КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По способу включения резервных устройств резервирование может быть постоянным и с замещением
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И СПОСОБОВ ИХ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИЯ №1 Время: 2 часа. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомиться с дисциплиной «Основы теории надежности», изучить основные понятия и определения, критерии и показатели надежности элементов системы электроснабжения железнодорожного транспорта. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ВВЕДЕНИЕ – 5 мин. 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И СПОСОБОВ ИХ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ – 40 мин. 2. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА – 40 мин. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 мин. ЛИТЕРАТУРА
Теория надежности – это наука, изучающая закономерности отказов технических систем. Целью изучения дисциплины является: - подготовка специалиста, умеющего грамотно оценивать надежность устройств и систем электроснабжения железнодорожного транспорта с применением современных математических методов и технических средств, а также создание основы для теоретической и практической подготовки по вопросам обеспечения надежности; - формирование у студентов научного мышления, выработка приемов и навыков решения конкретных инженерных задач с целью повышения надежности систем электроснабжения железнодорожного транспорта. Задачи дисциплины: - изучить государственные стандарты, методики, приказы, положения и другие нормативные документы, определяющие порядок оценки и обеспечения заданного уровня надежности объектов электроснабжения железнодорожного транспорта; - изучить законы, математические модели и методы оценки надежности объектов электроснабжения железнодорожного транспорта; - изучить современные методы технического обслуживания объектов электроснабжения железнодорожного транспорта, обеспечивающие их высокую надежность.
Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения своих характеристик (параметров) при заданных режимах и условиях эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Таким образом, надежность является комплексным свойством, которое зависит от сочетания безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости объекта. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Долговечность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. Сохраняемость – свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования. Исправное состояние объекта (исправность) – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Работоспособное состояние (работоспособность) – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативной, технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении его работоспособного состояния. Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Все отказы можно классифицировать по типу, природе, характеру возникновения, причинам возникновения, времени возникновения, возможностям обнаружения, дальнейшим возможности использования отказавшего объекта и связи отказов элементов объекта друг с другом. По типу отказы делятся на отказы функционирования и параметрические отказы. Отказы функционирования – это отказы, при которых объект прекращает выполнять свои функции. Параметрические отказы - это отказы, при которых параметры объекта выходят за допустимые пределы. По своей природе отказы делятся на случайные и систематические. Случайные отказы – это отказы, обусловленные случайными явлениями, такими, как непредусмотренные нагрузки на объект, скрытые дефекты, ошибки персонала, сбои системы управления и т.д. Системные отказы – это отказы, обусловленные закономерными явлениями, такими, как постепенное накопление повреждений, усталость, износ, старение, коррозия и т.д. По характеру возникновения отказы делятся на внезапные, постепенные и перемежающиеся. Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких параметров объекта. Постепенный отказ – отказ, возникающий в результате постепенного изменения одного или нескольких параметров объекта. Перемежающийся отказ – многократно возникающий самоустраняющийся отказ одного и того же характера. По причине возникновения отказы делятся на конструкционные, производственные и эксплуатационные. Конструкционный отказ – отказ, обусловленный недостатками в конструкции объекта. Производственный отказ - отказ, связанный с нарушением технологии изготовления объекта. Эксплуатационный отказ - отказ, связанный с нарушением правил эксплуатации объекта. По времени возникновения отказы делятся на отказы, возникшие в период приработки, в период нормальной рабо ты объекта и в период старения. По возможностям обнаружения отказы делятся на явные (очевидные) и неявные (неочевидные). По возможности использования отказавшего объекта отказы делятся на полные и частичные. Полным называется отказ, при котором дальнейшая работа объекта до его устранения невозможна. При частичном отказе объект сохраняет частичную работоспособность. По связи отказов элементов объекта друг с другом отказы делятся на зависимые и независимые. Зависимый отказ – отказ одного элемента объекта (системы), возникающий в результате отказа другого элемента объекта (системы). Независимый отказ – отказ, не обусловленный другими отказами. Элемент – объект, который не может быть разделен на более мелкие отдельные составляющие. Элемент представляет собой простейшую часть системы. Система – объект, представляющий собой совокупность функционально взаимосвязанных элементов. Структура системы – взаимосвязи и взаиморасположение составных частей системы, ее устройство. Процесс – это набор состояний системы, соответствующий упорядоченному изменению параметров объекта. Невосстанавливаемый объект – объект, работоспособное состояние которого не предусмотрено восстанавливать. После отказа такой объект подлежит замене. Восстанавливаемый объект – объект, работоспособное состояние которого может быть восстановлено путем его ремонта. Наработка – продолжительность или работы объекта, измеряемая в тех или иных выбранных величинах (время, циклы нагружения, километры пробега и т.д.). Наработка до отказа (на отказ) – наработка от начала эксплуатации объекта до его отказа. Наработка между отказами – наработка между двумя соседними событиями потери работоспособности объекта. Технический ресурс – наработка объекта от начала его эксплуатации до перехода в предельное состояние. Назначенный ресурс – суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. Средний ресурс -математическое ожидание технического ресурса. Гамма-процентный ресурс – наработка, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью γ, выраженной в процентах. Срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, хранения, ремонта объекта от начала работы объекта до наступления предельного состояния. Средний срок службы -математическое ожидание срока службы. Гамма-процентный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации, в течение которой объект не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью γ, выраженной в процентах. Время восстановления работоспособного состояния объекта – время. необходимое для восстановления объекта. Техническая система называется невосстанавливаемой (неремонтируемой), если ее отказ приводит к неустранимым последствиям и систему нельзя использовать по своему назначению. Пример – полупроводниковые приборы. Техническая система называется восстанавливаемой (ремонтируемой), если ее отказ может быть устранен и система может использоваться по своему назначению. Резервированием называется повышение надежности системы, путем включение в ее состав резервных единиц. Резервирование бывает трех видов – общее, раздельное и смешанное. Общим называется резервирование, при котором параллельно друг другу включаются идентичные системы. Раздельным называется резервирование системы путем использования отдельных резервных устройств. Комбинированным называетсясочетание общего и раздельного резервирование в одной системе. Отношение числа резервных устройств к числу основных называется кратностью резервирования. Кратность резервирования может быть либо целым, либо дробным числом. Постоянным называется резервирование, при котором резервные объекты соединены с основными объектами в течение всего времени работы. Замещением называется резервирование, при котором резервные объекты соединяются с основными объектами только после их отказа. Резервные объекты могут находиться в трех режимах работы: - в нагруженном режиме, при котором резервные объекты находятся в тех же рабочих условиях, что и основные; - в ненагруженном режиме, при котором резервные объекты не включены в работу; - в облегченном режиме, при котором резервные объекты включены, но работают не на полную нагрузку.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |