Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и речь

Лекция № 5

Важнейшим условием любой науки является наличие особого объекта и предмета познания, а также специальных способов и средств получения знаний, их систематизации. Объектом науки может быть любое явление действительности, взятое в целом во всей его сложности и многогранности. Такие сложные явления могут объектом нескольких смежных наук одновременно. Например, Земля (планета) представляет интерес для многих наук. Она является объектом изучения географии, геологии, геодезии, геофизики, геохимии. Однако в одном и том же сложном объекте каждая наука выделяет только какую-то ограниченную область, которая служит предметом изучения. Рельеф, природные условия Земли – предмет географии; физические свойства Земли – предмет геофизики, химические элементы в земной коре – предмет геохимии.

В науке о языке:

Объект лингвистики – сложное явление, называемое речевой деятельностью. Это специфическая область человеческой деятельности, связанная с разными сферами жизни людей (человеческой психикой, физиологией, анатомией). Поэтому речевая деятельность – объект изучения и других наук (психологии, логопедии, физиологии и др.). Каждая из этих наук выделяет свой предмет изучения в сложном явлении, именуемом речевой деятельностью. Какой бы способ мы ни приняли для рассмотрения того или иного явления речевой деятельности, в ней всегда обнаруживаются две стороны, каждая из которых коррелирует с другой и значима лишь благодаря ей. Большинство ученых считают наиболее существенной чертой объекта своего изучения – его двойственность. Однако, выделение и понимание того, что есть эти две стороны, дело непростое, имеющее сложную историю и остающееся одной из главных проблем теоретического языкознания, известной в науке как проблема соотношения языка и речи.

Кроме того, предмет науки есть категория исторически развивающаяся. Иными словами, один и тот же объект одной и той же науки может быть интерпретирован ею по-разному на различных исторических этапах ее развития. Следовательно, конфигурация предмета науки зависит не только от свойств объекта, но и от точки зрения науки в данный момент. А эта точка зрения, в свою очередь, определяется, с одной стороны тем путем, который данная наука прошла, а с другой — теми конкретными задачами, которые стоят перед наукой в данный момент.

О ней писали многие языковеды, начиная с основоположника общего языкознания Вильгельма фон Гумбольдта (1767 – 1835). Вильгельм фон Гумбольдт наиболее ясно выделил в речевой деятельности 1. язык как готовый продукт и 2. язык как деятельность. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс» (1989, с. 90).

Подобное разграничение производил также глава Казанской лингвистической школы И. (Ян) А. Бодуэн де Куртенэ (1845- 1929), выделивший язык как нереализованную возможность и ее реализацию. В целом же языкознание 19 века разграничивало язык и речь крайне непоследовательно. Изменения наметились лишь с появлением «Курса общей лингвистики».

 

 

Как вы помните, Соссюр соотносит три понятия: речевая деятельность, язык и речь. Понятие речевой деятельности определяется наименее четко и недостаточно. По сути, это сумма отдельных актов говорения и понимания. Все, что связано с языком и его употреблением, называется речевой деятельностью.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам. Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-то деятельность — целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую. С одной речью человеку, делать нечего: она не самоцель, а средство, орудие, хотя и может по-разному использоваться в разных видах деятельности. Но, несмотря на сказанное, мы будем далее все-таки говорить о речевой деятельности, помня при этом, что речь не заполняет собой всего «деятельностного» акта.

Кроме того, и составные элементы речевой деятельности весьма различны. Это и типично умственные действия (например, планирование речевого высказывания), и действия внешние (например, активность органов речи), причем их взаимная связь и взаимообусловленность весьма трудно поддаются точному определению. Во-вторых, речевая деятельность принадлежит к типу наиболее сложных и по характеру представленных в ней мотивов и целей. Действительно, не так-то просто четко сформулировать даже такую, казалось бы, элементарную вещь, как цель речевого высказывания, т. е. то, что в практике научного исследования обычно называется «функцией речи».

Итак, речевая деятельность - это сумма отдельных актов говорения и понимания. Каждый отдельный акт называется речевым актом – двухсторонний процесс, включающий говорение и понимание услышанного. Речевые акты – речевые действия, которые в совокупности составляют речевую деятельность.

