Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Основные отрасли прикладных социологий

Учебники и учебные пособия

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 года. – М., 1994.

2. Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ//Собрание Законодательства РФ….

3. Федеральный закон О средствах массовой информации

 

1. Информационная политика: Учеб. / П.В. Беспалов, В.Б. Вепринцев, В.В. Воробьев и др. / Под общ. ред. В.Д. Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 459 c.

2. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Наталья Кириллова. - М.: Академ. Проект, 2005. - 398 c.

3. Образование. Средства массовой информации. Культура и искусство: Учеб. материалы по английскому языку / Сост. Л.Е. Алексеева. - СПб., 2005. - 121 c.

4. Политические коммуникации: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Соловьева. - М., 2004. – 331 с.

5. Панарин, И. Н. Информационная война, PR и мировая политика: Учеб. пособие для вузов / И. Н. Панарин. - М., 2006. - 351 с.

6. Политология. Учеб/Под ред. В.А. Ачкасова и В.А. Гуторова. – М., 2006. – С. 347 – 354.

7. Федотов, М. А. Право массовой информации в Российской Федерации / М.А.Федотов. - М.: Междунар. отношения, 2002. - 623 c.

8. Швец, Д. Ю. Информационная безопасность России и современные международные отношения / Д.Ю.Швец. - М., 2001. - 173 c.

 

Дополнительная литература:

1. Засурский, И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90- е годы. / И. И. Засурский. - М., 2001. - 286 c.

2. Информационное общество: Сб. – М., 2004. – 507 с.

3. Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции. – Т. 2/Под ред. Н. Б. Кирилловой. – Екатеринбург – М., 2007. – С. 90 – 109.

4. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия: Сб. статей / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, Э.А. Лазаревич и др. / Отв. ред. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М., МГУ, 2000. - 256 c.

5. Пеньков, В.Ф. Политический процесс и политическая культура. – М., 2000. – С. 109 – 109 – 139; 140 – 145.

6. Пономарев, Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. – М., 2007. – С. 5 – 21.

7. Чимаров, С.Ю. Теория и практика массовой информации. Словарь-справочник,С.Ю. Чимаров, С.С. Ярошецкий, М.Ю. Ярошецкая. – СПб., 2005. – 196 с.

 

Рождение новых отраслей социологии очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще их стимулом является общество, в котором на первый план в разные периоды выходят те или иные социальные проблемы (Пример: в советское время в нашей стране наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы ХХ века, с ростом имущественного расслоения общества, широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства). Следовательно, социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики любого общества.

Количество отраслей американской социологии и степень разработанности научной проблематики отражают уровень продвинутости американского общества по пути научного и технического прогресса. То же самое можно говорить о российской и любой другой национальной социологии. Если сравнить отраслевую структуру социологии США и России, то можно найти и сходства, и серьезные отличия. Причина этого – то что Россия и США принадлежат к разным типам общества, находящихся на разных этапах развития. Одним из показателей уровня развития страны является соотношение городского и сельского населения (Пример: в 1-й половине ХХ века в Западной Европе и США преобладало городское население, а Россия оставалась аграрной страной, поэтому первые перешли в индустриальную стадию, а Россия находилась в доиндустриальной. Лишь в 60-е годы впервые доля городского и сельского населения сравнялись, поэтому можно говорить о том, что наша страна достигла расцвета индустриального общества. За 80-е годы западноевропейские страны завершили индустриальную фазу и вступили в постиндустриальную, в то время как Россия продолжила своё отставание).

Движение, отставание или переход в новую фазу нашего общества, сопровождается изменением тех тем, которые изучает социология (Пример: проблемы рабочего класса, городской преступности, бедности и нищеты европейские социологи изучали в средине и конце ХIХ века, социологи США – в начале ХХ века, а социологи России – в конце ХХ века. Если в СССР активной отраслью являлась социология труда, то в США и Западной Европе уже ушла на второй план, так как эти страны уже перешли в пост индустриальную фазу. В 90-е годы в России активно заявляет о себе экономическая социология, которая сегодня является ведущей отраслью. Но в США её расцвет приходился на 50-е – 60-е годы ХХ века). Рассмотрим основные отрасли прикладных социологий развивающиеся в России на современном этапе.

 

Вопрос 1. Экономическая социология.

 

Экономические процессы и отношения стали объектом пристального внимания социологии с конца ХIХ – начала ХХ века. Однако в ХХ веке в силу объективных и субъективных причин внимание к ним то ослабевало, то возрастало. Не миновало это и экономическую жизнь России. Одним из парадоксов советской России было – возрастающий разрыв между тем, что провозглашалось официально и реальной экономикой, что сформировало такое явление, как бессубъективность экономической жизни. Это привело к технократизму и главенству формализованных производственных показателей, которые игнорировали социальную и духовную жизнь людей и способствовали развитию теневой экономики.

