Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественная и количественная стратегия

 

Рассмотрим качественный подход как другую или иную методологию социологического анализа. Она базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса, отношения к исследуемому объекту, до процедуры сбора и интерпретации данных. Существует логика исследования как некоторая последовательность. В качественных и количественных исследованиях эта логика очень отличается. Качественные исследования коварны тем, что мы вступаем на неизвестную социологам территорию. Фокус интереса - тоже не пустое. Большинство социологов делятся на качественников и количественников. Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик субъективного и объективного.

Качественное исследование всегда ассоциируется с уникальным, редким, но она так или иначе вписана в какой-либо контекст. Общая стратегия качественного исследования состоит в открытом поисковом неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта.

Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта. Исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих и взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Качественные исследования позволяют изучать новые явления или процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений.

Когда нам нужно обращаться к качественному исследованию?:

1. Убежденность исследователя, что данную проблему над решать качественными методами.

2. Некоторые области исследования по самой своей сути больше подходят для качественной стратегии. Качественная стратеги наиболее применима для изучения тех феноменов, о которых мало известно.

 

Многие указывают на то, что качественное исследование может дать ясное представление о сложных деталях, которое трудно получить количественными методами.

 

Теоретические истоки качественных методов. Например, важно было знать, сколько больных-сколько здоровых и т.п. Но зародилась и качественная социология, которая институциализировалась.

Качественная парадигма (или стратегия) называется чаще гуманистической социологий, а также интерпретативной или понимающей в соответствии с теоретическими концепциями данного направления. Она действительно направленна на человека (не на структуры и институты). В отличие от структурализма, где социальные структуры представляются как довлеющие над индивидом (что обеспечивает социальный порядок в обществе), здесь индивиды понимаются как агенты социального действия.

В качественной парадигме люди не рассматриваются как продукты или "жертвы" социального мира. Они рассматриваются как субъекты, которые творчески участвуют в создании мира вокруг себя и придают свой смысл и значение как собственному поведению, так и поведению других. В количесвтенном подходе важен результат (количество), в качественном подходе мы задаем воос: "почему" и какие это люди.

Большие социальные системы при качественном подходе рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий, в котором общие смыслы и значения устанавливаются и в определенной мере разделяются всеми участниками социального взаимодействия. До тех пор пока социальные институты и структуры работают на основе консенсуса или выживания, то о качественной стратегии можно пока не говорить. Когда количественная стратегия дает сбой, тут возникает потребность в качественной. Качественную социологию называют также субъективной социологией. Следуя традиции Макса Вебера, социолог качественник выясняет, какие значения придает субъект своему действию. Качественную социологию называют часто микросоциологией или иногда "фрагментарной" социологией, ибо при таком подходе внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий. Качественную методологию также называют интерпретативной или понимающей.

Количественная социология хорошо дает факты, но не дает объяснений этим фактам. Эту лакуну стала закрывать качественная методология. Качественные стратегии нередко критикуются по ряду оснований. Данные интервью состоят из предложений, основанных на интерпретации. Интерпретации это сложнейшая проблема социологии (например, вопрос "довольны ли вы работой" имеет очень много аспектов, более того что значит довольны). Поэтому сложно добиться ясности и однозначности. Какие-то стороны он учитывает, а какие-то нет.

Особой проблемой является объективность данных качественного исследования. Каким образом можно и интерпретировать и тем более распространять полученные результаты. "пусть респонденты говорят сами за себя".

 

Схема Пламера:

Количественная стратегия Качественная стратегия
Реализм Феноменология
Достоверное знание Релятивизм (относительность, перекодировка имеющегося к новому)
Описание логических связей (математические корреляции) Описание общей картины
Фокус анализа: общее, генеральное Фокус анализа: особенное, частное
Классификация, типологизация Описаие события, случая
Центр внимания: социальные структуры, институты Центр внимания: человек, внутреннее
Объективное Субъективное
Исследовательские цели и задачи: дать причинное объяснение Исследовательские цели и задачи: концептуализация
Логический анализ: дедукция Логический анализ: индукция
Стиль изложения: жесткий, холодный Стиль изложения: мягкий, теплый

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Метод декорирования шлифа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.