 

Очень важно определить различия между языком и речью. Наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений» (Кацнельсон 2002, с. 95). Ф. де Соссюр стройно и последовательно разграничивал язык и речь при помощи бинарных противопоставлений. В послесоссюровском языкознании эти антимонии были дополнены другими. Рассмотрим их.

1. Язык – абстрактное представление о едином человеческом языке.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевая деятельность) так и его результат (речевые произведения).

Абстрактный характер языка можно показать на следующем примере, который дает Ю.С. Маслов (начало известного стихотворения А.С.Пушкина)

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит.

Сколько слов в этом отрывке?

Если мы ответим 7, то рассматриваем этот отрывок с позиций речи, потому что говорим об отдельных словоупотреблениях, конкретных экземплярах слов в тексте.

Если ответить 5 (считая два экземпляра «ворон» за одно слово и два экземпляра «ворону» тоже за одно слово), то рассматриваем отрывок на уровне языка, т.к. отвлекаемся от конкретных реализаций и перешли на более абстрактный уровень.

Но можно пойти еще дальше и еще больше абстрагироваться (это тоже уровень языка). Тогда здесь всего 4 слова, т.к. «ворон» и «ворону» мы рассматриваем как одну единицу. Это разные грамматические формы одно и того же слова. Слово, взятое в отвлечении от его грамматических видоизменений называется лексемой – т.е. словом как абстрактной единицей в системе языка.

2. Язык – это система (код) знаков, а также система правил их употребленияи сочетаемости.

Речь – коммуникация на сонове системы, воплощение, реализация системы языка, кода.

Язык обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

 

Но правильнее будет звучать так: язык в действии. А теперь начнем разбираться, что мы имели в виду.

В языкознании уже давно утвердилось положение: язык – это система знаков, код; речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.

За время наших встреч мы уже неоднократно упоминали имя выдающегося мыслителя, ученого В. фон Гумбольдта. И вновь мы начинаем разговор о языке со слов этого языковеда: «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности»; язык же «есть средство преобразования субъективного в объективное», поэтому язык «следует рассматривать не как мертвый продукт, но как созидающий процесс» (1989, с. 90).

Но наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений» (Кацнельсон 2002, с. 95).

Язык в понимании Соссюра – это совокупность «означаемых» и «означающих», реализация которых в речевой цепи и составляет сущность речи, а речь – это процесс выражения мысли средствами языка, реализация языковой потенции. Характерное свойство речи – свобода комбинаций (1977).

Проблема соотношения языка и речи в дальнейшем развивалась в трудах выдающихся языковедов (А. Сеше, Л. Ельмслева, Г.Гийома, А.И. Смирницкого, Л.В. Щербы, Есперсена, Брюно, Звегинцева, Кацнельсона, Мещанинова и др.).

Но вплоть до середины 60-х годов XX века языкознание преимущественно было сосредоточено на изучении языковой системы. Начиная с указанного периода, центр исследований стал смещаться в сторону речевой деятельности, анализа процессов говорения и понимания, построения высказываний, связанных текстов, дискурса.

Как вы понимаете, такое многообразное явление как речь, интересует исследователей разных областей науки. Речь является объектом изучения не только лингвистов (психолингвистов, социолингвистов, нейролингвистов, фонетистов, специалистов по стилистике), её изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике, по высшей нервной деятельности, акустике. Проблемы речи находятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.

Речь понимается в современной науке как феномен индивидуальной жизни, а ее основным субъектом является конкретный человек. Речь реализуется не только как акт сигнификации («означения»), но и как последовательность жизненных событий. В речи, по афористичному замечанию выдающегося философа XX века М. К. Мамардашвили, происходит «выворачивание внутреннего и овнутривание внешнего» (Мамардашвили 1997, с. 93).

Язык участвует во взаимодействии людей. Есть «слушающий» и «говорящий». Но «я» отдельного индивида «молчит» в языке. Почему? Когда мы говорим, то из множества вариантов, которые предлагает язык, чтобы передать нашу мысль, – мы ВЫБИРАЕМ тот, который именно нам кажется лучшим, наиболее подходящим для разговора с этим собеседником, в этой конкретной ситуации. Мы не только знаем, но и чувствуем язык.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 6. Учет денежных средств на валютных счетах | Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.