рис. 25.).

 
 

 


 

 

Уменьшение государственных расходов и повышение налогов, которое в свою очередь, вызывает уменьшение потребительских расходов, или сочетание этих двух мер, приводит к уменьшению совокупных расходов и совокупного спроса, что на графике выражается сдвигом кривой AD0 к пунктирной линии. Однако из-за действия эффекта мультипликатора номинальный ВВП сократится в большей степени, что позволит стабилизировать уровень цен (рис. 25).

Выбор стабилизирующих мер зависит от того, каких взглядов на роль государства в экономике придерживается правительство. Так, сторонники увеличения роли государства при проведении стимулирующей бюджетно-финансовой политики предпочтут увеличение государственных расходов, а при проведении сдерживающей фискальной политики – увеличение налогов. Напротив, сторонники сокращения роли государства в экономике при проведении стимулирующей бюджетно-финансовой политики предпочтут уменьшение налогов, а при проведении сдерживающей политики – снижение государственных расходов.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

1. Экономический спад, в ходе которого доходы госбюджета снижаются, а расходы остаются на прежнем уровне или возрастают, в том числе за счет трансфертов;

2. Изменение структуры государственного бюджета, например рост расходов при неизменных доходах или уменьшение доходов при неизменных расходах.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо сокращение государственных расходов или рост налоговых поступлений.

Степень влияния бюджетного дефицита на экономику зависит от источников его покрытия. Для покрытия бюджетного дефицита используются:

- денежная эмиссия, она предпочтительнее для борьбы со спадом в экономике, но может сопровождаться инфляцией;

- займы, однако, повышение внутренних займов ведет к увеличению спроса на деньги и как следствие, при неизменной денежной массе к росту процентной ставки, что в свою очередь может привести к сокращению валовых внутренних частных инвестиций, т.е. к вытеснению частных инвесторов.

Одним из важнейших последствий дефицита является рост государственного долга.

Различают внешний государственный долг – это долг государства в иностранной валюте и внутренний государственный долг - это долг в национальной валюте. Более тяжким бременем для экономики является рост внешнего долга. В 2004 г. внешний долг РФ снизился и составил около 104 млрд. долл. Основными последствиями роста внешнего долга являются:

- возможность дефолта (отказ государства платить по своим долгам);

- снижение международного авторитета страны, усиление зависимости от стран-кредиторов;

- усиление неравенства в доходах. Например, в США 30% дохода по государственным облигациям получают 5% американцев с наивысшими доходами;

- рост темпов инфляции;

- ухудшение инвестиционного климата.

Влияние бюджетного профицита на инфляцию как инструмента сдерживающей фискальной политики зависит от способов его использования: более благоприятно для борьбы с инфляцией изъятие из обращения, менее благоприятно использование профицита для погашения внутреннего государственного долга. Бюджетный профицит РФ, начиная с 2004 г., направляется в так называемый стабилизационный фонд. К концу 2005 г. он превысил 1,3 трлн. руб.

Помимо государственных расходов важным инструментом фискальной политики является манипулирование налогами.

Американский экономист Артур Лаффер с помощью модели сформулировал идею о взаимосвязи величины налоговой ставки и долгосрочных налоговых поступлений. Он обосновал идею определения оптимальной налоговой ставки. Налоговая ставка (taxes rate) показывает процентную долю налога в налогооблагаемой базе.

Рис. 26. Кривая Лаффера

 

 

Если налоговая ставка снижается с t1 до t2, то в краткосрочном периоде налоговые поступления снизятся, а в долгосрочном возрастут с D1 до D2 максимум, так как появятся новые инвестиционные возможности, возрастет объем производства, занятость, доходы, появится стимул платить налоги.

При этом налоговая ставка t2 является оптимальной, так как налоговые поступления D2 - максимальны. Определить величину оптимальной налоговой ставки сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ли “критическая точка” налогообложения:

- при повышении налоговой ставки налоговые поступления в бюджет растут медленно или сокращаются;

- снижаются темпы экономического роста, уровень и качество жизни домохозяйств;

- увеличивается теневая экономика.

Налоги выполняют всё более важную роль в макроэкономическом регулировании, о чём свидетельствует увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВВП в большинстве высокоразвитых стран.

2.Недискреционная бюджетно-финансовая политика: встроенные стабилизаторы.

Недискреционная бюджетно-финансовая политика – непредусмотренное воздействие так называемых встроенных стабилизаторов на дефицит и профицит государственного бюджета.

Встроенные стабилизаторы – любое воздействие, которое может изменить состояние государственного бюджета (увеличить дефицит или уменьшить профицит в период спада, и увеличить профицит или уменьшить дефицит в период подъема) без специальных мер со стороны государства.

 

 

Таблица 7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Население и ВНП в отдельных странах | Встроенные стабилизаторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.