КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Федеративное устройство современной России
Понятие политико-территориального устройства и классификация его форм. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Y. Текст лекции IY. Учебно-материальное обеспечение Дополнительная Основная II. Расчет учебного времени
III. Литература 1. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. Издание 2-ое, стереотипное. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, СПб., 2009. 2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6-ое издание, измененное и дополненное. М., 2007. 3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. Учебник для Вузов, М., 2005. 4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для Вузов 3-ее издание измененное и дополненное, 2004. 5. Зубрин В.В. Конституционная законность и механизм ее обеспечения в федеральном округе. / Под. Общ. Ред. В.П. Сальникова. СПб., СПб., 2004.
1. Баглай М.В. Конституционное право России. 5-ое издание М., 2006. 2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник 4-е издание. М., 2006. 3. Додонов В.Н. Монография. Институт правовой ответственности главы государства в современном мире / Под. Общ. ред. Сальникова В.П. СПб., 2006. 4. Конституционное право России. Под общ. ред. д. ю. н., профессора Комковой Г.Н., М., 2005. 5. Конституционное право России. Учебник, второе издание, под общ. ред. д. ю. н., профессора Прудникова А.С., д. ю. н., профессора Авсеенко В.И. М., 2006. 6. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2004.
1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска Актуальность данной темы заключается в том, что данная тема является продолжением темы №12 об истории форм государственного устройства РФ, в данной теме рассматривается современная форма государственного устройства РФ, рассматривается процесс объединения субъектов РФ. Имеется взаимосвязь данной темы со следующими темами дисциплин: ИОГП №23
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяет свое внутреннее устройство в зависимости от исторически традиций, национального состава населения и д ругих факторов. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организации власти, определяющая права положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственнное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и мёжду частями целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство- это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а администраций единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства — конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась- как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована. Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы• обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной• территорий с далеких времен. - Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суверенитетом, который предполагает и решение вопроса о национальной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональной сообществе, а других —создавать свое национальное государство. -Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминаций и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государств — исключить основу для межнациональных конфликтов. Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых- условий для эффективного экономического и социального- развития всех частей государства? Этому может мешать как ‘ централизация власти, так и ее чрезмерная - децентрализация. Цивилизованное -государство - заинтересовано - в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. Унитарное Государство централизованное государство в котором Законодательная, Исполнительная и Судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существование административно территориальных единицах местного самоуправления. Унитарное Государство имеет одну Конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности в таком государстве. Гражданство в таком государстве бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным -например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (УЭльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку некоторые народы имеют атомные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких либо национальных административных образований Федеративное государство — это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — политическое и правовое весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их. субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея Дея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления, а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие народы, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку. Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия).- Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильные сепаратистские тенденции. Федеративные государства юридически закрепляют добро вольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т. е. в внеправовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации -обровольно,ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри их могут создаваться автономные образования. Труднейшей проблемой федеративного устройства является распределение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление после дней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.
