Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Таким образом, экономическая политика государства это – правила, основываясь на которых оно вмешивается в экономику

Таким образом, экономическая политика государства это – правила, основываясь на которых оно вмешивается в экономику. Ведущим звеном экономической политики государства является политика структурная, нацеленная на формирование в стране экономики с прогрессивной структурой. Для современной российской экономики такой желаемой прогрессивной структурой будет структура интенсивно-индустриальная, а затем и постиндустриальная. Элементами экономической политики государства являются: налоговый, амортизационный, кредитный, региональный, социальный и т.п. блоки этой политики. Важно: экономическая политика государства есть система и все ее блоки должны функционировать и развиваться сбалансированно, соответствуя целям и друг другу.

Финансы – денежные средства, каналы их движения и механизмы распределения, а также – институты регулирующие и контролирующие распределение и движение средств.

Государственные финансы – государственные средства с каналами их движения, механизмами распределения и институтами, регулирующими и контролирующими финансовый процесс.

Финансовая система включает в себя как государственные, так и частные средства или средства общественных организаций, особые механизмы их распределения, регулирующие и контролирующие институты, а также -–каналы движения средств, которые часто совпадают. Каждое государство осуществляет свою финансовую политику, которая предопределяет сущность, особенности и порядок функционирования финансовой системы.

На первом иерархическом уровне финансовую систему можно разделить на два блока: кредитная система и система бюджетного финансирования. Первый блок представляет собой важнейший элемент рыночной инфраструктуры и разбирается в соответствующем разделе курса. Второй блок подлежит анализу в данном разделе.

Госбюджет – консолидированная сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении государственных органов разных уровней. Современная российская бюджетная система включает бюджеты трёх уровней: федеральный, региональный, местный. Бюджет любого уровня состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы госбюджета примерно на 90 % формируются из налоговых платежей, причем, современное налоговое и бюджетное законодательство предусматривает формирование доходов бюджетов разных уровней за счет разных налогов; также в формировании доходов госбюджета участвуют таможенные пошлины, штрафы, государственные пошлины и т.п. Расходы госбюджета предназначены для бюджетного финансирования расходов государственных органов и направляются в основном на обеспечение внешней и внутренней безопасности, развитие инфраструктуры и социально значимых отраслей экономики, развитие систем здравоохранения и образование, социальную защиту, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, содержание госаппарата и т.п. Для нормального развития экономики доходы и расходы госбюджета должны балансироваться. Ситуация, когда доходы госбюджета превышают его расходы, называется профицитом госбюджета. Обратная ситуация, когда расходы госбюджета превышают его доходы, называется дефицитом госбюджета; она встречается достаточно часто и порождает проблему дефицитного финансирования госбюджетных расходов.

Выделяют три основных приёма дефицитного финансирования бюджетных расходов: 1) денежная эмиссия, размер которой соответствует уровню дефицита; такой подход позволяет отодвинуть проблему на будущее, но не на долго, т.к. появление в каналах денежного обращения денег, не обеспеченных товарной массой, ведёт к новому витку инфляции, следовательно, деньги обесцениваются, порождая рост цен, следовательно, фиксированные (в основном бюджетные) денежные доходы обесцениваются и снова требуется увеличение расходов госбюджета; таким образом включается «инфляционная спираль», остановить которую очень сложно; 2) заимствования, как внутренние, так и внешние; если заёмные средства инвестируются в перспективные проекты с достаточной рентабельностью, и из получаемой прибыли погашаются долги и проценты, такой вариант действий вполне приемлем; если заёмные средства направляются в социальную сферу, где тратятся, не создавая базу для получения прибыли и последующих расчетов с кредиторами, эти действия ведут к затягиванию «долговой петли»; государство часто занимает нужные ему средства, продавая свои ценные бумаги (облигации), но воспринимать это как кредит в чистом виде, по-видимому не стоит; 3) секвестр госбюджета – он предполагает сокращение расходов и приведение их в соответствие с доходами; в то время, когда секвестр применяется, он болезненен, особенно в условиях низкого уровня жизни и ограниченности расходов госбюджета практически жизнеобеспечивающим минимумом, но он позволяет сделать ситуацию более прозрачной и решать, а не отодвигать проблему.

Естественно, лучший способ борьбы с дефицитом госбюджета – стимулирование роста доходной части, но для этого расходы нужно держать под жестким контролем, т.к. их увеличение усиливает налоговый пресс и ведёт к банкротствам предпринимателей, что сокращает налоговую базу и сокращает налоговые платежи. Также с этой точки зрения очень важна борьба с высокой инфляцией и упорядочивание отношений собственности как на все факторы производства, так и на имущество.

Современная российская финансовая система имеет много проблем. Выделим две, особо важные: 1) очень большой совокупный государственный долг; причем, если значимость проблемы внешнего долга осознана, то внутреннего, по-видимому, пока нет. В условиях высокой конъюнктуры на рынке энергоносителей и, прежде всего сырой нефти, государство начало платить по счетам, сумма внешнего долга начала сокращаться. В недалекие времена наши правительства активно использовали реструктуризацию внешнего долга, отодвигая сроки платежей на будущее, в 2003 г. ожидается «пик» платежей. Реально решить проблему долгов можно только, обеспечив условия и создав стимулы для повышения деловой активности населения. 2) очень низкий уровень прозрачности каналов движения финансовых средств; это ведет к оседанию средств не там, куда они направлялись, не целевому их расходованию и очень медленному движению из пункта отправления в пункт назначения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Экономическая политика государства – система основополагающих правил, опираясь на которые государство выполняет свои экономические функции | Вопрос 4. Таким образом, государственные финансы играют очень важную роль в государственном регулировании экономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.