КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История эволюционных идей в биологии
Лекция 2.
Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. Для этого этапа был характерен умозрительный подход к изучению природы. Дальнейшее развитие эволюционного учения в рамках этого подхода продолжали передовые философы и естествоиспытатели 17 — нач. 19 вв., сторонники трансформизма (Р. Гук, Э. Дарвин, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Илер, И. В. Гёте и К. Ф. Рулье). Трансформисты не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения: сущность и причины эволюции организмов, причины целесообразного устройства и многообразия форм организмов, сходств и различий между разными видами, а также причины прогрессивной эволюции и одновременного существования групп, достигших разной высоты организации, причины вымирания отдельных видов и групп. Осознание этих проблем и рост научных знаний подготовили новый исторический этап эволюционного учения – формирование первых концепций эволюции. В биологию креационизм проник в XVII–XVIII вв. Первоначально идеи креационизма служили аргументом в спорах со сторонниками наивного трансформизма, в борьбе с представлениями о самозарождении высших форм жизни. Современный креационизм претерпел существенные изменения по сравнению с креационизмом Нового времени. В частности, в роли Творца рассматривается не обязательно Бог (или богоравные существа) в библейском смысле. Функции Творца может выполнять любая сверхъестественная Сила, недоступная нашему пониманию: идеальный Всемирный Разум, различные фантастические структуры, например, волновые или фторуглеродные формы жизни, инопланетные цивилизации. Креационизм в биологии представлен множеством вариантов. Теизм – это учение об однократном акте творения, после которого однажды созданные виды не изменяются: «виды являются совершенно постоянными», «не возникает новых видов» (Карл Линней). Однако даже сторонники классического теизма допускали частичное изменение видов под влиянием почвенно-климатических условий и одомашнивания (доместикации); допускалось также возникновение новых видов путем гибридизации. Концепция непрерывного творения (creatio continua). В биологии представлена различными формами катастрофизма. Катастрофизм (теория катастроф) – это учение о множественных актах творения. Теория катастроф рассматривает историю органического мира как чередование эпох относительно стабильного существования определенных таксономических комплексов (фаун и флор), разделенных их вымиранием и созданием новых групп организмов. Общие принципы теории катастроф сформулировал основоположник палеонтологии Жорж Кювье. Интересно, что его ученик палеонтолог-стратиграф Альсид д′Орбиньи, изучая слои осадочных пород, насчитал в истории Земли 27 катастроф, после которых организмы вновь возникали в результате актов творения. Различные формы неокатастрофизма широко распространены в настоящее время. Концепции инволюции. Эта группа антиэволюционных взглядов основана на представлении о том, что созданные Творцом организмы наиболее совершенны и разнообразны, а в ходе развития органического мира происходит деградация организмов, снижение уровня видового разнообразия. В результате должна наступить гибель нашего мира. Деизм – это учение об однократном акте творения, после которого мир развивается по естественным законам, независимо от воли Творца. Таким образом, Творец рассматривается лишь как Создатель, Ремесленник, Демиург, который в дальнейшем утратил контроль над миром. Философской основой деизма является томизм и агностицизм, провозглашающие примат веры над наукой. Деизм – наиболее распространенная форма современного креационизма; деистами является большинство современных ученых. Автором концепции томизма является средневековый философ-схоласт Фома (Томас) Аквинский (1225–1274). Концепция томизма сложна и противоречива. С одной стороны, признается (XIII век!) необходимость развития науки как инструмента познания мира. Более того, Фома Аквинский предлагает использовать эксперимент, практику в качестве критерия истины. Фома Аквинский много сделал для популяризации трудов античных философов, в частности, Аристотеля. В то же время, томизм провозглашает примат веры над разумом: это означает, что, если научные и религиозные взгляды по какому-то вопросу не совпадают, то предпочтение следует отдать религиозным догмам. В настоящее время томизм широко распространен в виде неотомизма. Сущность агностицизма заключается в невозможности познания мира (ignoramus et ignorabimus – не знаем и не узнаем). В биологии широко