Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность карьеры. Теории карьеры




Карьера работника в организации

Лекция 6

Сравнительный анализ философии организации

 

Элементы философии   Философия организации  
  Япония США Россия  
Традиции ? ? ?  
Корпоративные принципы        
         
Структура управления        
Принятие управленческих решений        
Распределение ответственности        
Мотивация        
Оплата труда        
Оценка персонала        
Научно-технический прогресс        
Обучение        
Расстановка кадров        
Формализация отношений в коллективе        
Приоритетные качества руководителя        
Недостатки        
           

 

Обсуждение управленческой ситуации № 1:

Компания, специализирующая на разработке и изготовлении электрических приборов, отменила привилегии для руководящих работников – все без исключения сотрудники фирмы пользуются общей столовой, стоянкой автомашин, летают на обычных пассажирских самолетах. Для руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места – комнатушки, разделенные звуконепроницаемыми перегородками высотой в полтора метра, одинаковы для всех – от президента компании до работников низшего звена.

Ответьте на вопросы: 1. Согласны ли вы с практикой компании? 2. Что в ней положительного и что отрицательного?

Обоснуйте свою позицию.

 

Обсуждение управленческой ситуации № 2:

Как известно, целью руководителя является стремление внушить сотрудникам, что их работа важна, интересна и полезна фирме, что их вклад в ее успехи значителен. Для создания хорошего морального климата в коллективе, мотивации высокоэффективного труда, развития каждого работника как личности обычно используются следующие направления деятельности:

1) создание в коллективе климата взаимного доверия, уважения и взаимовыручки;

2) обеспечение каждого сотрудника интересной перспективной работой, способствующей развитию его творческого потенциала;

3) постановка перед каждым работником четких, конкретных, выполнимых задач;

4) определение вклада сотрудника в результат деятельности фирмы и соответствующее стимулирование его, особенно за творчество и инициативу;

5) побуждение коллектива фирмы к единению, искренности и честности.

 

Исходя и специфики современного этапа развития экономики России, предложите свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работе каждого сотрудника, его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.


 

 

 

Карьера – это иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего трудового периода или его отрезка. Различные аспекты проблемы карьеры изучались многими известными специалистами, начиная с представителей классической школы. Так, в работах М. Вебера карьера чиновника в бюрократической организации трактуется как объективно заданный и спланированный организацией процесс его вертикального перемещения по ступеням управленческой иерархии, зависящий, с одной стороны, от квалификации (технических навыков) и компетенции, а с другой – от стажа работника в организации (тезис о неотвратимости карьеры).

Критики Вебера, в частности А. Гоулднер, фиксируют внимание на том, что реальная карьера менеджера высшего уровня в организации складывается в результате конфликта двух принципов формирования властных структур: принципа компетентности (например, власть узкого функционального руководителя) и принципа права, или сложившейся традиции (власть высшего администратора). Противоречие между этими принципами, по мнению А. Гоулднера, состоит в том, что руководители высшего уровня в централизованной структуре, не обладая необходимыми специальными знаниями и технической компетенцией для оценки качества проектов решений, подготовленных функциональными специалистами, имеют юридическое право давать заключения и принимать решения о целесообразности их реализации.

Принцип компетентности вытекает из рационально-инструментальной, бюрократической модели организации. При рассмотрении власти как производной от квалификации работника требуется, чтобы высшие уровни иерархии заполнялись наиболее компетентными людьми и чтобы квалификация специалистов возрастала на каждой ступни иерархической лестницы. Хотя такой принцип пропагандируется в управленческой литературе, начиная с Вебера, он никогда в полной мере не реализуется, поскольку вступает в противоречие с другим принципом подбора персонала – принципом права.

Этот принцип обусловлен тем, что организация имеет черты естественной социокультурной системы. Поэтому подбор персонала основывается на принятых в обществе традициях, нормах, ценностях. А это противоречит принципу компетентности.

Конфликт указанных принципов на практике означает, что ограничением на реализацию принципа компетентности при комплектовании властных структур во всех типах организации может быть (и на практике является) в зависимости от культурных особенностей региона либо возраст кандидата, либо его пол, либо его общий образовательный уровень, либо национальная, расовая, партийная, социальная или сословная принадлежность, либо социальное или имущественное положение, либо вероисповедание, либо тип учебного заведения.

