Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация доходов населения. Дифференциация доходов определяется уровнем развития производительных сил и общественных отношений и зависит от экономических

 

 

Дифференциация доходов определяется уровнем развития производительных сил и общественных отношений и зависит от экономических, демографических и социальных факторов. Дифференциацию доходов можно наглядно показать через соотношение уровней материальной обеспеченности - 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных групп населения.

В развитых странах этот разрыв относительно небольшой. В Финляндии в 2009 г. состояния 10 % наиболее богатых граждан этой страны превысили состояния 10 % самых бедных граждан только в 5,8 раз. Тогда как в Украине превышения составило 24-25 раз.

Для определения уровня дифференциации в доходах используют разные показатели. Среди наиболее распространенных следует назвать кривую Лоренца (Смотри рис. 1.12).

Кривая Лоренца - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения обе оси координат наносят процентную масштабною шкалу (от 0 до 100%)

 

 

Рис. 1.12. Кривая Лоренца

 

На рис. 1.12 прямая ОА показывает абсолютное равенство. Если, например, взять точку Е посередине прямой ОА, то она показывает, что половина населения страны получает и половину совокупных доходов. Но это только теоретическая возможность. В реальной жизни деление совокупного дохода между всем населением страны отображает кривая ОФА (кривая Лоренца), и чем больше она отклоняется от прямой ОА, тем большей является дифференциация доходов в обществе.

Объективной характеристикой уровня денежных доходов является соответствие их прожиточному минимуму.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, что обеспечивает поддержания активного физического состояния различных социально-демографических групп населения. Однако этот показатель предназначается для определенного периода преодоления кризисного состояния экономики. В соответствии с международным правом минимальные размеры оплаты труда, а также пенсии по возрасту, стипендии, социальные пособия и другие компенсационные выплаты должны ориентироваться на величину прожиточного минимума.

На размер прожиточного минимума влияют потребности населения, которые зависят от природно-климатических условий и национальных традиций, полового состава и плотности населения, размера и структуры семей, характера поселения, экономического развития территории, соотношение различных отраслевых и профессиональных групп работников, уровня региональных цен и т.д.

Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится такое понятие как бюджет прожиточного минимума - стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума с включением всех расходов на налоги и другие обязательные платежи.

В мировой практике применяются два основных подхода к построению бюджета прожиточного минимума:

· нормативный, основой которого является концепция потребления на научно обоснованном минимально необходимом уровне;

· статистический, который основывается на анализе закономерностей потребления, что реально сложились, отражении его текущих особенностей.

Бюджет прожиточного минимума рассчитывается следующим образом:

1. определяется потребления продуктов потребления в среднем на одного члена семьи с учетом половой структуры населения.

2. рассчитывается общий объем минимально необходимых расходов на приобретение продуктов питания на одного члена семьи.

3. определяется стоимостная оценка бюджета прожиточного минимума в регионе.

Прожиточный минимум и величина его стоимости для граждан трудоспособного возраста являются инструментами социальной политики. Они должны использоваться в качестве ориентира при регулировании доходов и расходов различных групп населения; для обоснования размеров оплаты труда, а также регулирования межотраслевого повышение заработной платы, соотношение в оплате труда по отраслям; для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ на уровне региона, предприятия.

Профсоюзами Украины разработаны методические подходы к расчету прожиточного минимума. В соответствии с ними определяются минимальный ассортимент и стоимостная величина "потребительской корзины" на продукты питания, а также расходы на жилищно-коммунальные услуги, непродовольственные товары, транспортные услуги и т. д. Минимальные нормы, а также рассчитанные на их основе "потребительские корзины", структура прожиточного минимума периодически должны уточняться и пересматриваться. Стоимостная оценка "потребительских корзин" формируется по соответствующим ценам и тарифам. Необходимо использовать средние цены покупки соответствующих товаров и услуг с учетом всех видов торговли. " Потребительская корзина " определяется не реже одного раза в пять лет.

Более правомерной и научно обоснованной категорией является минимальный потребительский бюджет (МСБ), что обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных граждан.

МСБ - это законодательно установленная в государстве средняя месячная стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты необходимых услуг, лекарств, предметов быта, в том числе и долговременного пользования, удовольствие в установленных пределах культурных потребностей, рассчитанных на основании научно обоснованных норм и нормативов с учетом национальных особенностей.

Для Украины расчет стоимости такого бюджета впервые осуществлялся в 1991 г. для 13 половозрастных групп. Этот показатель отражает нижнюю границу цены рабочей силы, что дает возможность поддерживать здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, который соответствует требованиям физиологии.

Расчеты прожиточного минимума целесообразно осуществлять не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для трудоспособных граждан, детей до 6-ти лет, подростков 7-15-ти лет, пенсионеров. Это дает возможность дифференцированно оценивать стоимость воспроизводства, а значит определять минимально необходимые уровни доходов для различных по составу типов семей: супружеской пары с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионеров. Так, для проживающих в семье среднедушевые потребительские потери ниже, чем у одинокого человека за счет уменьшения платы за жилье, покупки непродовольственных товаров и товаров длительного использования. В семье, которая состоит из четырех взрослых членов, потребительские расходы снижаются, как правило, примерно на 10 %. Прожиточный минимум для одинокого пенсионера приблизительно выше на 10-15%, чем у того, который живет в семье.

На жизненный уровень населения негативно влияет инфляция. Поэтому в условиях инфляционных процессов разбалансированности рынка товаров и услуг, нарушение народнохозяйственных пропорций в экономике важная роль принадлежит государству относительно регулирования доходов населения, то есть индексация всех видов доходов с целью компенсации убытков населения от роста потребительских цен.

В Украине в апреле 1997 г. был принят закон, который предусматривает индексацию доходов населения за инфляции более 5 %.

Задача дальнейшего повышения народного благосостояния, разработку концепции уровня (качества) жизни связаны с необходимостью определения рационального потребительского бюджета, с помощью которого определяются структура и размер доходов, необходимых для удовлетворения потребностей в соответствии с научно рассчитанных рациональных норм.

Определение рациональных норм и рационального бюджета основывается на принципе полного удовлетворения разумных потребностей человека без привязки его к определенным срокам. При этом необходимо учитывать реальные объемы производства и услуг, которые могут быть достигнуты в перспективе. Достижение уровня потребления на душу населения, соответствующего рациональным нормам потребления, позволит выполнить задачу формирования среднего класса в стране.

Современная экономическая теория,Мамедов О.Ю.,1998, стр. 258-269;

Эконоимка труда, Завиновская Г.Т.: Учебн. пособ.,

К.: КНЕУ, 2003, стр.68-75.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное регулирование доходов и потребления | Склад та основні задачі інтерактивних електронних технічних посібників
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.