распространен частичный агностицизм: можно познать современные механизмы развития органического мира, но невозможно проникнуть в прошлое, например, нельзя ответить на вопрос «Как возникла жизнь на Земле?» Концепции духовного креационизма. Эта группа клерикальных (религиозных) теорий рассматривает Бога как изначальную причину и конечную цель эволюции. В частности, признается естественное происхождение человека как биологического существа, но сознание и духовная деятельность рассматриваются как результат божественного творения. Философской основой подобных теорий является неотомизм (см. выше). Панспермия – гипотеза о распространенности жизни в космосе и о возможности ее переноса с одного космического тела на другое. С этой точки зрения жизнь не возникла на Земле, но попала на нее из космоса. Это сразу же вызывает вопрос, а откуда она там взялась? На это возможны два ответа. Первый: где-то возникла. Такой ответ порождает новый вопрос, а как она возникла там? Рассматриваемое предположение имеет то положительное, что позволяет включить в рассмотрение гораздо более широкий круг возможностей, чем тот, который могла предоставить Земля. Второй: жизнь вовсе и не возникала, да и ни к чему это: она вечна. Этот вывод можно рассматривать как обобщение результатов Пастера о невозможности самозарождения. Лауреат Нобелевской премии, физико- химик Сванте Аррениус поддерживал именно этот вариант теории панспермии. Он также занимался проблемой переноса бактерий в космосе. Аррениус рассчитал, что бактериальные клетки, а в особенности их споры, могут удаляться от своих планет из-за влияния электромагнитных эффектов и затем рассеиваться в космосе под давлением излучения звезд. Для частиц бактериальных размеров сила радиационного давления от звезды типа Солнца превышает силу тяжести. В весьма разреженном газе эти частицы могут приобретать скорости - 100 км/с и таким образом преодолевать расстояния между межзвездными газовыми облаками менее чем за - 100000 лет. Отечественной аудитории мысли о вечности жизни хорошо знакомы благодаря В. Вернадскому. Сейчас близкие идеи развиваются, например, Ф. Хойлом и Ч. Викрамасингхом. Своеобразным обоснованием идеи вечности жизни является так называемый антропный принцип. Его можно рассматривать как реакцию на ту ситуацию добровольного изгнания, в которое с энтузиазмом устремилось человечество, начиная со времен Коперника, - изгнания из срединного положения во Вселенной. Действительно, в традиционной научной картине мира жизни с огромным трудом приходится пускать ростки в весьма негостеприимном Космосе - ведь возникновение жизни требует стольких совпадений. А что уж говорить о жизни разумной? Все это представляется чистой случайностью, чтобы не сказать недоразумением. Но представители точного естествознания, астрономии и физики, сначала лишив человека «прав гражданства», теперь пытаются ему их вернуть. Теперь ситуация изменилась. Традиционно биологию объясняли на основе физики, физика объясняла, что может быть, чего быть не может. Теперь некоторые физики обращаются к биологии в попытке решить свои проблемы, в частности, кажущееся им удивительным совпадение ряда величин и констант. У них создается впечатление, что некий принцип организует Вселенную определенным образом. Такой принцип находят в наличии разумной жизни, «наблюдателя», попросту человека. Естественно, невозможно себе представить человека, физически упорядочивающего Вселенную (пример его деятельности на Земле дает основания заподозрить преобладание у него противоположных устремлений). Антропный принцип в формулировке Б. Картера (так называемый «сильный» антропный принцип) гласит: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель». А раз наблюдатель, то и жизнь. А значит, жизнь - не случайное свойство мира, а основное в прямом смысле, ибо обосновывает существование именно такой, а не иной Вселенной. Как расценивать антропный принцип? Если как естественнонаучное положение, то он представляется слишком сильным утверждением, ибо, несомненно, выходит за рамки естественных наук, он совершенно не проверяем эмпирически. Если же как философское, то, во первых, ему не место в естествознании, а во вторых, это философски слишком слабое утверждение: философия не должна рабски принимать на веру картину мира физики, чтобы затем уж пытаться втиснуть туда человека. Гипотезу о панспермии может рассудить лишь опыт. Опытные данные, которые можно расценивать как свидетельства в пользу панспермии можно разделить на две группы: относительно прямые и косвенные.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |