Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинговое пространство бизнеса

 

Одним из преимуществ рыночной экономики является право вы­бора, для чего крайне полезно мнение независимого эксперта. Эту роль берут на себя рейтинговые агентства, выстраивая систему рей­тингов экономических субъектов. Тем самым формируется рейтинго­вое пространство, структурированное по региональному и предмет­но-отраслевому признакам.

Российское рейтинговое пространство формируется системой оценок субъектов хозяйственной деятельности как отечественных, так и зарубежных информационных и рейтинговых агентств. Хотя их оценки далеко не всегда сопоставимы и представляют собой набор мнений, они в совокупности с собственными оценками могут быть использованы для принятия управленческих решений.

Получение рейтинговых заключений может осуществляться как на безвозмездной, так и на платной основе. В то же время целые группы потенциальных потребителей рейтинговых продуктов сего­дня практически лишены информации. Происходит это, с одной сто­роны, вследствие неразвитости самого рейтингового пространства, а с другой - в силу неинформированности пользователей или недос­тупности рейтинговых ресурсов. Кроме того, ряд рейтингов имеет слишком большие интервалы актуализации, что не всегда приемлемо в силу высокого уровня изменчивости условий хозяйственной деятельности. В то же время прогнозные модели пока еще используются недостаточно интенсивно.

В России под рейтингом экономических субъектов зачастую по­нимают ранжирование по лексикографическому признаку. В западном понимании рейтинг означает отнесение субъекта к некоторому классу или категории. Список субъектов, упорядоченных по величине какою-либо показателя деятельности, носит название рэнкинг.

Естественно, рейтинги во многом зависят от объектов рейтингования и потенциальных пользователей. Классификация потенциальных потребителей к интересующих их рейтинговых продуктов приведена в табл. 2, иерархия субьектов рейтингования - на рис. 2.

Таблица 2.

Группы потребителей рейтингового продукта Субъекты хозяйственного оборота Рейтинговый продукт
Иностранные институциональные инвесторы (пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др.) Страны Отдельные регионы Оценка инвестиционной привлекательности в целом и привлекательности от­дельных проектов, вклю­чая анализ природных ре­сурсов, качества рабочей силы; финансовые и кре­дитные рейтинги стран и регионов в целом Оценка кредитных рисков отдельных выпусков госу­дарственных и: региональ­ных долговых обязательств
    Предприятия и организации инвестиционного уровня Рейтинги кредитоспособ­ности, структурированные по срокам и видам заимст­вований Различные рэнкинги и рейтинги выпускаемых ценных бумаг (акции, век­селя, облигации и др.)
Российские юридические лица Отдельные регионы Предприятия и ор­ганизации различ­ных отраслей Оценка кредитных рисков отдельных выпусков госу­дарственных и региональ­ных долговых обязательств Рейтинги надежности и финансовой устойчивости банков и других финансовых институтов Кредитные рейтинги пред­приятий Различные рэнкинги и рейтинги выпускаемых ценных бумаг (акции, век­селя, облигации и др.) Рейтинги отдельных инве­стиционных проектов Рэнкинги по отдельным показателям, включая до­лю на рынке, оценка пер­спектив Рейтинги отдельных това­ров, продуктов, услуг
Граждане   Предприятия и организации различных отраслей   Различные рэнкинги и рентинги выпускаемых ценных бумаг (акции, век­селя, облигации и др.) Рейтинги надежности бан­ков и других финансовых институтов Рейтинги образов а тельных учреждений, организаций здравоохранения, предпри­ятий службы быта, магази­нов и др. Рейтинги отдельных това­ров, продуктов, услуг

 

Рис. 2. Иерархия субъектов рейтингования

Применяемые методы рейтингования условно можно разделить на дистанционные и инсайдерские, т.е. с исследованием деятельности субъекта изнутри.

Важную группу рейтингов составляют страновые рейтинги и рейтинги регионов. Портфельные инвесторы при принятии решений ориентируются на кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются международные агентства Moody's Investors Service, Standard&Poor's, Fitch IВCA. Близкими по целям исследования являются оценки конкурентоспособности стран мира, разрабатываемые в течение 20 лет группой экспертов Мирового эко­номического форума, а также ежегодные доклады Мирового банка.

Рейтинги инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, отдельных городов и регионов, составляемые меж­дународными агентствами, претерпели изменения, и для этих целей используется специальная страновая шкала. На рейтингах и рэнкингах регионов специализируется также ряд российских агенство, в частности рейтинговое агентство «Интерфакс».

Доступность рейтингов обеспечивается за счет использования Информационных ресурсов, в настоящее время - прежде всего ресурсов сайтов международных и российских агентств.

Банковские рейтинги. На сегодняшний день наиболее развитым является сектор рейтинговых продуктов для банков. Это объясняется как большей регламентированностью, доступностью и относитель­ной прозрачностью отчетности кредитных учреждений, так и острым общественным интересом, порожденным возникшим вдруг разнооб­разием доступных банковских услуг. Основные рейтинговые продукты для банков представлены на рис. 3.

Списки (рэнкинги) представляют собой ранжирование банков по Лексикографическому признаку. Часть епископ составляется информа­ционным» агентствами на основе полученных полуофициальным пу­тем балансовых показателей банков. Результаты публикуются без со­гласования с банком. Примерами таких рэнкингов служат публикации в журналах («Компания», «Деньги», «Профиль»).

