Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные движения в политической жизни общества

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть.

Выделяют следующие разновидности многопартийных систем:

– уклад многопартийной раздробленности (Дания, Бельгия);

– уклад партийных коалиций. Так, во Франции блоку правых партий противостоит блок левых сил;

Многопартийная система позволяет учесть многообразие интересов, способствует более интенсивному обновлению политических элит. Но она не всегда, особенно при укладе партийной раздробленности, способствует политической стабильности.

Многопартийная система с доминирующей партией. Она характеризуется пребыванием у власти одной партии в силу неэффективности оппозиции. Так, в Японии с 1955 по 1993 гг. у власти пребывала либерально-демократическая партия. В Швеции в течение десятилетий у власти находится Социал-демократическая рабочая партия.

Какая партийная система лучше? Это зависит от особенностей страны, от специфики социально-политической ситуации в ней.

Партийная система в России находится в процессе формирования. В 2000 году существовало почти 200 политических партий. Был поставлена задача сократить количество партий, укрупнить их. Тем самым предполагалось повысить их роль в политической жизни страны. После принятия в 2001 году закона о политических партиях, который определил более жесткие требования к политическим объединениям, стремящимся получить статус общероссийской партии, количество партий сократилось. Если в 1999 г. их было официально зарегистрирован 132, то в июне 2004 г. их осталось только 47. Закон 2006 г. еще в большей мере ужесточил требования к партиям. Новый закон о партиях предусматривает, что минимальная численность их состава поднимается до 10 тыс. до 50 тыс. На сегодняшний день для того чтобы партия существовала она должна иметь региональные отделения в половине субъектов федерации. Причем в половине из них они не должны быть меньше 500 человек, а в другой меньше – 250. Так как граждане могут состоять в региональных отделениях только по месту жительства, в регионах, где меньше 250 членов, они по существу не могут вступить в партию.

Новый порядок выборов в федеральные и представительные органы власти (выборы в ГД РФ только по партийным спискам при исключении возможности создавать избирательные блоки и повышение процентного барьера с 5% до 7%, не менее половины депутатов региональных законодательных собраний будут избираться от партий) также ставили целью укрупнение партий и повышение их роли в политической жизни России. Последнее ужесточение партийного законодательства связано с тем, что депутатом фактически запрещено покидать партию, о которой они избраны, а партиям включать в свои списки представителей других партий. Таким образом, наложен запрет на любые межпартийные союзы. В регионах теперь также исключено избрание через избирательные блоки. Выборы только через партии. Лидеры местного масштаба должны искать партию, ибо при изменившемся законодательстве им иначе сложно будет подняться наверх. В свою очередь партии в борьбе за электорат будут стремиться включать в себя наиболее популярных лидеров. Время независимых протестантов прошло (см.: Беккер В. Лидеры толпы // Политический журнал. – 2006. - № 37/38). Всё это также стимулировало укрупнение партий, стабилизацию их состава. Шел процесс слияния партий. Так за счет слияния трех партий образовалась партия «Справедливая Россия». В конце 2006 г. было зарегистрировано 17 партий. К моменту выборов в ГД РФ право на участие в выборах имели лишь 15 партий. В выборах участвовало лишь 11 партий (ряд партий не смогли собрать достоверные списки избирателей для участия в выборах). После процессов объединения партий количество партий значительно сократилось. На начало 2012 г. официально зарегистрировано только 7 партий. По своей численности самой крупной партией является «Единая Россия» - более 2 млн. Достаточно крупными можно считать «Справедливую Россию» – около 400 тыс., КПРФ – около 200 тыс.

Однако эти законодательные нововведения сразу же вызвали критику исследователей и политических практиков.Отмечалась, что создание новых партий практически невозможно (см.: Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Полис. – 2006. - № 6. – С.146-159), что нужно сохранить партийный плюрализм, чтобы небольшие политические силы (малые партии) не выталкивались из политики. Их присутствие затрудняет принятие политических решений, но делает политику более взвешенной (см.: Краснов М.А. Онтология разнообразия (К осмыслению статьи 13 Конституции РФ ) // ОНС. – 2006. - № 3. - С.54).