Современный этап развития экономической жизни показывает необходимость учёта всего того, что связано с волей и желанием человека, а анализ его реальных социальных проблем показывает, что они, прежде всего, включают в себя оценку происходящих экономических изменений. Это проявляется в том, что экономическая жизнь:

· функционирует благодаря не только действию объективных законов общественного развития, но и субъективной деятельности людей, и немыслима без целей направленных на удовлетворение экономических интересов;

· находит отражение в реальном сознании, в идее взглядов, настроений, мнений, чувств, которые являются основой для формирования мотивов людей в производственном процессе;

· не возможна без идеологических установок и ориентаций существующих в обществе (уровня общественного сознания), которые часто неадекватны процессам происходящим в экономике;

· не может функционировать без учёта культуры общения продавца и покупателя, моды, экономической культуры человека в обществе.

Поэтому экономическая социология может быть представлена как глобальными, так и частными проблемами.

Долгое время исследования экономической социологии велись по отдельным направлениям: труду, трудовым ресурсам, управлению уровню жизни населения. В трудах западных учёных сложилось понятие «индустриальная социология», которая в советской литературе называлась промышленной, и частично оправдала своё назначение (она касалась социальных проблем материального производства). Такой подход охватывает широкий, но не весь круг проблем экономической жизни. Поэтому и за рубежом (Дж. Н. Смелсер), и в СССР (Т.И. Заславский, Р.В. Рывкина) были сделаны попытки охватить понятием экономическая социология все проблемы экономической жизни. В 50-60-х годах ХХ века экономическая социология приобрела свой окончательный статус. Новое осмыслении социальной действительности экономической жизни было осуществлено в работах В.Э. Бойкова, В.И. Верховина, В.В. Радаева, Г.Н. Соколовой и др.

Рассмотрим экономическую социологию как комплекс проблем, с чётко выраженным характером социальных и духовных аспектов их функционирования.

· Социология труда.

Она концентрирует своё внимание на познании возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личныхинтересов с интересами общественными в процессе производственной деятельности. В ходе объективного исторического процесса развития материального производства постепенно осознавались человеческие возможности для достижений значимых результатов, возвышающих общество и самого человека в их взаимодействии с природой. Такой подход позволяет проследить, как расширялись представления о социальных резервах производства и как эти резервы использовались в жизни общества.

Впервые эта идея была обоснована Ф. Тейлором, который не только высказал идею о необходимости заинтересовать работника в результатах своего труда (такие мысли высказывались и до него), но и научно обосновал и воплотил её в жизнь (1894 г.) Многолетнее апробирование этой идее позволило ему сформулировать ряд признаков, которые в последствии нашли воплощение в концепции «экономического» человека:

· выполнять больший объём работы за большую оплату и за более короткое время;

· премировать хорошую, а не любую работу;

· вредно как недоплачивать, так и переплачивать работнику;

· нужно заботиться о побуждении работника к высокооплачиваемой работе и др.

Но эти идеи не остались неизменными – они совершенствовались и дополнялись в работах У.Г. Форда, А. Файоля, Г. Эмерсона. В 20-е годы ХХ века этими проблемами заинтересовались и советские учёные: А.К. Гастев, П.Н. Керженцев, П.А. Попов и др. (Пример: на практике результаты этого были реализованы в стахановским движением. А. Стаханов, перевыполнивший норму по выработке угля, заработал за ночную смену 200 рублей, вместо обычных 23-30 рублей. Это было конкретной реализацией принципа «Каждому - по труду».)

Но в последствии этот принцип был вытеснен различными формами ложно интерпретируемого морального поощрения. В результате в этих условиях начало набирать силу предкризисное явление – отчуждение труда, которое постоянно росло. С 1962 по 1976 год число уклонившихся от позитивных или негативных оценок работы выросло с 3 до 30%.

В годы перестройки были предприняты попытки ориентации экономического сознания и поведения на высокую оплату труда (бригадный подряд в промышленности и строительстве, безнарядные звенья в сельском хозяйстве), но успеха они не имели, так как:

1) не учитывали потребность в изменении отношений собственности;

2) не учитывали реальную мотивацию сознания и поведения работников.

Исследования социологов в 60-80-х ХХ века годах показали, что в рамках государственной собственности редко кому удавалось преодолеть противопоставление различных видов труда. Царящая уравниловка обесценивала работу высококвалифицированных специалистов и не стимулировала резервы работников малоквалифицированного труда. Начало 90-х годов во многом позволила снять это противоречие, но породило другие проблемы, проявляющиеся в социальной дифференциации и резком, далеко не оправданном разрыве в уровне обеспеченности различных социальных групп.

Обобщение опыта многих стран по использованию резервов «экономического человека» позволяет выявить, что он прошёл 3 этапа:

1) «тейлоровский» - на нём давалось возможность человеку заработать, получить большое вознаграждение, за возможно больший объём сделанной работы;

2) с 30-х годов ХХ века – в основу стимулирования всё больше кладутся индивидуальные потребности работника и ориентация на их удовлетворение;

3) с 60-х годов ХХ века – всё мощнеестал заявлять о себе фактор социальных потребностей, когда материальное вознаграждение ориентировалось не только на потребности работника, но и его семьи, не только на удовлетворение текущих и ближайших целей, но и на долгосрочную перспективу.

