Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональные политические режимы в современной России

Современное политическое руководство придерживается концепции суверенной демократии. Суверенная демократия сама выбирает, формулирует цели развития страны независимо от внешнего влияния. Россия должна выбирать ту модель демократии, которая в наиболее полной мере соответствует ее особенностям, не копировать слепо при этом западные образцы демократии.

 

Политические режимы в разных регионах (республиках, краях, областях и т.д.) в целом воспроизводят методы, способы осуществления власти федеральными органами. Тем не менее, они отличаются один от другого по соотношению элементов демократизма и авторитаризма, поэтому одни из них более демократические (или авторитарные), другие менее.

В качестве более демократических считаются политические режимы тех регионов, где региональная политическая элита не консолидирована, поэтому существует реальная политическая конкуренция в виде борьбы за власть между отдельными группировками элиты. Более демократическими считаются также те регионы, где существуют независимые СМИ. Это обычно характерно для крупных субъектов федерации – Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области и др.

Степень авторитарности или демократичности политического режима того или иного региона проявляется на выборах в органы власти. Авторитарность режима проявляется в широком использовании административного ресурса, когда действующая власть поддерживает одних кандидатов и создает трудности для других. Здесь формальная процедура приносится в жертву или частным интересам власти, или даже тому или иному видению с ее стороны общего блага населения региона. В последнем случае моральное начало преобладает над правовыми принципами. Неугодные власти партии, кандидаты, или рассматриваемые ею как некое зло для региона, часто под теми или иными предлогами вообще исключаются и процесса выборов. Использование административного ресурса в той или иной мере происходит во всех регионах России.

Политические режимы большинства регионов России можно охарактеризовать как авторитарно-демократические. Ряд исследователей политические режимы некоторых регионов России называют авторитарными. Это касается Калмыкии, Чечни, Татарстана, Тувы и др. При этом режимы эти вполне легитимны, пользуются поддержкой большинства населения. Авторитарность этих режимов связана не со злой волей местных политических элит, а с политической культурой населения, национальными традициями отношения к власти.

Для характеристики региональных политических режимов можно использовать такое понятие как «электоральная демократия» (наличие выборов органов власти при подавлении прав и свобод граждан). В этом плане часто упоминают Чеченскую республику, где власть вынуждена действовать жестко для предотвращения терроризма. Также можно говорить и о «полудемократии» (отсутствует реальная политическая конкуренция, но в отличие от авторитарных режимов нет запрета на политическую оппозицию). Примером могут быть те регионы России, где подавляющее большинство политической элиты, в том числе и глава региона, концентрируются в одной партии (Единой России), а другие партии не обладают каким-либо влиянием на политическую жизнь региона.

В целом можно говорить о нарастании моментов авторитаризма как в региональных политических режимах, так и России в целом. Другой вопрос, всегда ли эти тенденции нужно оценивать как нечто негативное.

Главное в оценке режима – это не степень его формальной демократичности, а то, как он обеспечивает развитие региона: какими темпами растет производство, заработная плата, преодолеваются безработица, преступность, насколько население одобряет действия региональной власти. То есть главное, насколько власть реализует интересы большинства населения региона, насколько демократия присутствует в ее содержательном аспекте. Поэтому, например, использование властью административного ресурса порою с целью сдерживания прихода в избираемые органы управления профессионально незрелых или морально нечистоплотных лиц является благим делом для региона. Но здесь, с другой стороны, открывается и возможность для использования властного произвола. Поэтому режим так называемой «управляемой демократии» представляет собой нечто переходное – период «созревания» и населения, и политической элиты до требований зрелой либеральной демократии.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое политический режим?

2. Каким был политический режим в России в советский период?

3. Насколько легитимным был политический режим в советской России?

4. Каким образом изменился статус КПСС в период перестройки?

5. Можно ли назвать политический режим постсоветской России демократическим?

6. В чем суть концепции «суверенной демократии»?

7. Как можно охарактеризовать политические режимы российских регионов?

8. Можно ли говорить о нарастании элементов авторитаризма в политическом режиме современной России?

 

Литература

Баталов Э.Я. Глобальный кризис демократии? // Свободная мысль. – 2005. - №2

Зудин А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. - 1999. - №1.

Исаев Б.А, Баранов Н.А..Политические отношения и политический процесс в современной России. – СПб.: Питер, 2008. Гл. 9-10.

Лапина Н.Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации // Мировая

экономика и международные отношений. – 2009. - № 6.

Лебедева Т.П. Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований // Политические исследования. – 2004. - № 2

Лепехин В.А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // Общественные науки и современность. – 1999. - №1.

Лысенко В. Эволюция уничтожения демократии // Политический журнал. – 2006. - № 12.

Межуев Б.В. Перспективы политической модернизации России // Полис. -2010. - № 6.

Российская историческая политология. – Ростов-н/Д., 1998. Раздел 1.

Пастухов В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность. – 2006. – 2.

Силаев Н. Просвещенная олигархия // Эксперт. – 2006. - № 13.

Фарукшин М.Х. Нужна ли народу демократия? // Свободная мысль. – 2007. - № 4.

Чудинова И.М. Власть и олигархи в современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 6.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
При сравнении нынешнего периода, связанного с нахождением в должности президента В.Путина, а затем Д. Медведева, с ельцинским периодом даются разные, часто противоположные оценки | Проблема народа как субъекта политики в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.