Высказывались и такие опасения, что партии не прошедшие регистрации, например партии левой оппозиции РКРП, РПК, РКП-КПСС, становятся оппозицией прямого действия, которая в случае социальных потрясений может перейти в вооруженную оппозицию. Их уличная оппозиционность уже проявилась при протестах против принятия закона о монетизации льгот (Малугин С. Коммунистическая оппозиция в России (1991-2006 гг.) – трансформация целей и средств // Власть. – 2006. - № 10. – С.30). Масштабными были протесты оппозиции и против фальсификации на выборах ГД РФ в декабре 2011 г. и Президента РФ в марте 2012 г. То есть, иными словами, законодательное сужение партийного спектра спровоцировало политический радикализм, быть толчком к экстремистским, насильственным действиям.

В настоящее время принят закон об изменении порядка регистрации партий. Предполагается, что для их создания необходимо будет наличие 500 человек, представляющих не менее 50% субъектов федерации. Это приведет к резкому увеличению количества партий, что вызывает неоднозначные оценки исследователей и политических практиков.

Роль партий в России сравнительно невелика. В значительной мере это связано с тем, что победившая партия не может проводить своей политики, ибо она не формирует правительство, она не определяет программу развития страны. Не являются партии и необходимым институтом при выборе высшего государственного лица – президента. Партии по существу управляются из государственного аппарата и являются механизмом удержания власти теми, кто находится уже у власти.

Следует отметить, что и большинство населения страны видят в партии, не средство завоевания власти и контроля ее самим населением, некий элемент власти, призванный помогать населению. В силу этого во многих сложностях своей жизни (рост цен, низкие зарплаты и пенсии) они упрекают партии. Отсюда согласно опросу, проведенному ФОМ в августе 2001 г., 52% респондентов заявили, что политические партии приносят России больше вреда, чем пользы, и только 22% заняли противоположную позицию (Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.- с.130). Большинство населения не видит какого-то смысла в межпартийной полемике в парламенте и вне стен его, считая это пустой говорильней и отклонением от прямых обязанностей партий – решать конкретные проблемы, помогать людям.

Так, согласно опросу, проведенному в 2006 г., 47% населения считают конкуренцию партий вредной для России (лишь 31% видит в ней определенную пользу; 46% полагают, что партии играют незначительную роль в жизни страны; 30% - уверены, что в ближайшие 5-10 лет влияние партий не изменится; 10% - это влияние даже ослабнет 19% - партии вообще не нужны (Политический журнал. – 2006. - № 33/34. – с.27-28; Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.-с.121). Согласно опросу «Левада-Центра» 62% граждан выступают за чтобы президент России оставался непартийным и выполнял функции «независимого» арбитра. Лишь 21% россиян за партийность президента. К тому чтобы Путин стал лидером «ЕР» положительно отнеслись 34%, а 43% высказались против(см.: Мартьянов В. Проблемы - 2008 не существует // ПЖ. – 2006. - № 31/32. – с. 23-24).

Согласно опросу, проведенному в 2006 г., в 2006 г. 35% населения России выступили против многопартийности: 19% полагают, что партии вообще не нужны, а 16% предпочли бы, чтобы партия в стране была одна. В пользу многопартийности выступили 40% населения, причем 14% считают оптимальным для России вариант бипартийности, и лишь 26% настаивают на том, что партий должно быть не менее трех. Остальные участники опроса затруднились с ответом на этом вопрос (Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. – 2007. - № 1.-С.121.)

Российские политические партии не устраивают как тех, кто хотел бы в них видеть, помощницу населению, руководящую и направляющую силу, так и тех, кто ориентируется на ту роль, которую партии выполняют на Западе - выражение интересов различных групп население, обеспечение суверенитета народа - в силу того, что партии в России играют сервильную роль по отношению к существующей государственной власти.

