Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие индивида и группы




 

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер. Человек способствует решению групповых задач, группа позволяет ему удовлетворить социальные потребности.

 

Отмечено, что в группах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, лучше работают, чем люди, находящиеся в изолированном состоянии или в «больных» группах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью.

 

Но группа не только помогает человеку выживать и совершенствовать профессиональные качества. Группа меняет его поведение. Наиболее существенные изменения в поведении человека под влиянием группы:

 

1. Под общественным влиянием изменяются такие характеристики человека, как восприятие, мотивация, система оценок и так далее. Человек расширяет сферу своего внимания за счет усиления внимания к интересам других членов группы (молодой человек, с нежеланием закончив школу, попадает в коллектив, где многие люди мечтают и готовятся поступить в институт, постепенно он тоже начинает стремиться к этому). Человек меняет свой взгляд на себя, свое место в окружении.

 

2. В группе человек получает определенный относительный «вес». Люди могут делать одинаковую работу, но иметь при этом разный «вес» в группе. Он никогда не получил бы этого вне группы. Для многих эта характеристика не менее важна, чем формальная позиция.

 

3. Группа помогает индивиду обрести новое видение себя. Он идентифицирует себя с группой, что приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, понимании своего места в мире и предназначения.

 

4. Участвуя в обсуждениях и выработке решений в группе, человек может выдать такие идеи, которые он никогда бы не получил, если бы осмысливал проблему в одиночку. Это эффект «мозговой атаки», который существенно повышает творческий потенциал человека.

 

5. В группе человек в большей степени склонен принимать риск, чем в одиночку.

 

Однако неверно думать, что группа меняет человека так, как ей захочется. Многим воздействиям группы человек сопротивляется, что-то принимает частично, что-то отрицает полностью. Процесс адаптации может быть достаточно длительным. С другой стороны, человек не только меняется сам, но и воздействует на группу. Воздействие это зависит и от его личностных характеристик, и от характеристик группы.

 

Взаимодействие человека с группой может носить либо характер кооперации, либо слияния, либо конфликта.

 

Кооперация. Между индивидом и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели группы как непротиворечащие его собственным целям. Он готов искать способы улучшения взаимодействия с группой и поддержания отношений, на взаимовыгодной основе.

 

Слияние. Между человеком и группой устанавливаются такие отношения, когда они воспринимают друг друга как единое целое. Человек в значительной мере подчиняет свои интересы группе. Группа воспринимает его как полностью преданного члена, берет на себя заботу о нем, рассматривает его проблемы как свои, не только производственные, но и личные.

 

Конфликт. Противопоставление интересов человека и группы, борьба между ними. Конфликт может быть порожден организационными факторами (различия во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей). Такой конфликт относительно легко разрешить. Конфликт может быть порожден эмоциональными факторами (недоверие, страх, зависть, ненависть и так далее), такой конфликт слабо поддается полному устранению.

 

Каковы последствия конфликта? Если он превращается в непреодолимое противоречие – такой конфликт нежелателен.

 

Конфликт в отношениях внутри группы может носить и позитивный характер:

 

1. Может повысить мотивацию на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния.

2. Привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, характера деятельности группы.

3. Играть созидательную роль в поиске новых путей работы группы, новых подходов к решению задач, построению отношений между членами группы.

4. Может привести к проявлению межличностных отношений и предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.