Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средние величины




 

Средняя величина (СВ) – единая количественная обобщающая характеристика признака в данной совокупности. Иными словами, СВ – это обобщающий показатель, выражающий типичные размеры количественно варьирующих признаков (возраста, стажа работы, товарооборота, уровня преступности и т.д.) качественно однородных массовых общественных явлений и процессов.

Сущность СВ состоит в том, что в них погашаются случайные отклонения, присущие отдельным единицам совокупности, и выражаются общие закономерности, типичные для всей совокупности. В этом и состоит действие закона больших чисел. Таким образом, одно из главных назначений СВ – сглаживать, элиминировать случайные колебания.

Требования к расчёту СВ:

- массовость данных (т.е. достаточно большое число наблюдений, чтобы можно было делать достоверные выводы);

- однородность совокупности (не следует рассчитывать СВ по качественно разнородным данным, например, среднюю зарплату по директорам и уборщицам).

Необходимость расчёта СВ – наличие такого характерного свойства массовых явлений, как вариация их значений, т.е. колеблемость в один и тот же момент времени. Именно варьирующие признаки (принимающие различные значения) представляют главный интерес для статистики.

Рассмотрим применение в статистическом анализе трёх средних величин:

- средняя арифметическая (среднее значение признака X в данной совокупности);

Mo – мода – наиболее распространенное значение признака X;

Me – медиана – середина ранжированного ряда, т.е. это значение признака X, которое делит ранжированный ряд на 2 равные части.

Напомним: ранжированный ряд – это вариационный ряд, варианты значений признака (X) в котором расположены по возрастанию или убыванию.

Первая ситуация – несгруппированные (индивидуальные) данные

1 задача

Данные о возрасте работников отдела (лет):

34 30 22 48 22

Средний возраст

= = = 31,2 лет. (n – число слагаемых, то есть единиц совокупности).

Формула расчёта носит название – средняя арифметическая простая.

Модальный возраст Mo = 22 года, т.к. это значение встречается чаще всего.

Для расчёта медианы надо ранжировать исходный ряд (например, по возрастанию):

22 22 30 34 48

Медианный возраст Me = 30 лет, т.к. это значение находится в середине, являясь третьим по ранжиру из пяти.

Вывод:

Половина лиц моложе 30 лет, а другая половина – старше 30.

 

2 задача

 

Данные о возрасте работников отдела (лет):

34 30 22 48 22 48

Средний возраст

= = = 34,0 года.

Модальный возраст Mo = 22 и 48 лет, т.к. эти значения встречаются чаще всего.

Для расчёта медианы надо ранжировать исходный ряд (например, по возрастанию):

22 22 30 34 48 48

Медианный возраст Me = 32 года, т.к. это значение находится в середине, являясь третьим по ранжиру из пяти.

Вывод:

Половина лиц моложе 32 лет, а другая половина – старше 32.

 

Общее правило для медианы:

Так как носителем медианного значения является та единица, которая находится в середине, то для её определения надо объём ряда (число изучаемых единиц) поделить на 2.

Вторая ситуация – сгруппированные данные (дискретный ряд распределения)

3 задача

Данные о сумме начисленных штрафов за административные правонарушения в районе:

Штраф, руб. (X)           ИТОГО
Число правонарушителей, чел. (m)[1]            
Накопленные частоты (S)           ---
Расчет S   5+15 20+11 31+2 33+2 ---

Средний размер штрафа:

= = = 122,9 руб.

Это – средняя арифметическая взвешенная. Расчёт по простой формуле даёт искажённый результат:

= = = 150,0 руб.,

так как учитывает не каждый частный случай, а только варианты значений.

Модальный штраф Мо = 100 руб.

Вывод: наиболее часто правонарушители штрафовались на сумму 100 руб. (больше всего – 15 раз!).

Медианой будет штраф 18-го (35/2=17,5) правонарушителя по ранжиру (в нашей задаче ряд ранжирован). Для чёткого определения медианного значения надо дополнить данные рядом накопленных (кумулятивных) частот (S). Для этого к каждой предыдущей частоте m добавляется последующая.

В первой группе правонарушителей (50 руб.) всего 5 чел, а в следующей (100) их 15, т.е. вместе уже 20 чел. Следовательно, искомый нарушитель оказался в числе этих 15 человек, т.е. его штраф также 100 руб.

Me = 100 руб.

Вывод: у половины правонарушителей штраф 100 руб. и менее, а у другой половины – 100 и более.

 

Третья ситуация – сгруппированные данные (интервальный ряд распределения)

4 задача

Данные по региону об уровне потребления картофеля в отчётном году:

NN Уровень потребления, кг/чел/год (x) Число районов (m) Центры (середины) интервалов
  Менее 40    
  40-60    
  60-80    
  80-100    
  100-120    
  Свыше 120    
ИТОГО   ---

При расчёте среднего значения возникает проблема: что использовать в качестве вариантов значений признака X? Существует правило, согласно которому таковыми считаются центры (середины) интервалов, которые рассчитываются как полусумма их границ. Однако в ряду имеются первый и последний интервалы с одной границей. В этом случае вводится условие, что величина таких открытых интервалов равна величине соседнего. Величина интервала – разница между его границами.

Отсюда:

Первый интервал считаем равным второму, соседнему, имеющему величину 20 (60 - 40). Значит, первый интервал обретает вторую границу, и получаем следующие значения: 20-40. Центр будет равен (20+40)/2=30.

Второй интервал: (40+60)/2=50.

Третий интервал: (60+80)/2=70.

Четвёртый интервал: (80+100)/2=90.

Пятый интервал: (100+120)/2=110.

Шестой интервал приравниваем по величине к пятому, то есть соседнему (величина 20 = 120-100), и имеем: 120-140, отсюда центр: (120+140)/2=130.

Средний уровень потребления по области:

= = = 84,4 кг/чел/год.

NN Уровень потребления, кг/чел (X) Число районов (m) Накопленные частоты (S)
  Менее 40    
  40-60    
  60-80    
  80-100    
  100-120    
  Свыше 120    
ИТОГО   ---

Расчёт моды и медианы в интервальном ряду распределения имеет особенности, связанные с применением специальных формул. Эти формулы справедливы для рядов с равными интервалами.

Mo = X0 + h*, где:

- нижняя граница модального интервала;

- величина модального интервала;

- частоты (соответственно) предмодального, модального и потсмодального интервалов.

Модальный интервал – это интервал с наибольшей частотой. В данном случае это будет интервал 80-100 с частотой m=7.

Mo = 80 + 20*= 86,7 кг/чел.

Вывод: наиболее часто встречаются районы с уровнем потребления картофеля 86,7 кг/чел.

Me = X0 + h*, где:

- нижняя граница медианного интервала;

- величина медианного интервала;

- накопленная частота предмедианного интервала;

- частота медианного интервала.

Медианный интервал – это интервал, в котором находится середина ранжированного ряда (в данной задаче ряд ранжирован). В данном случае это будет 13-й район (25/2=12,5) по ранжиру. По ряду накопленных частот S найдём интервал, в котором накопленная частота впервые превышает число 13. Это интервал N 4, то есть 80-100.

Me = 80 + 20*= 84,3 кг/чел.

Вывод: половине районов уровень потребления картофеля менее 84,3 кг/чел, в другой половине – более 84,3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.