Партийный дизайн Белгородской области воспроизводит общероссийскую ситуацию. Наиболее крупной является областная организация партии «Единая Россия». КПРФ. Достаточно представительными в является в области организации КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР. Все эти партии имеют фракции в областной думе.

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле 2003 г., только 18% опрошенных объяснили свое голосование за какую-либо политическую партию, тем, что «эта партия может защитить интересы таких людей как я». Политическим партиям как политическому институту стабильно доверяли лишь 10% граждан. Поэтому можно согласиться с мнением, что в ближайшее время российские политические партии будут развиваться не как посредники между гражданским обществом и государством, а как инструменты политической борьбы между элитными группами (см.: Пантин В.И., Лапкин В.В. Политическое самоопределение российского общества // Общественные науки и современность. – 2006. - № 4. С. - 80).

Многие политологи и практические политики современной России считают, что оптимальной для России была бы двухпартийная политическая система. После выборов в декабре 2003 г. в Государственную Думу в России начала складываться модель многопартийной системы с одной доминирующей партией, роль которой выполняет партия «Единая Россия». Эта модель упрочилась после выборов 2007 г. и сохранилась после выборов 2011 г.

 

5. Место и роль общественных организаций
в политических системах

 

Общественные организации – это добровольные объединения граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.

Для общественной организации характерно наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава. К общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, союз композиторов и др.), разнообразные добровольческие общества (научные, технические, культурно-просветительские и др.), землячества и т.п.

С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.

Общественные организации не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти. Этим они отличаются от политических партий. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в сферах, применительно к которым они созданы.

Степень воздействия разных общественных организаций на политические отношения различна. Общественные организации выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Они оказывают влияние на органы политической власти с целью принятия нужных им решений.

К функциям общественных организаций в политической системе относятся:

1) выявление потребностей и интересов членов объединения. Расплывчатые взгляды и мнения преобразуются в четко выраженные требования и программы, благодаря чему происходит артикуляция интересов членов организации, агрегация этих интересов. Общественные организации удовлетворяют потребности своих членов согласно своему профилю – будь то общество садоводов-любителей или городской шахматный клуб;

2 ) социальная интеграция и мобилизация;

3) политическая социализация (формирование у личности политических навыков, умений, ценностей);

4) репрезентативная функция. Общественные организации берут на себя задачу донесения требований своих членов до государственных органов, политических партий, политических элит. Это достигается следующими методами:

– непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов;

– поддержка, в том числе и финансовая, на выборах близких политических партий и кандидатов;

– участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;

– участие в работе парламентских комиссий, комитетов и т.п.;

– организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей за соответствующие требования;

– организация забастовок, митингов, демонстраций и т.п.

– лоббизм, т.е. воздействие на представителей законодательных органов власти с целью принятия желаемых законов и др.

В современной России наиболее влиятельными общественными организациями являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Российский союз товаропроизводителей, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата России. Всего в России насчитывается несколько сотен тысяч общественных организаций. Только в Центральном федеральном округе на 2009 г. их было около 40 тысяч, а в Белгородской области 2 тысячи.

 

 

Социальные (общественные) движения – совокупная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.

Типология общественных движений может проводиться по разным основаниям:

а) по целям и сферам: антивоенные, экологические, религиозные движения, движения в защиту прав потребителей, детей, семьи и др.;

б) по отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные;

в) по методам: насильственные и ненасильственные;

г) по субъекту, носителю движения, по социальной основе: классовые, межклассовые, женские, молодежные, этнические (национальные), профессиональные, культурные и т.п.

Не всегда можно провести грань между общественным движением и общественной организацией или политической партией. То или иное объединение людей, даже имея название «движение», по существу уже является общественной организацией и даже политической партией. Так, до недавнего времени «Яблоко» обозначало себя как общественно-политическое движение. Как правило, общественные движения по мере усиления организационных начал, упрочения структуры становятся основой для общественных организаций и политических партий. Так, экологические движения дали партии «зеленых», национальные – национально-демократические партии. Например, из движения «Народный Рух Украины» вышли одноименная партия (Народный Рух Украины), Республиканская партия Украины и др.

