Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества




Тема 12. Международные финансово-экономические отношения

Напрями і форми інтеграції України до світового ринку праці.

Україна – самостійно.

 

 

Мировые финансы можно разделить на три направления:

1. Финансовая помощь:

Ø межгосударственные кредиты и гранты;

Ø кредиты и гранты международных финансовых организаций.

2. Мировой финансовый рынок:

Ø валютный спот-рынок (рынок, на котором товары продаются за наличные и поставляются немедленно; рынок, на котором сделки улаживаются в течение нескольких деловых дней (2дн.) со дня сделки.);

Ø кредитный рынок;

Ø рынок страховых услуг;

Ø рынок долговых и долевых ценных бумаг;

Ø рынок банковских кредитов;

Ø рынок деривативов (Производных финансовых ин­струментов, рыночная ценность которых регулируется ценой базового актива — например, наличного товара, фьючерсно­го контракта или другого финансового инструмента. Опера­ции с дериватами могут осуществляться на биржах и на вне­биржевом рынке.)

3. Золотовалютные резервы:

Ø частные золотовалютные резервы (резервы коммерческих банков);

Ø официальный золотовалютный резерв (в России в 2006 г. равен 220 млрд.$).

В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства.

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межгосударственное перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.

Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:

a. валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

b. зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

c. операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;
d. валютные операции;

e. перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации.

Объективная основа развития мировых валютных, кредитных, финансовых рынков – закономерности кругооборота функционирующего капитала. На одних участках высвобождаются временно свободные капиталы, на других постоянно возникает спрос на них.