Нынешняя ситуация показывает, что эпоха «дешёвого работника» заканчивается (она остаётся для стран Азии, Африки и частично бывших социалистических стран). Наступает бремя «дорогого работника» - это значительные затраты на оплату труда при очень высоком уровне его производительности и эффективности.

Кроме «экономического» человека в социологии труда также существуют такие концепции как:

· «технологический» человек - состоит из понятий «физического» и «профессионального» человека.

Первое понятие («физический» человек) основывается на идее Ф. Тейлора научной организации труда на рабочем месте за счёт уменьшения свободы действий. Это создание модели рабочего места «с малой свободой действий», где рабочий выступал как придаток машины (Пример: в начале 20-х годов в СССР родилось движение по научной организации труда - НОТ. Оно решало много проблем: как удобнее разместить сырьё и инструменты, как организовать распорядок дня и график перерывов; много времени было уделено физиологическим ресурсам и пр. Но со временем НОТ потеряла былую силу и значение за счёт её замещения командно-административными методами). Дальнейшими этапами «физического» человека были: - рационализация работы первичной производственной ячейки (бригады, участка, смены); - рационализуя производственного процесса (завода, фирмы, треста).

В настоящее время в сфере организации труда конкурируют 2 концепции: техноцентристская – она стремится полной формализации производственного процесса, создать максимум безлюдных технологий, что не вызывает позитивного настроения людей, занятых на производстве; антропоцентристская – нацелена на сохранение и рациональное использование живого труда, отражает его тенденции к интеллектуализации и появлению новых типов мастерства.

Второе понятие («профессиональный» человек) основано на помощи работнику занять достойное место в производственном процессе, и использовать его предрасположенность к более эффективному, производительному и оплачиваемому труду. Профессионализация работника так же прошла 3 этапа: - индивидуальное обучение; - групповое ученичество (в рамках первичной производственной ячейки; - массовое ученичество (Пример: организацию собственных школ могли себе позволить только крупные производства, а создание непроизводственных профессиональных учебных заведений в СССР нашло своё отражение в системе фабрично-заводского ученичества и ПТУ). Со временем эта система так же начала давать сбои, так как централизованная подготовка кадров всё больше расходилась с реальными потребностями в регионах и областях.

Следовательно, понятия «физического» и «профессионального» человека – это поиск резервов зависящих от работника с точки зрения его психофизиологических и интеллектуальных возможностей, в тесном взаимодействии со стимулированием его труда.

· «биологический» человек – её сущность состоит в изучении влияния на работника практически всех факторов производственной среды (А. Файоль, С.Г. Струмилин, В.С. Немчинов, О.А. Ерманский и др.)

На различных этапах развития экономики эти факторы подразделялись на:

· очевидные, воздействующие на физиологические особенности работников (освещённость, температура, вредная работа и т.д.)

· санитарно-гигиенические (загазованность, вибрация, возможность заболеваний и т.д.)

· долговременные факторывоздействия на биологическую природу человека (оформление производственных помещений, шум, предупреждение профзаболеваемости и т.д.)

(Пример: в СССР с 60-х по 80-е года увеличилось количество работников не удовлетворённых условиями труда. Анализ показал, что за этот период изменились не только условия труда, но и сам работник. Он стал более образован, приобщён к достижениям культуры и науки, выросло его самосознание, гордость за свой труд. И весь этот интеллектуальный потенциал работника предъявил повышенные требования к современному состоянию дел).

Наиболее актуальными проблемами условий труда на сегодняшний день являются:

- высокое значение создаваемых на производстве санитарно-гигиенических условий:

- повышение внимания к службе рекреации;

- эстетическое оформление производственной среды;

- право работников влиять на условия своей повседневной и производственной жизни.

· «социально-психологический» человек - она связана с именем американского социолога Э. Мэйо, исследования которого в 30-х годах ХХ века вошли в социологию как «теория человеческих отношений». В советской литературе она была освещена Э. Вильховченко.

Основными факторами этой концепции являются:

1) Установление благоприятных отношений между коллегами (в особенности эта проблема влияет на трудовую активность и результаты труда в женских коллективах).

2) Влияние роли непосредственного руководителя, а в дальнейшем и роль администрации предприятия.

3) Процесс адаптации работника к производству (общественная ситуация, быт, досуг, общение, семья).

4) Оптимальный размер первичной производственной организации.

(Пример: исследования показывают, что оптимальный размер односменной бригады – 7-15 человек, а сквозной двухсменной – от 21 до 45 человек).

По мере развития «теория человеческих отношений» обогатилась такими теориями как: теория малых групп (К. Левин, Я.Л. Морено), ситуация с неформальным лидером, проблемы снятия стрессовых ситуаций и др.

· «социально-политический» работник – она основана на осмыслении участия людей в управлении и роли управления. Её основоположниками являются Г. Форд, Г. Эмерсон, А, Файоль.

