Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический аспект освоения территорий




ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОСФЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Недостатки

Достоинства

1. Лёгкость отладки и конфигурирования в малых сетях.

2. Отсутствие дополнительных накладных расходов (из-за отсутствия протоколов маршрутизации)

3. Мгновенная готовность (не требуется интервал для конфигурирования/подстройки)

4. Низкая нагрузка на процессор маршрутизатора

5. Предсказуемость в каждый момент времени

1. Очень плохое масштабирование (добавление (N+1)-ой сети потребует сделать 2*(N+1) записей о маршрутах, причём на большинстве маршрутизаторов таблица маршрутов будет различной, при N>3-4 процесс конфигурирования становится весьма трудоёмким).

2. Низкая устойчивость к повреждениям линий связи (особенно, в ситуациях, когда обрыв происходит между устройствами второго уровня и порт маршрутизатора не получает статус down).

3. Отсутствие динамического балансирования нагрузки

4. Необходимость в ведении отдельной документации к маршрутам, проблема синхронизации документации и реальных маршрутов.

 

Использование (вывод)

В реальных условиях статическая маршрутизация используется в условиях наличия шлюза по умолчанию (узла, обладающего связностью с остальными узлами) и 1-2 сетями. Помимо этого статическая маршрутизация используется для "выравнивания" работы маршрутизирующих протоколов в условиях наличия туннеля (для того, чтобы маршрутизация трафика, создаваемого туннелем, не производилась через сам туннель).

 

 

Под влиянием множества факторов веками формировался современный облик освоенных человеком территорий.

Процесс формирования и развития техносферных регионов России стал производным от экономического роста государства.

Научно-техническая революция XX века, развитие транспорта создали предпосылки для ускорения этого процесса.

В то же время существовали и существуют внешние условия, определяющие особенности формирования техносферных регионов и их развитие. К этим условиям относятся, в первую очередь:

• суровый климат на 70% территории России;

• 1/2 территории России - зона вечно мерзлых грунтов.

Современный облик техносферного региона предполагает наличие зон промышленного освоения территории городских и сельских поселений, транспортные магистрали и водные пути, научные центры и иные места компактного проживания и работы граждан, а также юны экологических и техногенных катастроф, выведенные in хозяйственного использования. Около половины населения планеты живет в городах. Высокая плотность населения в них обусловливает актуальность проблемы обеспечения безопасности от техногенных и природных угроз.

Актуальный, как никогда, сегодня фактор обеспечения безопасности в техносфере не учитывался ранее, в достаточной мере, при развитии и освоении территорий В связи с этим уже сегодня заметен груз не решенных ранее проблем чрезмерно роста крупных городов, размещения производительных сил. ошибок в развитии северных территорий.

В бывшем СССР доминирующим фактором являлось развитие промышленности. На новых территориях строились производственные предприятия, обраставшие впоследствии поселениями. Такой принцип развития регионов использовался в годы Великой Отечественной войны, когда в первый же год было эвакуировано с Запада на Восток более 1,5 тысяч предприятий и более 10 млн. рабочих и служащих этих предприятий, работавших в районах эвакуации под "открытым небом".

Слабость экономики государства, разруха и недостаток людских ресурсов и после войны не позволили планомерно и обоснованно решить проблему рационального освоения и развития территорий.

Сегодня отработана нормативно-правовая база, способствующая развитию регионов с учетом обеспечения безопасности граждан России. Однако очевиден тот факт, что привести наследство экономического развития СССР в соответствие с современными представлениями о градостроительстве, использовании природных ресурсов, эксплуатации гидротехнических сооружений, объектов ЯТЦ и других крайне затруднительно.

Особое место занимают в обеспечении безопасности населения и эко­логические показатели уже развитых регионов.

На практике последствия деятельности человека заставляют покидать уже развитые территории (например, н.п. Припять).

Отпечаток в развитии и структуре территорий наложила оправданная в прошлом чрезмерная милитаризация страны. В лесах, степях, водных бассейнах появились объекты, представляющие угрозу не только противнику, но и опасность для самого населения.

Наличие химического оружия, ядерных средств, боеприпасов и опасных отходов, сконцентрированных на разных территориях страны от Мурманска до Владивостока, стали предметом внимания и беспокойства.

Таким образом, из-за отсутствия четких подходов в области обеспечения безопасности населения и территории в СССР сегодня мы имеем:

Ø наличие городских поселений вокруг крупных промышленных объектов и нерациональную застройку промышленных городов:

Ø закрытые территориальные образования, более 150 городов, в т.ч. Норильск, Чапаевск и ир;

Ø зоны загрязнения - Челябинск, Большой камень и пр.