В концепциях ряда представителей ситуационного подхода (Дж. Томпсон), а также игровой концепции организации (М. Крозье) механизм карьеры менеджера высшего уровня связывается с его способностью преодолевать неопределенность в жизненно важных для организации сферах. Томпсон считал, что чем больше в организации и ее окружении имеется источников неопределенности, тем в большей степени менеджерам высшего уровня предоставляется возможность принимать решения по собственному усмотрению, строить политику на основе своих личных пристрастий и субъективных оценок.

Особое место проблематика карьеры работника в организации занимает в современной теории организационного поведения. Интерес вызывает теория Э. Шейна, который рассматривает карьеру как фактор, обеспечивающий сотрудничество и взаимовыгодный обмен между работником и организацией. Карьера для него – это постоянное приведение в соответствие системы взаимных ожиданий работника и организации (в лице ее администрации) на базе психологического контракта. Психологический контракт – это юридически не закрепленное и не оговоренное, но взаимно учитываемое работником и администрацией соглашение об условиях взаимовыгодного сотрудничества. Иными словами, это набор неписаных взаимных ожиданий работников и представителей организации. Для работника такой набор включает в себя представления о различных приемлемых для него компонентах «трудовой ситуации»: форма оплаты и условия труда, возможность обучения и дальнейшего роста карьеры, самовыражения и самоактуализации, поддержание чувства собственного достоинства и др. Для администрации он означает требования, предъявляемые к работнику: лояльность, умение хранить коммерческие тайны, действия в интересах организации и др. Невыполнение психологического контракта рассматривается как источник нарушения сотрудничества между работником и организацией, взаимной отчужденности и неудовлетворенности. Его несоблюдение со стороны администрации ведет к текучести кадров, забастовкам, саботажу, а со стороны работников – к административным санкциям, увольнению, замедлению профессиональной и должностной карьеры. В то же время если контракт взаимно выполняется, то создаются условия взаимовыгодного обмена между работником и организацией.

Следовательно, агентом и творцом карьеры выступает, с одной стороны, работник, который по мере своего развития переформулирует требования к организации на основе т.н. якоря карьеры. Он выбирает направления карьеры и сознательно планирует действия, направленные на изменение своего должностного и профессионального статуса. Якорь карьеры, следовательно, это фактор, определяющий систему ожиданий работника по поводу его карьеры. Он является отправной точкой для выбора желательной для него в ближайшей перспективе траектории карьерных изменений. С другой стороны, творцом карьеры выступает администрация организации, которая заинтересована в сотрудничестве с работником, его лояльности и получении от него максимальной отдачи на каждом новом этапе.

Концепция развития карьеры Э. Шейнаосновывается на ряде исходных представлений:

– о постоянном изменении системы потребностей, ожиданий и способностей работника за время его работы в организации;

– об описании механизмов мотивации работника в терминах теории ожиданий;

– о необходимости поддержания баланса между работником и организацией путем неоднократного переформулирования психологического контракта;

– о выборе направления карьеры, зависящем от механизма формирования у работника устойчивой самооценки, своих возможностей и способностей, что и составляет содержание так называемого якоря карьеры.

Согласно Шейну, траектория карьеры индивидуальна для каждого работника, поскольку базируется на личностных ожиданиях, связанных с оценкой своих возможностей, способностей и мотивов. Шейн выделил несколько фаз развития карьеры работника в организации:

– фаза прихода человека в организацию;

– фаза восхождения;

– фаза выравнивания карьеры.

При этом первую фазу карьеры он в соответствии с западной традицией связывает с изначальным освоением «технических навыков работы», вторую – с переходом на управленческую работу и подъемом по ступеням организационной иерархии; третью – с горизонтальными перемещениями работника и включением его в состав многочисленных советов и комиссий. Концепция Шейна легла в основу многочисленных моделей организационной карьеры.

 

Содержание карьеры

 

Итак, карьера представляет собой иерархическое отражение пути должностного продвижения работника на протяжении всего трудового периода или его отрезка. Карьера определяется временной последовательностью и продолжительностью занимаемых работником должностей. Подразумевается, что эта последовательность в той или иной мере отражает профессиональный квалификационный рост работника, расширение и углубление его способностей. В этом плане карьера представляет последовательность достижения определенных результатов должностного роста, профессиональной специализации, интеллектуального развития работника. Понятно, что для успешного карьерного продвижения работнику необходимо формировать и совершенствовать профессиональные и деловые качества. Условно этот процесс изображен на рис.

 

Рис.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.