Началом этого направления стала «революция» специалистов-управленцев (20-е годы ХХ века), при которой управление стало специальностью особой социальной группы – менеджеров. Их роль в 30-50-х года так возросла, что о них стали говорить как о людях, вытесняющих собственников из сферы управления. В дальнейшем была осознана необходимость считаться с интересами и потребностями всех (или многих) работников производства и, более того, привлечь их к соучастию в принятии решений и сотрудничеству с руководителями Этот опыт накапливался, начиная от кружков качества (Япония) и до участия рабочих в совете директоров компании (Франция) и подписания соглашений работодателей с профсоюзами (Швеция).

Но особое значение подготовки работника к участию в управлении производство состоит в пробуждении его творческого потенциала. Исследования В.А. Ядова, В.В. Чичилимова, В.П. Панюкова в 60-70-х годах в СССР показали, что сама возможность проявить творческое отношение к труду, высоко оценивается людьми, особенно молодёжью. Эта сторона привлекает их даже больше, чем высокая зарплата за рутинные или неинтересные виды труда.

Но эти же исследования выявили и парадокс: сознательность работника, не смотря на все ухищрения идеологической работы, воплощались в реальность достаточно поздно, и рабочий в промышленности достигал максимальной эффективности труда в 45 лет. Эта причина объяснялась, в основном, дефицитом социальной и профессиональной ответственности и незаинтересованности в работе.

Анализ современной ситуации показывает, что при переходе к рынку позиции участие работников в решении социальных и политических проблем производства значительно снизились. Одним из существенных факторов этого явился выход наружу политических факторов деятельности (стачки, забастовки, демонстрации, требования политического характера). Средством преодоления этого противоречия может быть наличие у работников полной и достоверной информации. Деятельность же человека, как социально-политического феномена, лишь тогда достигает результата, когда органически включает в себя как накопленные на предшествующем этапе знания о физических биологических, социально-психологических возможностях человека, так и новую информацию о его поведении на современном этапе производства. Основными факторами производства выступают устремления, ориентации, симпатии людей, их готовность добровольно выполнять работу.

· Социология города.

До ХIХ века города создавались как символы власти, центры торговли, портовые центры и как результат индустриализации (освоения природных богатств). Первые идеи о разделении города на промышленную и жилую зоны, зону отдыха, обслуживания и рекреации появились на пороге ХХ века (Т. Гарнье, Э. Ховард). С этого и начинается социология города – социально-экономического территориального образования, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека, как жителя (Пример: в СССР до 1989 года был образован 1481 город. В России 57 городов имеют население более 500 тыс. человек, в том числе 23 – более 1 млн. человек. В настоящее время в городах проживает более 70% населения страны).

Само функционирование городов и агломераций имеет как общие (адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитии современного жилища, рациональная организация повседневной жизни), так и специфические проблемы (в больших - упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых – эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищно-коммунальное обслуживание.

Город – это социальная ячейка общества, которая охватывает все этапы человеческой жизни. Для решения проблем социальной структуры города важное значение имеет её соответствие ожиданиям жителей (степень разнообразия структуры, реальные возможности социально-профессионального продвижении и осуществление социальных перемещений. Отсутствие этих условий становится причиной миграции населения, тормозящей экономическое и социальное развитие городов.

Не менее важным фактором в городе является благоприятная жизненная среда. К ней относятся:

· продуманное осуществление архитектурно-планировочных преобразований (комплексное улучшение жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей);

· повышение социального настроения и удовлетворённость людей местом жительства;

· создание интеллектуального потенциала и духовной атмосферы города;

· проектирование условий для деятельности человека в сфере семьи и быта;

· урегулирование социально-потребительской структуры.

Основным препятствием на пути скоординированного экономического и социального развития городов являются узковедомственные интересы. Практика же показывает, что социальные интересы можно решить только на основе учётов интересов населения. Большие нарекания при этом высказываются к местным органам управления, что вызвано как объективными (отсутствие реальной власти, ничтожные возможности местного бюджета), так субъективными причинами (непоследовательность, боязнь риска, отсутствие поиска).

· Социология села.

Это изучение сущности и особенностей сознания крестьянства, как крупной социальной группы общества, её поведения в условиях специфической жизни, обусловленной близостью к природной среде, характером производственной деятельности и повседневного быта.

В изучении социологии села в России значительное место занимают работы А.Н. Энгельгардта, В.М. Чернова (досоветский период), В.Н. Большакова, Ю.В. Арутюняна, П.П. Великого, Т.И. Заславской, И.В. Рывкина, Г.А. Лисичкина (советский период) и В.Т. Виноградского, Г.А. Родионовой, В.Ф. Томилина (постсоветский период).

Для социологии села самым важными методологическими положениями являются то, что:

· сельскохозяйственное производство – это сфера, обеспечивающая целостность народнохозяйственного организма, без которой невозможно функционирование других отраслей;

· к работе и жизни в деревне причастно огромное количество людей.