Функции общественных движений в политике во многом совпадают с функциями общественных организаций. Общественные движения могут иметь разное отношение к политике. Некоторые из них ставят целью коренное изменение политической системы (революционные движения), другие же лишь стремятся в той или иной мере воздействовать на органы власти с целью принятия желаемых решений. Например, движение в ФРГ за законодательное разрешение абортов и движение в США за их законодательный запрет.

На сегодняшний день, как отмечают многие исследователи, роль общественных движений повышается. Это связано с тем, что граждански активные люди часто избегают формализации, иерархии (не хотят иметь каких-то формально зафиксированных обязанностей, быть подчиненным кому-то), являются сторонниками спонтанной активности (в зависимости от желания, настроения, наличия свободного времени и т.п.). Эффективность социальных движений повышается в связи с использованием новых информационных технологий, когда через размещение на сайте какого-либо движения соответствующей информации можно в течение короткого времени собрать на проведение задуманной акции тысячи людей.

Весьма заметным на сегодняшний день в мировой политике является движение антиглобалистов. В нем участвуют миллионы людей.

Примерами социальных движений в России являются движение «Моя семья», движение в поддержку армии (ДПА), Российское аграрное движение (РАД), Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), многие экологические движения, (например, движение защитников озера Байкал - Козлов Д.В. «Нецивильное» гражданское общество или о том, как поссорились защитники Байкала с «Транснефтью» // Полис. – 2007. - № 4), «Свобода выбора» (движение против запрета на машины с правым рулем)1 движение в защиту жилищных прав, движение обманутых дольщиков в строительстве жилья (Клеман К. Вызов властным отношениям // Свободная мысль. – 2007. - № 1. – С.92-93) и др.

В качестве молодежных движений исследователи называют. «Мы» «Я думаю» - это малочисленные движения молодых интеллектуалов. Активно протестный характер с «оранжевым» оттенком имеют молодежные движения «Пора!», «Оборона. Отрицательной оценки заслуживает и деятельность националистических движений (скинхеды и др.). Положительно можно оценить провластные молодежные движения «Наши», «Местные», «Гражданская смена» (в Москве) и др. (см.: Якушева И.П. О роли молодежных движений в активизации политического сознания россиян в преддверии избирательных кампаний 2007-2008 гг.// Власть - 2006. - № 12. – с.67-68).

Литература (основная)

Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Лекции 11.

Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для вузов /Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 12.

Пугачев, В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев. – М., 2001. – Гл. 15.

Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2000, 2002. – Гл. 10-11.

Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 10.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 7.

Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций. – http://sdo.bsu.edu.ru/Resource/ – Тема 7.

Литература (дополнительная)

 

Алексеева, Л.М. «Третий сектор» и власть / Л.М. Алексеева // Общественные науки и современность. – 2002. – № 6.

Бузгалин, А. Призрак «антиглобализма» / А. Бузгалин // Свободная мысль. – 2001. – № 1.

Бузгалин, А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира / А.В. Бузгалин // Политические исследования. – 2003. – № 2.

Гельман, В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид? / В.Я. Гельман // Политические исследования. – 2004. – № 4.

Глебова, И.И. Партия Власти / И.И. Глебова // Политические исследования. – 2004. – № 2.

Правый экстрим (подборка статей) // Политический журнал. – 2005. – № 26. – С. 56-72

Сергеев, В.С. Политическая оппозиция и оппозиционность: опыт осмысления понятий / В.С. Сергеев // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 3.

Современные модели политических партий // Свободная мысль. – 2003. – № 3.

Согрин, В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление / В.В. Согрин // Политические исследования. – 2003. – № 3.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Темы докладов и рефератов. 1. Политическая партия в современных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.