 

1.2. СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ТЕХНОСФЕРНЫХ РЕГИОНОВ

 

Экономика России - это исторически сложившееся сочетание всех отраслей хозяйства страны, обусловленное разделением труда и обеспечивающее существование и устойчивое развитие государства.

Народное хозяйство страны (субъектов федерации, краев, областей, административно-территориальных единиц) включает отрасли так называемой производственной и непроизводственной сферы.

Отрасль - область экономической деятельности, характеризуемая определенным единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов.

Отрасль производственной сферы - составная часть тех отраслей на­родного хозяйства, в которых производятся материальные блага или соз­дается определенная часть стоимости общественного продукта.

К важнейшим отраслям материального производства относятся: промышленность, сельское хозяйство, грузовой транспорт, строительство, энергетика; материально-техническое снабжение и др.

К отраслям непроизводственной сферы относятся: жилищное хозяй­ство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, здравоохранение, наука и др.

Народное хозяйство страны - сложный комплекс производств и экономических объектов. Один лишь производственный элемент экономического комплекса страны сейчас образует более 280 отраслей, порядка 30 тыс. объединений и предприятий.

Сегодня мы рассматриваем лишь наиболее важные отрасли экономики и их взаимосвязи во взаимодействии с другими предприятиями отрасли, поставляющими сырье, топливо, энергию, оборудование, комплектующие.

К примеру, цепочка производств - объектов одной отрасли:

Ø железорудные карьеры;

Ø транспорт;

Ø металлургические комбинаты;

Ø прокатные станы и другие предприятия, занятые в выплавке чугуна, стали, в производстве проката, образуют единое звено экономики - отрасль "Черная металлургия".

 

Сочетание отраслей народного хозяйства в пределах ATE определяет специфику (особенности) народного хозяйства на данной территории, обусловленную историей развития рассматриваемого района, наличием ресурсов, природно-климатическими условиями и целым рядом других.

В сочетании множества отраслей выявляются такие аспекты хозяйственной деятельности, на которых хозяйство специализируется в областном, краевом или федеральном масштабе, т.е. поставляет значительную долю продукции в общенародном производстве.

Каждая часть территории страны специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции. Производя ее в избытке, эти территории осуществляют обмен продукцией с другими частями страны, получая взамен дефицитные на своей территории продукты, материалы и сырье. Такая специализация отдельных частей страны объясняется экономически выгодными условиями.

На основе четкого разделения труда на территории страны созданы определенные, тесно связанные между собой отрасли производства. Вокруг основных отраслей, на которых специализируется район, созданы вспомогательные производственные мощности. Их сочетание образует экономический район.

Экономический район - крупная компактная часть территории страны, охватывающая несколько единиц административно-территориального деления и характеризующаяся техногенным воздействием на окружающую среду. Экономические районы отличаются друг от друга особым сочетанием природных ресурсов, специализацией хозяйства, а также значимостью в экономике страны, степенью и свойствами техногенного изменения окружающей среды. Экономические районы вместе с городскими и сельскими поселениями определяют состав, масштабы и структуру тсхносферных регионов.

На территории России определены 11 экономических районов (в бывшем СССР их было 18): Северо-Западный; Калининградский; Центральный; Волго-Вятский; Центрально-Черноземный; Поволжский; Северо-Кавказский; Уральский; Западно-Сибирский; Восточно-Сибирский; Дальневосточный.

Постоянный обмен продукцией и услугами, который производится между районами страны, определяющий направление и состав грузопотоков, называется межрайонными экономическими связями. Каждый район выступает и как поставщик, и как потребитель определенной продукции.

Одной из форм организации хозяйства (размещения взаимосвязанных промышленных и сельскохозяйственных отраслей и производств в границах ATE) стали территориально-производственные комплексы, в которых объединены разные промышленные и агропромышленные комбинаты. Территориально-производственные комплексы существуют в пределах экономического района либо в пограничных частях соседних районов.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - сочетание взаимосвязанных отраслей и производств на определенной территории страны.

ТПК - крупные центры, в которых сосредоточены предприятия - гиганты, энерго- и ресурсоемкие производства. Склонность к созданию предприятий-гигантов во второй половине прошедшего столетия сегодня обернулась серьезной проблемой.

Пример - европейский центр черной металлургии - Курская область, где сосредоточена тяжелая промышленность: горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная. Другой пример - Поволжье – старый район автомобилестроения - Н. Новгород, Самара, Ижевск, Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск.

В составе Нижнекамского ТПК - КамАЗ - шесть крупных заводов - гигантов автомобильного профиля: литейный; кузнечный; прессово-рамный; автосборочный; моторный; ремонтно-инструментальный.