История советской деревни – это путь непрерывных экспериментов, которые проводились в режиме поиска реальных резервов для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, для улучшения жизни крестьян, но которые оборачивались провалом и погружением в бесперспективное будущее. Даже ориентация на фермерское хозяйство в период перестройки оборачивается пока разочарованием, неверием в помощь государства и запутанностью взаимоотношений между обществом и крестьянством (Пример: из 145 тыс. фермерских хозяйств только 4 тыс. в конце 1992 года были товарными. Фермерская модель не состоялась даже в Венгрии, ставшей первой на этот путь, на неё приходится только 6-7%общего объёма аграрной продукции).

Внимание социологии села всё больше сосредотачивается на решении проблем отчуждения и возможностях превращения крестьянина в реального хозяина земли. Особенно остро стоят вопросы о кардинальных изменениях в организации труда, сочетания сельскохозяйственного и промышленного труда, совершенствование крестьянского быта, культурное обслуживание и изменение крестьянской психологии. Особое место в социологии села занимает анализ состояния и тенденций функционирования сознания сельской интеллигенции как социальной группы (Пример: 40% опрошенных в 1994 году крестьян не желали, что бы дети унаследовали их социальный и имущественный статус. Основная причина – ухудшение экономического положения, социальной защищённости и перспектив будущего).

· Экологическая социология.

В своём развитии прошла 3 этапа:

1) человеческая и городская экология (20-30-е года ХХ века);

2) социология экологических проблем (которые по разному решались в США, Западной Европе и СССР в 60-70-е годы);

3) собственно экологическая социология (возникшая как осмысление крупных глобальных или региональных изменений и событий (катастроф), пришедших под воздействием индустриализации, урбанизации и роста народонаселения).

Специалисты по экологической социологии представлены несколькими течениями: Марксисты и неомарксисты (П. Диккенс, У. Бек), сторонники символического интеракционизма (Д. Дюкло), конструктивистами (Ф. Бэттэл) и постмодернистами разных ориентаций. Но как единая теория она сложилась в 80-е годы ХХ века.

Один из самых волнующих вопросов данного направления – экологическая ситуация (Пример: около 100 городов бывшего СССР объявлены экологически неблагополучными. В 1995 году в атмосферу страны лишь стационарные источники загрязнения выбросили 21,3 млн. тонн веществ, 24,5 млрд. куб. метров загрязнённых сточных вод. На долю автотранспорта приходится до 60-70% всех отравляющих веществ).

В большинстве конфликтов с природой повинны не техника и производство, а неспособность, неумение и не желание (в силу тех или иных причин) организовать деятельность человека. Как показывают социологические исследования очень многим людям не хватает знаний по экологии. До последнего времени экологическому сознанию были свойственны: - потребительское отношение к дарам Земли; - неоправданная уверенность в том, что природа сама справится с негативными воздействиями; - благодушие. Поэтому основная задача экологического просвещения состоит в более глубоком познании экологических проблем и понимании происходящих в природе перемен.

Основными формами экологической культуры О.Н. Яницкий выделяет:

· консервационизм – основан на сохранении уникальных природных ландшафтов (памятников природы) и создание национальных парков;

· экологизм – стремится соединить охрану природы с целями эффективного хозяйствования;

· утилитаризм – её лозунг; «Природу – на службу человеку!», по которому заповедники не нужны и должны быть превращены в образцовые сельскохозяйственные предприятия.

· «глубокая экология» - альтернатива утилитаризму, её главные принципы: человек – часть природы и ни имеют равные права, нужна защита разнообразия в природе и в обществе, необходимо оппонирование любым загрязнителям и расхитителям ресурсов и др.

Экологическая культура не будет полной если ей не овладеют 2 активные социальные силы – государство и организаторы экономических отношений. Очень важно устранить сложившееся противоречие между использованием природной среды и отношением людей к характеру её использования. Действительное разрешение антагонизма между человеком и природой может обеспечить только то общество, непременной характеристикой которого является высокий уровень экологического сознания людей и их готовность способствовать гармоничному развитию окружающей среды.

 

Вопрос 2. Социальная жизнь.

 

· Этносоциология.

Её предметом является национальное самосознание и этническое поведение, опосредованное конкретно-историческими условиями их функционирования. При исследовании данного понятия учитываются:

· состояние общественного сознания и поведения основных расс, существующих в мире;

· деление каждой из расс на малые расы, а те, в свою очередь – на ещё более дробные части;

· национальное самосознание и поведение народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга;

· последствия распадов на этнические социальные группы или диаспоры (Пример: особенно это характерно при религиозных различиях: сербы (православные), сербы (мусульмане), хорваты (мусульмане), хорваты (католики) в бывшей Югославии).

Всё многообразие общественных связей внутри каждой нации, народности, этнической группы и между ними имеют самые разнообразные оттенки, типы и формы национальных и межнациональных отношений. Поэтому их совместная жизнь не может не пождать проблем и противоречии.

Множество работ в отечественной социологии (Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, К.В. Чистов, Э.А. Баграмов, М.С. Джунусов, Ж.Г. Голотвин и др.) посвящены истории многих наций, состоянию национальных отношений, различным аспектам развития национальных культур, языка, обычаев и традиций. Уязвимой чертой этих исследований было практически полное игнорирование всех национальных особенностей в процессе интернационализации экономики (концепция безнационального работника), беззаконие, игнорировании суверенных интересов, прав наций и народностей (Пример: одной из причин распада СССР по недальновидности политического руководства, был отказ от придания республикам, по инициативе Эстонии, значительной экономической самостоятельности, что диктовалось потребностями времени).

Особе место в этносоциологии 60-х годов ХХ века занимает единство исторического и социологического подходов (Ю.В. Арутунян, М.А. Губохло. Л.М. Дробижева, А.А. Соколов, В.Н. Иванов и др.) Оно вскрыло многие тревожные симптомы, которые появились задолго до распада СССР (Пример: отток русскоязычного населения из республик, в частности Грузии. начался ещё в конце 1970-х годов, а не в конце 1980-х, и тем более не после 1991 года). Так как, в мире практически не осталось однонациональных государств и этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ, то поворот к национальным, этническим проблемам происходит в глобально масштабе (Пример: в войнах и вооружённых конфликтах 1984-1989 годов вес этнического фактора был 50% (15 из 30). в то время как за период с 1496 по 1983 года – только 86 из 240).

Реальная совместная жизнь наций и народов далеко не беспроблемна. Главная беда состоит в том, что противоречия, социальные болезни часто загонялись в глубь или скрывались. В отношении отдельных народов принимались произвольные решения, перспективные вопросы игнорировались или их решение имитировалось. В национальной политике не учитывалась специфика национальных и межнациональных отношений, как синтетических общественных отношений. Эта синтетичность проявляется в том, что: во-первых, они включают в себя отношения всех сфер общественной жизни: экономических, социальных, политических, духовных; во-вторых, одновременно предполагают их анализ как единства материального и идеального.

Игнорирование такого подхода привело тому, что болезненно заявили о себе национальная замкнутость, местничество, иждивенческие настроения. Поэтому для этносоциологии большое значение имеет изучение национальных особенностей всех сфер общественно жизни.

· Социология молодёжи.

Она изучает сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации вступающих в жизнь молодых людей, процесс преемственности и взаимодействия со старшими поколениями, степень уровень и формы новаторства при решении общественных проблем.

Как самостоятельная отрасль она появилась в 1970 году. Специальному анализу подвергаются: молодёжные движения, молодёжная субкультура, трудовая и общественная активность молодёжи, процесс вступления молодёжи в самостоятельную трудовую жизнь, изменения в ценностных ориентациях, неформальные объединения молодёжи и её социально-психологические особенности. Проблемы молодёжи изучали зарубежные Л. Розенмайер, И. Велев, В. Фридрих, З. Бекели, Э. Гиденс, Р. Добсон, Н. Смелзер и др.. и отечественные социологи И.М. Блинов, Н.М. Боряза, С.И. Иконников, И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский и др.

Основными теориями юношеского возраста являются:

· Неофрейдизм – самый влиятельный его представитель американский психолог Э. Эриксон.

Он разделил весь жизненный путь на 8 фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи ля будущего развития (Таблица 8).

Табл. 8

№ п/п Фазы развития Что формируется:
положительное отрицательное
1. Младенчество Бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру (на основе родительской заботы и любви). Чувство «базового недоверия» к миру, тревожность (может появиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.д.)
2. Раннее детство Чувство своей автономности и личной ценности, ответственности, уважения к дисциплине и порядку. Чувство стыда и сомнения
3. Игровой возраст (5-7 лет) Чувство инициативы, желание сделать что-то, чувство справедливости, как соответствие правилу. Чувство вины.
4. Школьный возраст Предприимчивость, способность добиваться поставленной цели, творчество и компетентность, отношение к труду. Чувство неполноценности, осознание своей некомпетентности, неуспешности в решении конкретных задач.
5. Юность Чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределённость.
6. Молодость Потребность и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Чувство изоляции и одиночества.
7. Взрослость Творческая деятельность и чувство продуктивности. Чувство стагнации (застоя).
8. Зрелый возраст или старость Чувство удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга (высшая добродетель – отрешённость и мудрость). Чувство отчаяния и разочарования.

 

· Альтернативные теории – анализируют разные стороны развития: физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д.

· Теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский) – по ней всякая функция в культурном развитии появляется 2-ды, сначала в социальном плане, затем – в психологическом (сперва между людьми, затем внутри ребёнка).

· Теория возраста свершений (Т.Н. Мальковская).- она доказывает, что искусственное затягивании «переходного возраста» дорого обходится и личности и обществу.

