Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целепологание в управлении




Процесс управления организацией начинается с формулирования стратегии ее развития. Стратегическое планирование начинается с разработки миссии организации.

Миссия – это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом

В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

• целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации, и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;

• сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;

• философия организации, выраженная в принятых ею ценностях и верованиях.

Эти характеристики формируют имидж организации, ее организационную культуру и способность к выживанию в конкурентной среде.

Миссия дает субъектам внутренней и внешней среды общее представление об организации, к чему она стремится, какие средства она готова при этом использовать; способствует внутреннему единению организации и формированию ее корпоративного духа; создает возможность для более эффективного управления организацией, поскольку является базой для установления ее целей и стратегии, распределения ее ресурсов; раскрывает для сотрудников организации смысл и содержание их деятельности.

Ниже приведен один из примеров формулировки миссии американской компании «Сан Бэнкс».

«Миссия компании заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании».

Генри Форд, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» как предоставление обществу дешевого транспорта, считая, что при такой постановке прибыль едва ли пройдет мимо.

В свое время американские железные дороги не смогли сохранить высокую конкурентоспособность и прибыльность, потому что руководство этих компаний определило свою миссию в рамках железнодорожных, а не транспортных перевозок.

Миссия организации должна соизмеряться с ее размерами. Применительно к малым предприятиям она должна быть реалистичной и не будет ошибкой, если миссия малой организации как поставщика будет вписываться в миссию более крупной материнской компании.

На формулирование миссии, а, следовательно, и стратегическое поведение, накладывают большой отпечаток ценностные ориентации высшего руководства организации (экономические, политические, социальные, эстетические и религиозные).

Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансоф утверждает: «...поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определенным типам стратегического поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов».

Миссия также отождествляется с таким понятием, как «корпоративное кредо». Кредо означает убеждение, взгляды, основы мировоззрения. Корпоративное кредо состоит из основной стратегической цели и системы ценностей корпорации, включающей интересы основных коммуникативных групп внешней и внутренней сред. К ним относятся потребители, нужды которых организация стремится удовлетворить с помощью производства, и сбыта своей продукции и услуг, поставщики всех видов ресурсов, акционеры и инвесторы; сотрудники организации, контактные аудитории, в том числе все общество как широкая публика.

Миссия – это четко выраженная причина существования организации.

При формулировке миссии, а этим занимается высшее руководство, возможны два подхода к ее содержанию:

1. акцент делается на интересах, ожиданиях и ценностях потребителей. Например, миссия «Форд» - предоставление людям дешевого транспорта.

2. акцент делается на качестве. Например,

· наша цель – стать высокотехнологичной компанией,

· качество – неотъемлемая часть продукции и работников,

· профессиональный менеджмент, полное доверие людям, поддержка творчества и обоснованного риска.

После разработки миссии организации в технологической цепочке стратегического планирования необходимо приступить к формулированию целей. Если миссия задает общие ориентиры, то цели выражают конкретное состояние организации, достижение которого является желательным в ее настоящем и будущем.

Поскольку цели реализуются в планах, то можно формулировать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. В долгосрочной перспективе каждое предприятие выделяет определенные направления, по отношению к которым управленческая команда формулирует цели. Несмотря на большое многообразие проблем, цели чаще всего формулируются по следующим направлениям:

положение на рынке и клиентская ориентация, описываются такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж, доля рынка по отношению к конкурентам, скорость обслуживания клиентов и др.;

финансовые показатели организации, отражаются показателями типа себестоимость продукции, величина прибыли, рентабельность, ликвидность, финансовая устойчивость, структура капитала и др.;

производство, выражается в таких показателях, как производительность, коэффициент использования оборудования, квалификация сотрудников и др.;

научно-технический прогресс, характеризуется количеством средств, вкладываемых в развитие, автоматизацией производственных процессов, диверсификацией продукции или услуг, внедрением информационных технологий и др.;

потребность и благосостояние сотрудников, характеризуется величиной их средней заработной платы, доходами акционеров, величиной средств, вкладываемых на социальные нужды сотрудников и др.;

социальная роль организации, может быть реализована участием в муниципальных социальных программах, благотворительностью, поддержкой прогрессивных общественно-политических акций и др.

В организации, имеющей несколько подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Иерархия целей играет очень важную роль, так как устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей организации в целом.

 

 

Особенности целей:

1. поставленные менеджером организации цели фирмы используются для установления стандартов, оценки эффективности организации и дают общий ориентир для деятельности,

2. целью может быть: сохранить существующее положение, развить новые направления или улучшить существующие факторы,

3. цель всегда основана на гипотезе, на предположении, поэтому точность фактического попадания в цель зависит от того, насколько точно проработана эта цель,

4. чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, поэтому цели на длительную перспективу должны формулироваться в общей форме, без деталей.

Характеристики, которым должна соответствовать цель:

1. формулировка цели должна быть выражена в конкретно измеряемых формах, т.е. цели должны быть конкретными и измеряемыми (лаконичность формулировки, в ней должна быть качественная и количественная составляющая),

2. ориентация цели во времени (в формулировке цели должен присутствовать срок, когда вы предполагаете ее достичь, при этом формулируются долгосрочные цели, затем из этих целей формируются среднесрочные цели, а затем на базе последних формулируются краткосрочные цели),

3. цели должны быть достижимыми, т.е. они должны устанавливаться так, чтобы не превышать возможности организации,

4. цели должны быть взаимоподдерживающими. Как правило, перед менеджером ставится несколько целей. Если одновременно реализуется несколько целей, то действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение.

Задача указывает, какую именно работу или серию работ необходимо выполнить в оговоренные сроки.

С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. В должностной инструкции каждого работника должны быть перечислены предписываемые ему задачи. Эти задачи рассматриваются как необходимый вклад данной должности в достижение цели организации.

Категории задач:

1. работа с людьми,

2. работа с предметами,

3. работа с информацией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.