2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
Финансы как экономический инструмент хозяйствования используются для осуществления интеграции России в мировую экономику. Финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических связей, выступает орудием реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества России. Функционируя в международной сфере, финансы оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции. Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям: 1) изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества; 2) регулирование международных интеграционных процессов; 3) стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений. Финансы оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности. Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных организациях и фондах. Это участие предполагает внесение соответствующих квот в уставные капиталы и бюджета данных организаций. Источниками взносов выступают валютные и другие финансовые фонды и ресурсы участвующих национальных организаций и государственных структур. Средства международных организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности. Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний в различные отрасли отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредита на территории России и финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица. Иностранные инвестиции в экономику России способствуют ее развитию и создают условия для интеграции в мировую экономику. С целью стимулирования иностранных и совместных предприятий устанавливается система финансовых, валютных и иных льгот. За правильностью и законностью ведения финансовых операций в сфере внешнеэкономической деятельности установлен финансовый, валютный и таможенный контроль, и при обнаружении нарушений и злоупотреблений исполнительные органы применяют установленные законодательством санкции и штрафы, регулируя таким образом порядок финансовых отношений. Как особая сфера функционирования, финансы в экономической деятельности обладают специфическими актами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в рублях, но и в иностранной валюте.
3. Международные финансовые организации Международные финан­совые организации представлены такими подразделениями Органи­зации Объединенных Наций (ООН), как Международный валют­ный фонд (International Monetary Fund – IMF), Всемирный банк (World Bank - WB). Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1945 г. в качестве специализированного учреждения ООН после ратификации Бреттон-Вудского соглашения. Одной из задач МВФ было со действие стабильности на валютных рынках путем поддержании взаимных валютных паритетов Цели фонда включают также поощрение международного сотрудничества в области валютной политики, содействие сбалансированному росту мировой торговли для развития производственного потенциала всех государств – членов, упорядочение валютных отношений, участие в создании многосторонней системы платежей. Более длительные кредиты предоставляются Международным банком реконструкции и развития – МБРР (International Bank of Reconstruction and Development - IBRD). Они нацелены на помощь странам, восстанавливающим экономику и приступающим к структурным реформам. К непосредственным целям МБРР относится содействие реконструкции и развитию социально-экономической инфраструктуры и территорий государств - членов. МБРР входит в группу Всемирного банка, включающую также Международную ассоциацию развития (MAP ), Международную фи­нансовую корпорацию (МФК), Агентство по гарантиям многосторон­них инвестиций (АГМИ). MAP, как и МБРР, предоставляет кредиты для приоритетных проектов развития национальных экономик стран-членов. Однако источники финансовых ресурсов и условия предоставления средств у них различны. Так, МБРР занимает капитал в основном на фи­нансовых рынках и предоставляет займы на льготных (против ры­ночных) условиях государствам, отвечающим требованиям по воз­врату средств. MAP формирует свои средства прежде всего за счет взносов государств - членов и предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам мира. МФК, созданная для поощрения частных инвестиций в про­мышленность развивающихся стран, предоставляет долгосрочные кредиты (на 5-15 лет) высокорентабельным частным предприяти­ям, причем в отличие от МБРР без гарантий правительства. Еще одна дочерняя структура МБРР – АГМИ – имеет целью поощре­ние иностранных инвестиций на производственные цели, преиму­щественно в развивающихся странах, в качестве дополнения к дея­тельности институтов группы Всемирного банка. К международным финансовым организациям относятся и региональные институты. Прежде всего, это Европейский банк ре­конструкции и развития (ЕБРР, European; Bank for Reconstruction find Development – EBRD), Межамериканский банк развития кМАБР), Азиатский банк развития (АБР), Африканский фонд раз­вития (АФР). Кроме того, следует упомянуть такой региональный институт, как Европейский фонд валютного сотрудничества (European Monetary Cooperation Fund – EMCF), преобразованный в Ев­ропейский центральный банк (European Central Bank – ECB). Эти международные организации в рамках своих полномочий кредитуют различные проекты в странах, испытывающих потребно­сти в финансовых ресурсах. Они имеют также значение в поощре­нии инвестиций частного сектора, который рассматривает сотруд­ничество отдельных стран с этими организациями как сигнал к началу осуществления собственных инвестиций. Таким образом, кре­диты международных финансовых организаций стимулируют вло­жения гораздо больших средств. Также эти организации служат ин­струментом международных консультаций и выработки согласованной политики в области валютных отношений. В качестве новых форм организации глобальных финансов воз­никают такие финансово-экономические структуры и соответст­вующие им субъекты, как офшорные зоны, свободные экономиче­ские зоны, зоны наибольшего благоприятствования, зоны свобод­ной торговли, таможенные, платежные, валютные, экономические союзы и т.д.   4. финансовыЕ системЫ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО ОТДЕЛЬНЫХ государств В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: 1) государственную бюджетную систему; 2) территориальные финансы; 3) государственный кредит и кредиты местных органов вла­сти, а в федеративных государствах - и кредиты членов федерации; 4) специальные внебюджетные фонды; 5) финансы государственных корпораций. Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, свою специфику, поэтому рассмотрим каждое звено в отдельности. Государственная бюджетная система Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная система включает два звена: • государственный бюджет; • многочисленные местные бюджеты (бюджеты городов, округов, сельских округов и т.д.). Местные бюджеты в унитарных государствах своими дохода­ми и расходами не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: • государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства; • бюджетов членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, ландов - земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии и т.д.); • местных бюджетов. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой финансовый план страны на текущий год и утверждается законодательным органом власти – парламентом. Государственный бюджет — главный инструмент перераспре­деления национального дохода. Через это звено финансовой сис­темы перераспределяется до 40% национального дохода стран. Структура государственного бюджета в каждой стране имеет национальные особенности. Типичным является отделение те­кущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера. Пример. Государственный бюджет Великобритании включает две части: Консолидированный фонд, по которому проходят текущие дохо­ды и расходы, и Национальный фонд займов, по которому отра­жаются расходы на капитальные вложения. Основная часть бюд­жета — Консолидированный фонд. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидирован­ном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из На­ционального фонда займов, и на эту сумму правительство увели­чивает свой долг. Доходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой.Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, оставляющие от 70 до 90% общей суммы его доходов. Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зави­сит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федера­тивных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, за­крепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К. таким налогам относятся: • подоходный налог с населения; • налог на прибыль корпораций; • налог на добавленную стоимость (НДС); • акцизы, таможенные пошлины. 1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспе­чивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. При обложении подоходным налогом применяется необла­гаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не под­лежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубеж­ных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установ­лен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и отменены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других экономически развитых странах. В первый период после Второй мировой войны по подоход­ному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая ре­форма, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%[1]. В настоящее время, в тех странах, где достигнут профицит ставки этого налога уменьшаются. 2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на­логообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибылькорпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих за­падных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. -13%, в 1998 г. - 12%. Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и сниже­ния налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые кор­порациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные от­числения и не фигурируют в качестве облагаемой налогом при­были. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капиталь­ные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения. Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986—1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому на­логу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.). 3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бен­зин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Из­раиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирова­ния экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС. 4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хо­зяйственной жизни, развитием международного разделения тру­да роль таможенных пошлин, как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращени­ем таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Ге­нерального соглашения о тарифах и торговле (ВТО)1, подпи­санного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспо­шлинной торговли в странах ЕС. Таможенные по­шлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тари­фов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение тамо­женных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид до­хода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государствен­ного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически разви­тых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Приме­няются только таможенные пошлины на импортируемые това­ры. При фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, лике­ро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государст­венный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Япо­нии. Нет их в Великобритании. Соотношение прямых и косвенных налогов в государствен­ных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется сле­дующими данными: в США, Великобритании, Японии преобла­дают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные. Другим важным источником доходов являются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих за­рубежных странах наблюдается хронический дефицит их госу­дарственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью[2]. В связи с огромными бюджетными дефицитами правительст­ва стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополу­чению частным сектором необходимых ему ресурсов для расши­рения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокра­щения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов. Для покры­тия бюджетного дефицита используются государственные займы. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная за­долженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков. Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наибо­лее быстро растущей статьей государственных бюджетов. Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикойподразделяются на следующие пять групп: • военные; • вмешательство в экономику; • социальные цели; • содержание государственного аппарата управления; • предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам. Основные в государственном бюджете расходы на милита­ризм, вмешательство в экономику и на социальные цели. С начала XX в. основная тенденция в области расходов госу­дарственного бюджета — постоянное их увеличение. В ведущих экономически развитых странах — США, Великобри­тании, Германии, Франции — рост государственных расходов в послевоенные годы во многом объясняется увеличением затрат на милитаризм. Однако, во второй поло­вине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возрос­ли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику и др. 1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах при­ходится от 20 до 35% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах — части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегиче­ских вооружений, содержание и обучение личного состава воо­руженных сил, научные исследования военного характера, со­держание милитаристских блоков (НАТО). Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расхо­дов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был пре­дусмотрен в 16% соответственно. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репа­рации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям граж­данских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные зай­мы являются основным методом финансирования расходов го­сударства в периоды войн и играют важную роль в условиях ми­литаризации хозяйства. 2. Затраты на социальные цели включают расходы на образо­вание, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании — несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь в виду, что затраты на социальное страхование в значи­тельной мере финансируются за счет самих трудящихся. В зарубежных странах на полном государственном финанси­ровании находятся лишь начальные школы, остальные виды об­разования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе средней школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспе­чивающие за большую плату высокий уровень подготовки уча­щихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25—35 тыс. долл. в год). В ФРГ в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% уни­верситетов — частные, обучение в которых также осуществляет­ся за плату. Основные характеристики финансирования культуры в США состоят в разнообразии источников, которые объединяются в 3 группы: привлеченные, государственные, собственные. Главный источник привлеченые средства составляют 70% всех финансовых поступлений на нужды культуры. К привлеченным средствам относятся благотворительные и спонсорские вклады. В 1999 г. средства населения и частного сектора в культуру достигли 11 млрд.долл., а государственных субсидий всего 1,3 млрд.долл. Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе «Медикейр», финансируемой из федерального бюджета, и по программе «Медикэйд», финанси­руемой федеральным правительством и штатами. В Великобрита­нии, Франции, ФРГ существует государственная служба здраво­охранения, т. е. все виды медицинской помощи оказываются бес­платно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае со­циального страхования, специальные взносы на цели здравоохра­нения. Следует иметь в виду, что значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. Интересно сравнить величину финансовых ресурсов направляемых на образование в развитых западных государствах и в России (% от НД). Расходы на образование
Страны Годы
1950, % 1970, % 1994, % 2001, %
США   4,8    
Великобритания   4,8    
Франция   4,8    
(Россия)     3,4 0,59
СССР        

 

По этим данным можно сделать вывод, что образование, как и все расходы на СКМ финансируются в России по остаточному принципу, что ведет к дальнейшему отставанию от ведущих западных государств.

2. Быстро растущей группой государственных расходов яв­ляются затраты по вмешательству в экономику. В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государст­венного бюджета на процесс воспроизводства, развитие произ­водительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны «экономическое чудо» в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств.

К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разра­ботки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструк­туру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяй­ства и регионах страны, на стимулирование экспорта.

Особое место в этих расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направ­ляемых на НИОКР до Второй мировой войны, не превышала 10-15%.

Значительно возросли государственные капитальные вложе­ния. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития.1 В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников.

В целях структурной перестройки экономики отдельным от­раслям промышленности оказывается выборочная помощь в ви­де государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

Американское правительство создает национальным фирмам «тепличные» условия для разработки и внедрения новых технологий и поддержания инновационного процесса. В этих целях федеральное правительство расходует значительную часть бюджета на НИОКР. На 2003 г. на эти цели будет израсходовано 112 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше, чем весь федеральный бюджет России. В 1990 г. была принята федеральная программа развития передовых технологий. Её основная задача стимулировать вложение частного капитала в технологии повышенного инвестиционного иска в тех случаях, когда частные компании не уверены в окупаемости своих затрат, но эти технологии могут принести значительные выгоды экономике и оборонноспособности США. Основными получателями субсидий по этой программе являются корпорации в электронной промышленности, информационных технологиях, биотехнологий.

Отрасли по производству и сбыту информационных технологий – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы.

Значительные ресурсы из государственного бюджета предос­тавляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сель­скому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гаранти­рованных цен на сельскохозяйственную продукцию и на произ­водственные цели — приобретение сельскохозяйственных машин.

Важно отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой кон­курентной борьбы на мировых рынках.

Государственное вмешательство в экономику не только сти­мулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государ­ственных финансов, позволило предотвратить глубокие эконо­мические кризисы, подобные кризису 1929—1933 гг.

Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 17% в середине 50-х до 25% в 90-е годы.

4. Расходы на содержание государственного аппарата управ­ления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, раз­личных министерств и ведомств. В отдельных странах — Вели­кобритании, Бельгии, Японии — из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Япо­нии — семьи императора. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4—5% общей суммы расходов бюджета.

5. Наибольшие субсидии и кредиты развивающимся странам из государственного бюджета выделяют США. Помимо эконо­мических факторов эта помощь определяется политическими мотивами. Она включает как кредитование на льготных услови­ях продажи иностранным государствам оружия, так и безвоз­мездную военную помощь в форме субсидий развивающимся странам. Военная помощь США развивающимся странам пре­вышает ассигнования на экономические и социальные цели.

Рассмотрев доходы и расходы государственного бюджета, необходимо отметить, что многие будущие западные государства последние годы стремятся сбалансировать бюджеты, а некоторые добились профицита (Великобритания, Франция, Америка – до войны в Иране). Рассмотрим на примере Великобритании, что даёт стране достигнутый профицит бюджета.

 

Основные экономические показатели

  1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
ВВП[3] Объем промышленного производства Инфляции Государственный бюджет (дефицит (-), профицит(+) млрд.ф.ст. 2,6 0,5 2,4   -7,5 2,2 1,0 2,0   17,1 3,0 1,5 2,4   19,2 2,8 2,0 2,4   23,1

 

Профицит бюджета позволил снизить подоходный налог с 23% до 22%, снизить налоги, на нефть и дизельное топливо. Повышена минимальная заработная плата и пенсии. Определяя структуру расходов бюджета правительство особое внимание уделяло вложением в «человеческий капитал». В ближайшие годы предполагается свыше половины всех расходов государства направить на здравоохранение и образование. Увеличены расходы на строительство новых современных школ, повышены заработки учителей, крупные средства направляются на профессиональную подготовку, переобучение кадров.

В центре политики продолжают находиться вопросы стимулирования предпринимательства. В 2000 г. вышел новый закон о конкуренции: он предусматривает ужесточение мер в случае монополистического поведения.

В ближайшие годы правительство предполагает наращивать расходы на науку и технологии темпом 5,4% в год. На развитие технологий и телекоммуникаций выделено 1,7 млрд.ф.ст. Особое внимание уделено развитию биотехнологий, геномики, нанотехнологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.