Особняком стоят списки, участие в которых для банка доброволь­но. Распространяются они по подписке, в специализированных изда­ниях и ориентированы на профессионалов. Это исследования инфор­мационного центра «Рейтинг» и агентства «Интерфакс». Сюда же мож­но отнести публикуемый лондонским журналом «The Banker» список Тор-1000 крупнейших банков мира.

Многомерные списки и комплексные оценки являются переход­ным продуктом между рэнкингами и рейтингами. Списки представ­ляют собой многомерный рэнкииг, а комплексные оценки позволяют построить полноценный рейтинг. Примером последнего является рейтинг динамической финансовой стабильности, рассмотренный подробно ниже.

Собственно рейтинги представлены рейтингами международных рейтинговых агентств и рядом рейтинговых продуктов, созданных за последние годы. Рейтинги международных агентств сегодня имеют около 30 российских банков, немногим более 100 имеют рейтинги российских агентств. Традиционная рейтинговая процедура преду­сматривает проведение обследования и анализ внутренней банков­ской информации.

Виды рейтингов банков
Линейные списки (рэнкинги) Многомерные списки и комплексные оценки Собственно рейтинг
Отличительные особенности
Список банков, упорядоченных по некоторому показателю Разбивка банков на кластеры в системе показателей, свертка локальных показателей Разбивка банков на группы с привлечением формальной и экспертной информации
Основные издания и рейтинговые агентства (РА)
Информационные агентства «Интерфакс» «Мобиле» ИЦ «Рейтинг» Журналы «The Banker» «Профиль» «Эксперт» «Деньги» Банк России Информационное агентство «Мобиле» Журналы «Эксперт» «Профиль» Международные РА Moody’s Standard & Poor’s Fitch IBCA Российские РА ИЦ «Рейтинг» «Интерфакс» «РусРейтинг»

Рис. 3. Основные банковскиее рейтинговые продукты

Суть методики по большей части является закрытой. Кроме того, используются данные (аудированная годовая отчетность). Следует отметить, что при снижении странового рейтинга автоматически снижаются и максимально возможные рейтинги банков, даже наибо­лее успешно развивающихся.

Из российских агентств наибольшую историю в классе рейтинговых продуктов имеет информационный центр «Рейтинг», который публикует регулярно рейтинги надежности коммерческих банкой Москвы. Принципиальными отличиями используемого этим агентством подхода являются дистанционная и закрытая методика, основанная на оперативном мониторинге балансовых отчетов банка и операционной деятельности банков, а также экспертные оценки аналитиков агентства.

Начиная с 2001 г. рейтингами банков занимаются еще ряд агентств, среди которых можно отметить рейтинговые агентства «Интерфакс» и «РусРейтинг».

Рейтинг динамической финансовой стабильности. Отдельно можно выделить проект по созданию рейтинга динамической финансовой стабильности банков (РДФС), представленный информационным агентством «Мобиле». Этот рейтинг основан на комплексной оценке деятельности банков и формировании обобщенной оценки показателей банковской деятельности.

Методической основой РДФС является анализ потоков денежных средств (собственных средств, привлеченных и размещенных средств, экономических результатов, как на отдельную отчетную дату, так и в динамике изменения основных показателей в течение года). Методика предусматривает приоритетность взаимодействия бан­ков с реальным сектором экономики.

Теоретической основой рейтинга является сетевая модель потоков денежных средств (собственных, привлеченных, размещенных), представляющих наиболее важные стороны деятельности банка как преобразователя потоков денежных средств.

Анализ динамической финансовой стабильности банка проводится в три этапа.

1. Определение внешних рейтингов: расчет и анализ динамического рейтинга банка по внешним показателям на все отчетные даты в течение года, т.е. расчет доли банка по каждому показателю в сумме его значений по всем банкам России по всем датам с приоритетом более свежим результатам.

2. Формирование внутренних рейтингов: расчет и анализ внутренних показателей, характеризующих финансовую стабильность
(коэффициенты ликвидности, качество активов, качество пассивов, доля просроченной задолженности в кредитах и т.д.). Полученные значения оцениваются в баллах - также по месяцам в течение года, с последующим суммированием, взвешиванием и «забыванием».

3. Расчет интегрального РДФС, являющегося робастной сверткой
совокупности внешних и внутренних показателей.

В последнее время большое внимание уделяется разработке эко-нометрических методов мониторинга устойчивости банков и разработке соответствующих моделей рейтингов. Такие модели включают показатели деятельности банков, наиболее влияющие на рейтинговые оценки агентств. В процессе исследования используются оценки по статистическим выборкам и экспертным опросам. В результате исследований могут быть сформированы модельные рейтинги, позволяющие прогнозировать позицию основных рейтинговых агентств.

В отличие от банковских рейтингов, рейтинги других финансовых институтов, включая страховые компании, инвестиционные, паевые, пенсионные фонды, сегодня на рынке представлены существенно в меньшей степени.

Системы рейтингов промышленных предприятий и тем более рейтингов отдельных видов продукции очевидно, будут развиваться параллельно с насыщением товарных рынков, реструктуризацией и повышением конкурентоспособности отечественного производства.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы/авторы; Под ред. А. М. Карминского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004 – 6240.: ил.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электронные публикации и пресса | Правоведение. Основы российского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.