Тимано-Печерский ТПК - топливно-энергетическая база. Сегодня центр нефтяной и газовой индустрии смещен на восток (Тюменская и Томская области). Здесь продолжается развитие ведущего ТПК страны по добыче нефти и газа.

Красноярский край, Иркутская область, Читинская область - территория ТПК гидроэнергетики: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС.

Развитие экономики и размещение производства ведется с учетом специфики хозяйства в каждом из районов, ТПК.

Таким образом, каждый район, регион страны имеет свои особенности экономического строения и соответственно свой состав техногенных угроз. Экономический скелет региона неразрывно связан с уровнем безопасности самого «тела», т.е. населения.

Обратимся к экономической карте России. Большая часть промышленно развитых районов расположена в европейской части страны. Высокая плотность промышленного производства создает условия для высокой степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также аварий и катастроф в техносфере, вызванных опасными природными явлениями. Развитие региона базируется на уже созданных ранее мощностях и инфраструктуре. В связи с этим существует опасность не только от деятельности потенциально опасных объектов инфраструктуры региона (ATE), но и от неустойчивой работы по сути безопасных, но жизненно необходимых производств. (Например, работа ТЭЦ в зимнее время. Даже безаварийная остановка ТЭЦ в холодное время года приводит к серьезному экономическому ущербу. Достаточно вспомнить аварии в системе теплоснабжения Норильска 1994-1995 гг., в результате которых были эвакуированы до 200 тыс.чел., и ЧС, связанные с возможностью нарушения теплоснабжения Мурманска 1995 г.).

Типы ЧС, опасности для населения определяются составом представленных в данном регионе отраслей промышленности, типа территориально-производственных комплексов.

Обозначим основные отрасли экономики, использующие опасные технологии, опасные химические вещества (материалы), аварии на объектах которых угрожают не только персоналу, но и населению.

Построим ряд, учитывая степень опасности и статистику ЧС по отраслям.

Наибольшее количество ЧС сегодня составляет транспорт. При этом структура ЧС распределяется так: автомобильный (более 40 тыс.чел. в год); трубопроводный (аварии каждые 2 дня); железнодорожный; авиационный; морской (речной).

Следующими идут: нефтеперерабатывающая промышленность, нефтедобыча, химическая промышленность, нефтехимия, газовая и атомная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, угольная промышленность, машиностроение, строительство, микробиологическая промышленность, ВПК. пищевая и легкая промышленность, сельское хозяйство, целлюлозно-бумажная промышленность, научные организации.

Каждая отрасль промышленности характеризуется свойственными только ей опасными технологическими процессами, используемыми опасными химическими (вредными) веществами (материалами). Например, нефтепереработка связана не только с взрыво-. пожароопасными технологическими процессами, но и с легковоспламеняющимися горючими жидкостями как в виде сырья, так и в виде готовой продукции. Газовая - аналогично.

Угольная промышленность. Работа объектов отрасли с точки зрения безопасности населения может привести к просадке пород (2 города в РФ расположены над незаконсервированными выработками), сама же добыча угля экологически небезвредный процесс, т.к. вызывает загрязнение воздуха пылью и повышение радиационного фона.

Сельское хозяйство имеет на вооружении целый ряд опасных технологических цепочек:

Ø обработка посевов гербицидами, дефолиантами, т.е. вредными веществами;

Ø хранение зерновых культур;

Ø переработка зерновых культур - взрыво-, пожароопасное производство и целый ряд других.

Понятно, что в каждом регионе свой набор отраслей и связанных с ними опасностей. Однако, ряд отраслей промышленности присутствуют в пределах каждой ATE. Это: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, строительство.

Определение основных звеньев экономики на рассматриваемой территории - первый шаг к выявлению опасностей техногенного характера. Однако следует учитывать, что последствия аварий на объектах экономики могут иметь трансграничный характер.

Оценивая регионы с точки зрения потенциальной опасности, т.е. масштабов единовременного воздействия на население при возникновении аварии или катастрофы на объектах отрасли определим наиболее потенциально опасные: атомная энергетика; гидроэлектроэнергетика: нефтедобыча; нефтехимия; химическая промышленность; транспорт.

Что касается химической промышленности - в будущем ее развитие принесет человечеству новые, ранее неизвестные опасности. Именно эта сфера деятельности уже сегодня требует пристального внимания со стороны специалистов Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Определение ведущих экономических звеньев на конкретной территории (техносферного региона) - является лишь этапом на пути предупреждения ЧС для территориальных органов управления.

Рассматривая вопросы защиты населения и территорий необходимо помнить, что опасность для окружающего мира создают не только отрасли промышленности, но, как это ни парадоксально, и сфера науки, бытового обслуживания и здравоохранения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.