КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подходы к пониманию интеллекта
Основные вопросы исследования интеллекта Психогенетика интеллекта. Выявляется влияние генетических, средовых (биологических и социокультурных) детерминант на индивидуальные особенности и развитие интеллекта (Ф.Гальтон, Р.Пломин, Ч.Николсон, И.В. Равич-Щербо). Психофизиология интеллекта. Исследуются структуры центральной нервной системы. Отвечающие за те или иные интеллектуальные способности, устанавливается зависимость между электроэнцефалографическими показателями работы мозга и успешностью решения различных интеллектуальных задач. (Г.Айзенк, А.Н. Лебедев). Общая психология интеллекта. Изучается общая структура интеллекта его связь с другими психологическими свойствами (специальными способностями, личностными чертами, мотивацией, эмоциями. Особое значение имеет соотношение понятий «интеллект- мышление», «интеллект - способности», «интеллект-адаптация». Психодиагностика интеллекта. Разработка методов измерения интеллекта, в настоящее время существует несколько сотен различных тестов для измерения интеллекта, ведутся работы в области компьютеризации тестов, интерпретации данных, создания экспертных интеллектуальных систем. Интеллект и деятельность. Измерения интеллекта необходимы для того, чтобы прогнозировать успешность трудовой, учебной, творческой деятельности. Изучается возможность прогнозирования уровня индивидуальных достижений в зрелом возрасте на основе диагностических данных в детском возрасте. Определяется степень влияния содержания научения на интеллект человека. Развитие интеллекта. Способности человека изменяются под влиянием социальной микросреды (воспитание в семье, общение с коллегами по работе, общий «культурный фон»). Особое значение имеет воздействие стилей семейного воспитания и интеллектуального климата семьи на интеллектуальное развитие детей. Социальная психология интеллекта. Специалисты этой области изучают связь уровня интеллекта с социальным статусом индивида, интеллектуальную совместимость людей, потребности общества в интеллектуальном развитии людей. Наряду с вышеперечисленными современная психология поднимает вопросы патологии интеллекта, культурологии интеллекта, соотношения интеллекта и креативности. Подход 1. Интеллект определяют как способность к обучению, как систему интеллектуальных свойств, которая обеспечивает относительную легкость и эффективность в овладении знаниями. Действительно, обнаружена связь между уровнем развития интеллекта и успешностью учебной деятельности, но она не однозначна. Большая зависимость между уровнем интеллекта и успешностью в обучении характерна для женщин, чего не скажешь о мужчинах. У мужчин успешность умственной деятельности зависит от мотивации, характерологических особенностей. В разряд слабоуспевающих часто попадают лица с высоким уровнем интеллекта. Прогнозировать успеваемость на основе данных интеллектуальных тестов затруднительно. Подход 2. Интеллект рассматривается как способность к абстрактному мышлению или способность к оперированию символами. Под интеллектом советские психологи С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Я.А. Пономарев понимали способность решать формализованные новые задачи в уме без внешний проб и ошибок, а мышление рассматривали как процесс открытия нового при решении задач. Такой подход несколько сужает понятие интеллекта и сводит его исследование к изучению понятийного мышления.
Подход 3. Интеллект рассматривается как способность к адаптации к новым условиям жизни. Интеллект - это способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Сущность интеллекта выступает в конструировании отношений между средой и организмом. Рассмотренные подходы к изучению интеллекта не являются взаимоисключающими. Способность к обучению формируется в процессе адаптации, активного приспособления. Способность к использованию символов является результатом развития и обучения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |