Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые отношения и взаимодействия

Когда речь заходит о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как социально-психологический климат – этохарактер социальной и нравственной атмосферы в коллективе и/или его морально-психологическое состояние.

Рассмотрим структуру социально-пси­хологического климата коллектива.

В структуре социально-психологического климата выделяют две основные со­ставляющие:

1. отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив;

2. их отношение друг к другу.

В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, курсантами, офицерами-сослуживцами) и отноше­ния по вертикали в системе руководства и подчинения. Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью — основой его существования. Если говорить о взаимо­отношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить не­сколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект — систему межличностных психологических отношений.

Служебные отношения — важнейшая основа взаимодействия людей при ре­шении профессиональных задач. Система данных отношений предполагает неукосни­тельное исполнение служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти вза­имоотношения официально закреплены в организационной структуре коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, при­казах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодей­ствуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому нуждается в пристальном внимании и сис­тематическом управлении со стороны начальника или командира подразделения. Данная необхо­димость обусловлена и тем, что в процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления.

Одно из таких явлений — стремление личности к самоутверждению. Само­утверждение личности — это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечи­вала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности лично­сти, раскрытию ее наиболее сильных сторон, Процесс самоутверждения лично­сти — это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду пре­имуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, с тем чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе. Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности его деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Возникновение такого социально-психологического феномена воинского коллектива, как «дедовщина», прежде всего, связано со стремлением к самоутверждению. В связи с этим работа командира подразделения по оказанию помощи своим подчиненным в самоутверждении является одним из наиболее существенных элементов руководства коллективом.

Другим социально-психологическим явлением, которое характерно для любо­го коллектива, является коллективное мнение. Коллективное мнение — это один из компонентов морально-психологической атмосферы коллектива. Суть данного феномена заключается в том, что не только конкретный человек влияет на, но и коллектив может влиять на формирование личности человека. Для большинства людей мнение окружающих в отношении себя чрезвычайно важно, поскольку носит оценочный характер. Через эту призму отношений человек осмысливает свое место в коллективе, вырабатывает правила своего поведения в нем. Кроме этого, коллек­тивное мнение может отражать основные принципы организации конкретного коллектива. Так, например, на об­щем собрании вдруг обнаруживаются два мнения: одно офици­альное, внешнее, и другое — внутреннее, кулуарное, нередко более действенное, глубоко упрятанное внутри межличностных отношений. Следовательно, каждый руководитель коллектива должен постоянно формировать обществен­ное мнение, всемерно повышать его действенность, не допускать двойственности, стремиться сделать его единым.

Другим, не менее значимым, социально-психологическим явлением, характер­ным для большинства коллективов, является коллективное настроение. Коллек­тивные (групповые) настроения — важнейшая составная часть психологии кол­лектива. Они выражаются в совместном переживании тех или иных событий, актов и, в свою очередь, усиливают чувства отдельных людей. Поэтому практи­ческое значение коллективных настроений велико. Они влияют на поведение и деятельность, на работоспособность людей.

Неотъемлемой частью социально-психологического климата кол­лектива, элементом структуры его психологии служат внутриколлективные тра­диции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Групповые эффекты | Коллективные настроения и традиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.