В отличие от всех предшествующих периодов истории России, Конституция 1993 года впервые установила федеративную форму государственного устройства. К моменту принятия Конституции РФ 1993 года произошли некоторые изменения в государственном устройстве России. В 1990-1991 г.г. все АССР провозглашают декларации о своем государственном суверенитете. Из их наименований исключаются слова «автономная», а впоследствии и слова «социалистическая» и «советская». Многие республики изменяют свои наименования в составе со своими национальными языками: Башкортостан, Марий Эл, Татарстан. Другие республики стали использовать двойное наименование на русском и национальном языках: Саха (Якутия), Калмыкия – Хальм-Тангч, Чувашская Республика – Чаваш республики. В 1991 г. все 5 автономных вышли из состава соответствующих краев и областей. Статус четырех из них, кроме Еврейской автономной области, был повышен до статуса республики. Так образовались еще 4 республики: Республика Адыгея, Республика Горный Алтай (впоследствии - просто Республика Алтай), Карачаево-Черкесская Республика и Республика Хакасия. В 1992 г. Чечено-Ингушская Республика была разделена на две отдельные республики – Чеченскую и Ингушскую. Таким образом, в составе РФ оказались 21 республика и одна автономная область – Еврейская. Были сохранены все 6 краев и 49 областей бывшей РСФСР. Некоторые области изменили свои наименования в связи с возвращением их областным центрам исторических наименований взамен мемориальных переименований, данных в годы советской власти. Так, Горьковская область стала именоваться Нижегородской (областной центр – г. Нижний Новгород взамен наименования – г. Горький), Калининская область стали именоваться Тверской, а Куйбышевская область – Самарской. Современные наименования краев указывают на географическое положение – Алтайский (краевой центр – Барнаул), Приморский (краевой центр – Владивосток), либо одноименны с краевыми центрами: Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский. Наименования областей, как правило, производны от их областных центров. Исключение составляют Амурская область с центром в Благовещенске, Ленинградская область с центром в Санкт-Петербурге, Свердловская область с центром в Екатеринбурге, Камчатская область с центром в Петропавловске-Камчатском и Сахалинская область с центром в Южно-Сахалинске. Два города республиканского значения стали называться городами федерального значения. Ими являются Москва и Санкт-Петербург. 10 автономных округов бывшего РСФСР сохранили свои наименования и вхождение в состав соответствующих краев и областей. Исключение составляет Чукотский автономный округ, который в 1922 году вышел из состава Магаданской области. Наименования автономных округов связаны с титульной нацией, иногда с двумя титульными нациями (например, Ханты-Мансийский автономный округ), иногда с дополнительными указаниями на географическое положение: Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, по полуострову Таймыр, Ямало-Ненецкий автономный округ, по полуострову Ямал. Наименование Чукотского автономного округа одновременно указывает на географическое положение (полуостров Чукотка) и на титульную нацию (чукчи). Географическую окраску имеют наименования двух автономных округов, титульной нацией в которых являются буряты: Агинский Бурятский автономный округ и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Кроме того, существует и еще один субъект РФ, титульной нацией в котором являются буряты – Республика Бурятия. Все автономные образования (АССР, автономная область и автономные округа) и административно-территориальные единицы (края, области, города республиканского подчинения) бывшей РСФСР по Конституции РФ 1993 года стали равноправными субъектами федеративного государства – РФ. Их видами являются республики (всего 21), края (всего 7), области (всего 48), города федерального значения (всего 2), автономная область (всего 1), автономные округа (всего 9). Всего в современной РФ насчитывается 88 субъектов. По количеству субъектов федерации Россия сама большая федерация в мире. Начиная с 2005 года, в результате объединения, количество субъектов в РФ уменьшилось до 83 (на июнь 2008 года). В хронологическом порядке это выглядело следующим образом: 01.12.2005 г. появляется Пермский край (Пермская область (объединилась) + Коми-пермяцким автономным округом; 01.01.2007 г. появляется Красноярский край (Красноярский край + Таймырский (Долгано-Ненецкий а.о.+ Эвенкийский а.о.); 01.07.2007 г. появляется Камчатский край (Камчатская область + Корякский а.о.); 01.01.2008 г. появляется Иркутская область (Иркутская область + Усть-ордынский Бурятский а.о.); 01.03.2008 г. появляется Забайкальский край (Читинская область + Агинский Бурятский а.о.) Все субъекты РФ поименно перечислены в ст. 65 Конституции РФ по отдельным видам: сначала перечисляются республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Внутри каждого из видов субъектов РФ они перечисляются в строго алфавитном порядке и в соответствии с их полными официальными наименованиями. Следует отметить, что ст. 65 Конституции РФ – эта единственная статья, в которую могут вноситься изменения указом Президента РФ в случае нового наименования субъекта РФ. Именно такие изменения были внесены в перечень республик в составе РФ. Так, наименование Ингушская Республика было заменено на наименование Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – на Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч на Республика Калмыкия, Чувашская Республика – Чаваш республики – на Чувашскую Республику.
Таким образом, федеративное устройство России базируется на основе уже существующего на момент принятия Конституции 1993 года государственного устройства России. Субъектный состав РФ определен ее Конституцией. Такие федерации в мировой практике называются конституционными. Другая разновидность федераций по способу образования – договорные. Такой федерацией формально был бывший СССР. Предполагалось, что такой федерацией должна была стать и Россия. С этой целью 31 марта 1992 года было заключено три федеративных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти республик в составе РФ (первый договор); органами государственной власти краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург (второй договор); и органами государственной власти автономных области и автономных округов. Среди республик договор не подписали Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. Тем не менее, все три договора были включены в текст Конституции 1978 года, вследствие чего характер федерации стал конституционно-договорным. Новая конституция эти договоры в текст не включила, Россия стала чисто конституционной федерацией.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |