Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Учебники и учебные пособия




Учебники и учебные пособия

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года. – М., 1994.

2. Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ//Собрание Законодательства РФ….

3. Федеральный закон О средствах массовой информации

1. Гомеров, И. Н. Государство и государственная власть / И. Н. Гомеров. - М., 2002. - 831 c.

2. Информационная политика: Учеб. / П.В. Беспалов, В.Б. Вепринцев, В.В. Воробьев и др. / Под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 459 c.

3. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Наталья Кириллова. - М.: Академ. Проект, 2005. - 398 c.

4. Швец, Д. Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения / Д.Ю.Швец. - М., 2001. - 173 c.

 

Дополнительная литература:

1. Засурский, И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90- е годы. / И. И. Засурский. - М., 2001. - 286 c.

2. Информационное общество: Сб. – М., 2004. – 507 с.

3. Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции. – Т. 2/Под ред. Н. Б. Кирилловой. – Екатеринбург – М., 2007. – С. 90 – 109.

4. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия: Сб. статей / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, Э.А. Лазаревич и др. / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М., МГУ, 2000. - 256 c.

5. Фридман, Т. Плоский мир: краткая история XXI века. – Пер. с англ. – М., 2007. – 601 с.

6. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. – Пер. с англ. / С. Хантингтон. – М., 2006. – 571 с.

7. Чимаров, С.Ю. Теория и практика массовой информации. Словарь-справочник,С.Ю. Чимаров, С.С. Ярошецкий, М.Ю. Ярошецкая. – СПб., 2005. – 196 с.

Рыночная экономика объективно внутренне противоречива. Рыночный механизм саморегулирования стимулирует предпринимателя только к максимизации прибыли, что порождает проблемы: важнейшие общественные потребности (во внешней и внутренней безопасности, в охране окружающей среды, в базовых, перспективных научных исследованиях, в развитии систем образования и здравоохранения и т.п.) могут остаться не удовлетворенными, многие предприниматели проигрывают в конкурентной борьбе, банкротятся и лишаются дохода, в целом доходы между гражданами общества распределяются очень неравномерно, сохраняется противоречие между трудом и капиталом. Всё это порождает социальную напряженность, грозя системе рыночной экономики распадом. Вместе с тем, рыночная экономика уже к началу 20 века продемонстрировала свою способность быть весьма рентабельной, а в 60-е годы 20 века доказала, что именно она наиболее эффективна. Всё это заставило государство искать способы сглаживания внутренних противоречий рынка.

В начале 20 века в промышленно развитых странах сложилось государственное регулирование экономики, которое указанные противоречия сглаживало. Государство стало строго следить за исполнением законов, чтобы предприниматели в погоне за прибылью не наносили друг другу слишком серьёзного урона, регулировать пропорции макроэкономического развития, перераспределять доходы, создавать и развивать техническую, экономическую и социальную инфраструктуру, а также – регулировать трудовые отношения, стремясь сгладить противоречие между трудом и капиталом.

В 60-е годы 20 века получил распространение механизм, позволяющий не просто сглаживать противоречия, но и разрешать их. Идея «социального партнерства», по большому счету, зародилась еще у представителей пострикардианской школы (середина – вторая половина 19 века), но тогда общество не восприняло её. В 60-е же годы 20 века, когда, с одной стороны, возможность краха капиталистической системы путем социалистической революции стала очевидной, а с другой стороны, стало очевидным уже и то, что новая (директивная) экономическая система не очень эффективна, идея социального компромисса оказалась востребованной. Суть социального компромисса заключается в следующем: и капиталисты, и наёмные рабочие отказываются от абсолютизации своего собственного интереса, т.е. одни не максимизируют прибыль, а другие не настаивают на максимальном повышении зарплаты любой ценой; тем самым они заботятся о соблюдении интересов друг друга, устраняя резкое противоречие и сохраняя экономически целесообразную систему. Однако, механизм «социального партнерства» не является всесильным и не может полностью устранить противоречие между трудом и капиталом. Поэтому «социальный договор» заключается при участии государства. Функции последнего в нормальной ситуации заключаются в стимулировании противоборствующих сторон к заключению компромиссного договора, а также – в контроле за обоюдностью уступок и выполнением обеими сторонами взятых на себя обязательств. Таким образом, участвуя в формировании «социального» партнерства, государство объединяет вокруг себя и наемных работников (через профсоюзы), и капиталистов (через союзы предпринимателей) в стремлении к сохранению эффективной экономической системы, и выступает «экономическим центром» .

В наше время механизм «социального партнерства» используется в промышленно развитых странах очень активно как на макроэкономическом, так и на корпоративном уровне. Но остаётся вопрос: будет ли этот механизм столь же эффективным при ухудшении экономической ситуации?

Государственная функция «экономического центра» обычно дополняется еще рядом других. На первое место среди них целесообразно поставить законодательную, т.к. именно законами и контролем за их исполнением государство задаёт ту внешнюю среду, в которой работают предприниматели. Чем принимаемые законы четче и экономически целесообразнее, чем точнее контроль за их исполнением, тем эффективнее экономика. На второе место поставим функцию стабилизирующую. Она заключается в том, что при возникновении серьёзных негативных тенденций государство должно их остановить и стабилизировать ситуацию. Обычно это в большей степени касается антиинфляционной политики государства, наличия проблем в области отношений собственности, острых проблем в развитии инфраструктуры, резких спадов деловой активности и т.п. В общем, при появлении четкой тенденции к дестабилизации макроэкономической ситуации, государство должно вмешаться и попытаться остановить ее. Далее, на третье место, поставим функцию регулирующую. Государство в любой ситуации на макроуровне регулирует экономику, стремясь избежать возникновения значительных диспропорций и направить развитие в наиболее желаемое русло. Если регулирующая функция выполняется достаточно эффективно, отпадает нужда в осуществлении функции стабилизирующей. Главный объект регулирования – структура национальной экономики, которая может быть более или менее прогрессивной. Это регулирование осуществляется на основе структурной политики государства прямыми или косвенными методами, что будет подробно разобрано позже. На четвертое место поставим функцию распределительную. Речь идет о том, что, стремясь обеспечить нормальное развитие всех важных сфер жизни и экономики, государство за счет бюджетной, региональной, кредитной, налоговой и т.п. политики перераспределяет ресурсы между отраслями и регионами. Сюда же относится и перераспределение доходов, нацеленное на обеспечение социальной защиты нуждающихся и устранение резкого разрыва в уровнях доходов граждан. Принято считать, что большой разрыв между максимальными и минимальными доходами порождает социальное неравенство и социальную напряженность, способную разрушить систему изнутри. Вместе с тем, выравнивая доходы, сложно сохранить трудовую мотивацию и не создать значительную армию людей, которые сознательно будут жит на социальные пособия. Возможно, проблема не столько в уровне разрыва, сколько в резкой ограниченности средств у тех, кто находится на уровне минимальных доходов. Но эту проблему целесообразнее решать за счет не усиления перераспределения, а всемерного стимулирования роста производительности труда. На пятое место поставим социальную функцию. Такая иерархия обусловлена следующим: социальная деятельность тем успешнее, чем большими средствами органы социальной политики располагают, но необходимые средства экономикой должны быть заработаны, а этот процесс регулируется и контролируется всеми предыдущими экономическими функциями государства. Социальная функция предопределяется социальной политикой и будет подробно разобрана в соответствующем вопросе. Наконец, надо отметить внешнеэкономическую функцию государства. Она заключается в выборе уровня открытости или закрытости экономики, определении основных правил внешнеэкономической деятельности, контроле за их исполнением, регулировании внешнеторгового и платежного баланса. Цель внешнеэкономической политики, на основе которой выполняется внешнеэкономическая функция, - использовать достижения мировой экономики на благо своей страны и народа.

Объективно, из-за внутренних противоречий рыночной экономики, государство вынуждено в нее вмешиваться, стремясь к сглаживанию острых противоречий. Этот вопрос мировой экономической мыслью решен давно и, по-видимому, окончательно. Но вот вопрос о наиболее эффективных способах и целесообразном уровне такого вмешательства, в общем, остается открытым. Представители разных школ экономической мысли не едины в ответах на этот вопрос.

Так, представители Классической школы, во главе с Адамом Смитом, настаивали на государственной политике экономического либерализма, то есть очень ограниченного вмешательства государства в экономику, с преимущественным использованием косвенных методов воздействия. Классики считали необходимыми только три функции государства в экономике: подавление высокой инфляции, упорядочивание отношений собственности и законодательное регулирование деятельности экономических субъектов.

Сложившаяся в середине - второй половине 19 века экономическая теория марксизма, основоположники - Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), предложила обратный вариант: государство является верховным собственником всех основных средств производства и на этой основе обладает в экономике верховной властью, принимая все основные экономические решения, отдавая субъектам приказы и требуя их безусловного выполнения. Как видим, марксисты предложили (и в нашей стране воплотили в жизнь) директивную экономику.

Параллельно с марксизмом стала развиваться другая школа экономической мысли – кейнсианская. Основоположник и ярчайший представитель – Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). Кейнсианцы настаивали на систематическом, активном вмешательстве государства в экономику, поскольку механизм рыночного регулирования решать ее внутренние проблемы не способен. Надо отметить, что использование именно кейнсианских рецептов позволило властям развитых стран, прежде всего США, справиться с Великой депрессией. И вплоть до 60-х годов 20 века кейнсианство было экономической доктриной большинства экономически развитых стран мира, но затем наступил кризис. С конца 60-х годов бурно развивающаяся мировая экономика стала сталкиваться с дефицитом энергоносителей. Спрос рос, а предложение за ним не успевало. В начале 70-х годов это вызвало резкий подъем мировых цен на нефть и другие энергоносители, приведший, естественно, к массовым банкротствам, следовательно – к кризису.

Мировая экономическая мысль стала искать причины этого кризиса, который оказался самым глубоким и продолжительным за весь период, прошедший после второй мировой войны. Мнения экономистов разошлись: одни решили, что кризис возник из-за чрезмерного вмешательства государства в экономику, сломавшего рыночный механизм саморегулирования, и на этой основе сложилась экономическая теория монетаризма. Другие сделали вывод: причина кризиса заключается в недостаточно активном воздействии государства на экономику, и на этой основе сложилась теорий неокейнсианства.

Монетаризм вернулся к классическим традициям, проповедуя ограниченное и в основном косвенное вмешательство государства в экономику, нацеленное на сохранение макроэкономической стабильности. Инструментом такого вмешательства, по мнению монетаристов, должно быть регулирование финансовой сферы, и прежде всего денежной массы, нацеленное на недопущение высокой инфляции. Задача государства в экономике, с точки зрения представителей данной школы, заключается в создании условий для ее поступательного развития, в дополнении механизма саморегулирования государственным регулированием, чтобы указанный механизм работал более эффективно.

Неокейнсианцы же, в общем, ничего нового не придумали, только несколько ужесточили свои позиции, говоря о необходимости государственной инвестиционной деятельности и государственного предпринимательства, создающего значительный государственный сектор в экономике. Цель государственнй деятельности в экономике – сохранение макроэкономической стабильности. Задача – функционирование государства в качестве регулирующего механизма, по большому счету, заменяющего механизм рыночного саморегулирования, поскольку кейнсианцы (неокейнсианцы) склонны сомневаться не только в его эффективности, но даже и в наличии.

В конце 20 века в промышленно развитых странах распространилось и в значительной степени стало предопределять экономическую политику государств новое учение – экономическая теория предложения. Суть его заключается в следующем: стремясь к максимизации прибыли, предприниматели обеспечат такой объем и структуру предложения, которые будут в точности соответствовать объему и структуре совокупного спроса, не допуская длительного сохранения вдруг появившейся макроэкономической нестабильности и, следовательно, кризисов. Но для этого государство должно создать условия, благоприятные для функционирования частного бизнеса, заключающиеся в следующем: четкое и экономически целесообразное экономическое законодательство, оптимальный уровень инфляции, гарантия соблюдения прав частной собственности, достаточный объем и современный уровень развития инфраструктуры, как технической, так и рыночной или социальной. Цель же прежняя – стабилизация макроэкономического развития.

Таким образом, в начале 21 века, мировая экономическая мысль предлагает две основных трактовки роли государства в экономике: классическая и кейнсианская. К первому варианту относится классическая оценка как таковая, а также – монетаристская и «предложенческая». Ко второму – кейнсианская и не6окейнсианская. Важно: цель у них одна – стабилизация макроэкономического развития, но инструменты разные.

Уровень и методы выполнения государством перечисленных ранее функций зависят от того, на какую из указанных оценок решат в основном опираться в своей деятельности конкретные представители государственной власти. Причем, в наше время практически ни одно государство мира не использует только классические рецепты, или только кейнсианские. Обычно их сочетают в разных пропорциях, формируя смешанную экономику. Просматривается достаточно четкая тенденция динамики их соотношения: при благоприятном развитии предпочтение отдается экономическому либерализму, дающему всем, кто может, свободу зарабатывать деньги, но при появлении негативных тенденций активизируется использование кейнсианских рецептов, позволяющее разделить с государством бремя экономических неудач. Такое положение дел положительно сказывается на национальном благосостоянии. В период благоприятного развития предприниматели зарабатывают деньги и по небольшим ставкам выплачивают большую массу налоговых платежей, позволяя государству финансировать свои расходы на весьма высоком уровне. В период неблагоприятного развития государство страхует своих предпринимателей от слишком суровых проблем, обеспечивая будущее поступательное развитие национальной экономики. Важнейшая задача современного российского государства – выработать соотношение классических и кейнсианских инструментов государственного воздействия на экономику, адекватное особенностям нашей страны.

Итак, рассмотренные ранее функции государства в экономике выполняются более или менее масштабно, более жестко или мягко, но выполняются (должны выполняться) всегда. В противном случае рыночная экономика может дестабилизироваться и разрушиться, что не желательно по причине ее способности обеспечивать очень высокий уровень эффективности экономического развития.

Существует еще одна, весьма специфичная функция – государственное предпринимательство. При доминировании классических принципов государственной экономической политики она выполняется в очень ограниченных размерах. При преобладании кейнсианских подходов – весьма активно. Объективно необходимость этой экономической функции государства обусловлена следующим: кроме удовлетворения основных общественных потребностей, перечисленных ранее, национальная экономика как макроэкономическая система, нуждается еще и в обеспечении долгосрочной перспективы ее развития, в производстве социально значимых товаров, а также – в создании инфраструктуры, как важного условия развития частного бизнеса. Вот здесь-то и возникает проблема: вложение средств в стратегически или социально значимые производства, в создание и развитие инфраструктуры частному капиталу не выгодно, поскольку такие вложения связаны с очень высоким риском, очень длительным периодом окупаемости затрат, неопределенностью результата, очень высокой капиталоемкостью. Поэтому в этих сферах целесообразно функционирование государственного капитала, нацеленное на их развитие в качестве базы и важных условий для благоприятного развития частного бизнеса.

В других сферах экономики государственное предпринимательство развивается в условиях преобладания кейнсианских взглядов на роль государства в экономике. Важно: такой подход позволяет государству более жестко контролировать развитие экономики, но связано с ростом государственных расходов, что может не очень благоприятно сказаться на той макроэкономической стабильности, ради достижения и сохранения которой оно осуществляется.

Таким образом, рыночная экономика объективно требует воздействия со стороны государства. Уровень и характер государственного воздействия на экономику определяются преобладанием классических или кейнсианских взглядов на роль государства в экономике в данной стране в данный период времени. Воздействуя на экономику государство выполняет следующие основные функции: законодательная, стабилизирующая, регулирующая, распределительная, социальная, внешнеэкономическая, государственное предпринимательство. Все функции могут выполняться в большем или меньшем объеме, прямыми или косвенными методами, что зависит от приоритетов экономической политики государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.