Социальные проблемы молодёжи классифицируются: по территориальному признаку (индустриальные страны, отдельных регионов, отдельно взятой страны); по временному признаку («вечные проблемы» поколений, проблемы конкретной эпохи); по системному признаку (общие проблемы общества, чисто молодёжные проблемы в обществе). Но особую важность приобретают проблемы социальных ориентаций молодёжи и преемственности поколений. При классификации проблем молодёжи исходят из того, какое место она занимает в производстве и развитии общественной жизни, как она функционирует в качестве социальной группы.

Своеобразие молодёжи как социальной группы заключается:

1) в наличии значительной доли молодёжи, которая не имеет собственного социального положения;

2) в том, что социальные особенности молодёжи определяются не только их принадлежностью к различным структурам общества, но и их включённостью в массовые движения.

 

Вопрос 3. Социология духовной жизни.

 

· Социология образования.

Как особая дисциплина сформировалась на рубеже ХIХ-ХХ веков на основе специального анализа проблем образования Э. Дюркгейма и Д. Дьюи. В России это направлении получило интенсивное развитие в 60-х – начале 70-х годов ХХ века (Ф.Р. Филиппов, В.Н. Турченко, Л.Я. Рубина, С.И. Григорьева, Л.Г. Борисова, А.А. Овчинников и др.)

Специфическими задачами социологии образования являются:

· Изучение потребностей в образовании, понимание и оценка его роли в жизни общества и личной жизни.

· Оценка уровня и качества знаний в контексте их социальной значимости.

· Отношение общества и обучающихся к образованию, изучение его социальной ценности.

· Выявление роли образования как фактора социального статуса.

· Определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.

Существующая система отечественного образования состоит из дошкольного, среднего, профессионального средне-специального и высшего образования. Как особое явление рассматривается послевузовское образование, всё больший интерес вызывает феномен непрерывного образования. В зарубежной социологии получили распространение идеи «автономизации» и приватизации школы, её «независимости» от государства, политики и господствующей идеологии.

Для выявления эффективности института образования, необходима его оценка: во-первых, с позиций тех людей, которые учатся и повышают свой уровень общеобразовательных и профессиональных знаний; во-вторых, с социальной позиции, цели, установки и ориентации тех, кто обучает (обеспечивает воспроизводство, трансляцию и усвоение знаний); в-третьих, с позиции тех, кто является потребителем продукции общей и профессиональной школы (людей претендующих на соответствие потребностям национального хозяйства); в-четвёртых, с точки зрения нормативной базы, на которую опирается общество.

Ключевыми показателями любой системы и любого уровня образования являются уровень знаний, которым обладают учащиеся, студенты, всё население страны. Эффективность образования во многом зависит от того:

1) какие цели ставят перед собой участники этого процесса (и в первую очередь учащиеся и студенты);

2) что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этой связи важным является зависимость между социальной и профессиональной ориентацией.

Социальная ориентация – это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация – это осознание того «набора» профессий, которое предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательной из них.

К проблеме цели тесно примыкает проблема мотивов обучения и особенно повышения образования и квалификации. В условиях рыночных отношений мотив связан с возможностью получить высокую оплату труда, с желанием получить экономическую самостоятельность и даже независимость, не только от родителей, но и, в какой то мере, от общества. Неменьшее значение при оценке эффективности и качества образования имеет удовлетворённость процессом получения знаний, своими знаниями, методами и формами их подачи и усвоения, а так же тем, насколько знания помогут молодым людям в их будущей жизни.

· Социология науки.

Первые социологические исследования науки относятся к 20-м годам ХХ века, когда были предприняты попытки осмыслить социальные функции науки, роль учёных в жизни общества и социальное взаимодействие науки и общества. (Дж. Бернал, У.Ф. Огборн, Т. Парсонс, Р. Мертон). В дальнейшем идеи социологии науки развивали У. Хегстер (структура научного сообщества), Н. Маллинс (социальные связи и коммуникации науки), С. Коул и Дж. Коул (социальная стратификация в науке), Н. Сторер (наука как социальная система), Т. Кун (концепция научных революций).

В отечественную социологию этого направления большой вклад внесли Г.Н. Волков, А.А. Зворыкин, В.Ж. Келле, Д.Д. Райкова, С.А. Кугель, Н.С. Слепцов, Р.Г. Яновский. Основное внимание они сосредоточили на том:

1) как строятся взаимоотношения общества и науки;

2) какие социальные проблемы организации науки и её функций имеют значение для эффективного функционирования общества;

3) что представляют собой люди науки, как они осознают своё положение, свою роль и ответственность в современном обществе.

Взаимоотношения науки и общества всегда складывались не просто. В нашей стране наука как нигде ощущала волюнтаризм власти, политизированные установки, навязывание направлений исследований, что принесло обществу серьезные потери. Кризис в обществе 80-90-х годов затронул науку в целом и социальные последствия деформированных взаимоотношений науки и общества стали очень тяжёлыми. Это проявилось:

· в распаде научных коллективов, особенно тех кто связан с военной тематикой.

(Пример: научных организаций в 1995 году в России работало на 8,5% меньше, чем в 1990 году; на 50% сократилось количество конструкторских бюро и проектных организаций, на 70% - опытных заводов; расходы на научные исследования сократились в 30-50 раз);

· в падении престижа науки и учёных.

(Пример: в 1993 году из науки ушло на 13% больше, чем пришло в неё; если в 1985 году средняя зарплата в сфере науки составляла 104,2% от зарплаты в экономике и 96,3% от зарплаты в промышленности, то в 1995 году она составила 73,1 и 64,2% соответственно);

· в увеличении претензий к науке, что привело к уменьшению её финансирования.

(Пример: расходы на науку в 1990-е годы стали сопоставимы с расходами в Аргентине, где они с 1977 по 1982 год упали с 1,8 до 0,2% ВВП);

· в резком сокращении фундаментальных исследований, которые отражают необходимость опережающего развития научного производства;

· в угрозе потери высококвалифицированных специалистов.

(Пример: в 1992 году из России окончательно выехало 4576 работников науки и образования, в 1993 – 5876 человек).

Одной из причин разрыва межу количеством и качеством в науке явились:

1) серьезные изъяны в комплектовании кадрами;

2) плохое обеспечение (или не обеспечение) условиями для творчества;

3) продвижения по служебной лестнице и получение благ и званий не творцами науки, а её организаторами;

4) отсутствие стимулов научного труда.

Прагматический подход к науке привёл к тому, что общество не обеспечивает приток новых сил в эту сферу, плохо стимулирует труд учёных, не создаёт необходимые приоритеты для их творчества. На сегодняшний день социальный климат науки серьезно деформирован и не представляет серьезного резерва для повышения её эффективности.

· Социология религии.

Она сделала первые шаги в средине ХIХ века (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер). В ХХ веке социологические концепции религии развивали Б. Малиновский, Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, Р. Белл. В отечественной философской и социологической мысли видное место в исследовании религии принадлежит С.Н. Булгакову.

Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии является религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты. – как между собой, так и с другими компонентами общества.

Религия является специальной формой культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени взаимодействует с нравственными установками, с общепринятыми нормами и правилами поведения. Она не существует в обществе в каком-то изолированном состоянии, а тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д. Воздействие религии на общество и происходящие на нём процессы реализуется через её институты (культовые учреждения, религиозные организации, объединения верующих), через систему организации религиозного культа, религиозную идеологию и массовое религиозное сознание.

Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на 2-х уровнях:

· теоретическом – где предметом исследования является сама религия в целом как социальная подсистема, её социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, её внутренняя структура и взаимосвязь её элементов, происходящие в ней процессы и изменения;

· эмпирическом – где предметом исследования становится религиозное сознание и поведение людей, больших и малых групп, общественное мнение о религии и церкви, деятельность религиозных институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных политических партий, отношение к религии различных групп населения, воздействие религии на поведение людей в различных сферах общественной жизни.

На этом уровне ключевыми понятиями выступают: религиозность, её уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих) (Пример: пик роста верующих в России пришелся на 1993-94 годы. На 1 января 1997 года России насчитывалось 14,5 тыс. общин. По ориентировочным данным 50-55 млн. россиян относили себя к православных, 15-18 млн. – к различным формам протестантизма и католицизма, 10-12 млн. – к исламу).

Весьма своеобразны процессы происходящие в среде самих верующих. Так, рост числа людей, объявившими себя православными, не изменил пропорций включённости в церковную жизнь (Пример: в 1996 году 55% назвавших себя православными практически не посещают церковные службы. Ежемесячное причастие соблюдали не более 4-5% назвавших себя православными, столько же, сколько было в 1991, 1980-е и 1970-е годы). Особую тревогу вызывает оголтелая экспансия многочисленных культов, нетрадиционных религий, «тоталитарных сект», эклектических образований (культ НЛО, астрология, магия, колдовство и т.д.)

Социология религии не ограничивается изучением религиозного феномена в чистом виде. Отношение людей к религии в обществе неодинаково, оно может меняться в течении жизни, под влиянием окружающей среды., общественной атмосферы, меняющихся жизненных обстоятельств, идеологического воздействия. Поэтому социология религии исследует весь диапазон отношений людей к религии: от религиозности – через колебания в вере, неопределённость, индифферентность – до нерелигиозности, атеизма.

Современная религиозная ситуация характеризуется тем, что:

· высвободившееся из под влияния и произвола все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести;

· среди населения возрос интерес к религиозным верованиям, хотя для многих он продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения;

· интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет рядом с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов;

· развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других явлений, граничащих с шарлатанством.

Новые явления в современной религиозной ситуации, не отменяют, а наоборот, обостряют проблему консолидации общества на платформе его обновления, что предполагает сотрудничество и единство верующих и неверующих, нормальные отношения между государством и церковью. Сегодня на первый план социологии религии выходят 3 круга вопросов:

1) Отношение к религии, понимание её роли в истории и современном мире (то есть религиоведческая проблематика, научное объяснение религиозного феномена).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационная революция - внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.178 сек.