Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое развитие и политическая модернизация в России

Политические конфликты сегодняшнего дня не носят былой остроты, не представляют большой опасности для общества и решаются, в основном, в рамках существующего законодательства.

В политической науке под политическим развитием понимается только прогрессивное изменение политической системы. Иными словами, политическое развитие означает улучшение выполнения политической системой своих функций по обеспечению стабильности и эффективности всего социального организма.

Политическая модернизация есть часть модернизации общества в целом, под которой понимают переход от традиционного, доиндустриального, авторитарного общества к обществу современному, индустриальному, демократическому. Эта модернизация может быть органической, происходящей на собственной основе, такой она была у стран Запада, и догоняющей. Догоняющая модернизация характерна для тех стран, которые отстали от Запада и где модернизация происходила и происходит путем заимствования достижений Запада.

Как соотносятся политическое развитие и политическая модернизация, тождественны ли они? Следует отметить, что политическая модернизация не всегда имеет в качестве следствия политическое развитие.

В условиях органической модернизации, происходившей в странах Запада, политическая модернизация и политическое развитие совпадали. В странах с догоняющим типом модернизации ситуация может складываться иначе. Как показал опыт многих развивающихся стран (Африки, Азии, Латинской Америки), структурная дифференциация институтов политической системы, специализация их функций, расширение границ равенства в сфере политики и т.д., то есть то, что составляет содержание модернизации, приводили к негативным результатам. Политическая модернизация вызывала там не повышение, а снижение эффективности государственного управления, коррупцию и произвол чиновников, имущественное расслоение общества, нарастание в нем конфликтности и напряженности, кризисных явлений.

Подобные же результаты дала политическая модернизация в странах СНГ. Изменения в политической сфере в направлении приближения устройства политической системы к западным стандартам сопровождались там обвалом в производстве, резким снижением уровня жизни населения. В то же время Китай, воздержавшись от ускоренной политической модернизации, за последнее два десятилетия утроил свой экономический потенциал и повысил уровень жизни своих граждан. Это не означает, что в России и других странах СНГ политическая модернизация была не нужна. Политическая модернизация неизбежна для всех стран, в том числе и для Китая. Важно, однако, чтобы политическая модернизация обеспечивала позитивные изменения в экономической и социальной сферах. В России и других странах СНГ, как считают многие исследователи, темпы политической модернизации были чрезмерны, политическая система стала хуже выполнять свои функции по отношению к обществу, отсюда изменения в сфере политики там можно в целом охарактеризовать не как политическое развитие, а как политическую деградацию, упадок.В силу этого повышение эффективности политической системы в России и других странах СНГ может сопровождаться и уже сопровождается некоторыми изменениями возвратного характера.

Как отмечают исследователи, децентрализация 90-х гг. сменяется с 2000 г. рецентрализацией. В качестве примера называется введение Федеральных округов, отмену особых договоров с субъектами федерации, приведение законодательства регионов в соответствие с федеральным, изменение порядка назначения в Совет Федерации, отмену выборов губернаторов, изменение налогового законодательства в пользу центра, сокращение числа регионов, отмену выборов в Государственную Думу по одномандатным округам и др.1

Политический процесс становится более управляемым из федерального центра. На сегодняшний день это служит повышению эффективности государственного управления. Поэтому можно говорить об изменениях происходящих в современной политической системе России как о политическом развитии. При этом с формальной точки зрения можно говорить о демодернизации в сфере политики, снижении уровня демократичности и т.п., что и делается критиками нынешнего российского политического режима.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое политический процесс?

2. Можно ли назвать политический процесс в современной России горизонтально организованным?

3. Каковы главные субъекты политического процесса в настоящее время в России?

4. Чем политический процесс в России в настоящее время отличается от политического процесса в 90-е гг. прошлого века?

5. Можно ли отнести политический процесс в Росси к технократическому типу?

6. Каково отношение к конфликту большинства населения России?

7. Охарактеризуйте наиболее крупные политические конфликты постсовесткой России.

8. Привела ли политическая модернизации в России в 90-е гг. прошлого века к политическому развитию?

9. Как оценить проявления политической демодернизации в современной России?

 

Литература

Баранов Н.А. Легитимность власти: политический опыт России // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 1.

Барсукова С., Звягинцев В. Теневая политика и теневая экономика: взаимные интересы // Свободная мысль. – 2006. - № 7-8.

Буров В.Г., Федотова В.Г. Китайский опыт модернизации: теория и практика // Вопросы философии. – 2007. - № 5.

Гельман В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) // Полис. – 2006. - № 2.

Ельчанинов М.С. Еще раз о возможности революции в современной России // Социс. – 2007. - № 12.

Запрудный Ю.Г. Культура конфликта (к особенностям российской конфликтности) / Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. № 4.

Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб. - 2008. – Гл.18-19.

Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис. – 2004. - №6.

Российская историческая политология. – Ростов-н/Д., 1998. Раздел 2.

Петухов В. Перспективы трансформации // Свободная мысль. – 2005. - № 6.

Шилов В.Н. Партия «Единая Россия» и идеология консерватизма // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». – 2010. – № 1(72). Выпуск 13.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические конфликты в современной России | Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.