КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение и прекращение хозяйственных обязательств осуществляется по правилам главы 22 ХК Украины, а также глав 47, 48, 50-51 ГК Украины
Вследствие причинения ущерба субъекту или субъектом хозяйствования, приобретения или сохранения имущества субъекта или субъектом хозяйствования за счет другого лица без достаточных на то оснований; Из хозяйственного договора и других сделок, предусмотренных законом, а также из сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; Из акта управления хозяйственной деятельностью; Непосредственно из закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего хозяйственную деятельность; Материнское предприятие; Орган управления объединения или общества; Орган государственной власти, а также орган местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией относительно субъекта хозяйствования; Собственник, который является учредителем субъекта хозяйствования; 5) другие субъекты, наделённые законодательством или учредительными документами субъекта хозяйствования организационно-хозяйственными полномочиями. Объект: управленческо-хозяйственное (организационное) действие или воздержание от такого действия. Содержание: субъективные юридические права и обязанности участников организационно-хозяйственных обязательств. Организационно-хозяйственные обязательства целесообразно раскрывать через понятие управленческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) действий. Основываясь на положениях ХК Украины, выводах науки хозяйственного права и теории управления (административного права), такие действия можно определить как подзаконную властную деятельность по организации хозяйственных связей и правового хозяйственного порядка, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, наделенными хозяйственной компетенцией, а также гражданами и юридическими лицами, которые являются учредителями (участниками) субъектов хозяйствования или осуществляют в их отношении управленческие функции, основанные на требованиях законодательства, индивидуальных актов управления или учредительных документов. Упомянутые органы, граждане и организации в ХК Украины объединены термином «субъекты управлеческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) полномочий» и выступают одной из сторон в организационно-хозяйственных обязательствах. Другой стороной в таких обязательствах всегда выступает субъект хозяйствования. В качестве примера организационно-хозяйственных обязательств можно привести соглашения о кооперации производства; учредительные договоры между субъектами хозяйствования о создании хозяйственных обществ или объединений предприятий; вытекающие из договоров о совместной деятельности; по поводу предоставления информации по запросу антимонопольных органов и т.п. Организационно-хозяйственные обязательства отличаются от имущественно-хозяйственных обязательств прежде всего тем, что в них имущественный аспект отодвинут на второй план. Присутствует он здесь «в той мере, в которой данные обязательства опосредуют организацию процесса перемещения имущества в экономике, оптимизируют данный процесс, предают ему целенаправленный характер в соответствии с целью и задачами хозяйственной (экономической) деятельности». Юридическими объектами организационно-хозяйственных обязательств являются определенные управленческо-хозяйственные действия либо удержание от их совершения. Примером последнего могут быть обязательство не причинять вред окружающей среде, содержащееся в соглашении субъекта хозяйствования с Госкомитетом природных ресурсов Украины. Организационно-хозяйственные обязательства нельзя суживать до уровня «учредительных» и тесно связанных с ними полномочий. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь место между органами управления (в широком смысле) и субъектом хозяйствования по поводу организации последним хозяйственной деятельности. Например, подача субъектом хозяйствования заявления на получение лицензии порождает организационные обязательства между данным субъектом и органом, полномочным осуществлять выдачу соответствующей лицензии. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь как договорную природу (например, учредительный договор), так и внедоговорную природу (например, обязательства о декларировании валютных ценностей и др.). Социально-комунальные обязательства бывают двух видов: обязательные (социальные) и добровольные (коммунальные). Социальные обязательства – это хозяйственные обязательства, возникающие в процессе управления хозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования и органом местного самоуправления, в силу которых субъект хозяйствования обязан за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью и организовывать их профессиональную подготовку, а орган местного самоуправления имеет право требовать выполнения этих обязательств. Сфера возникновения: процесс управления хозяйственной деятельностью. Субъекты: С одной стороны – субъект хозяйствования; С другой стороны – орган местного самоуправления. Объект: управленческо-хозяйственное (организационное) действие. Содержание: субъективные юридические права и обязанности участников социальных обязательств. Коммунальные обязательства – это хозяйственные обязательства, добровольно принятые на себя субъектом хозяйствования и возникающие между субъектом хозяйствования и органом местного самоуправления, в силу которых субъект хозяйствования обязан совершить определённое хозяйственное или организационно-хозяйственное действие (по решению вопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения; по строительству и содержанию социально-культурных объектов, объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания; по оказанию любой иной хозяйственной помощи с целью решения местных проблем; а также по формированию соответствующих фондов местных советов или выполнению работ по комплексному экономическому и социальному развитию территорий), а орган местного самоуправления имеет право принять выполнение этих обязательств, но не имеет права требовать их выполнения. Сфера возникновения: как процесс управления хозяйственной деятельностью, так и процесс непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Субъекты: С одной стороны – субъект хозяйствования; С другой стороны – орган местного самоуправления. Объект: управленческо-хозяйственное (организационное) или хозяйственное действие. Содержание: субъективные юридические права и обязанности участников социальных обязательств. Социально-хозяйственные обязательства субъектов хозяйствования называются в ст. 177 ХК Украины, которая выделяет две их группы. Одни из них носят обязательный характер, другие – добровольный. В первом случае речь идет об обязанности субъектов хозяйствования по решению местных советов за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью, а также организовывать их профессиональную подготовку (ч. 1 ст. 177 ХК Украины). Субъекты частного сектора экономики традиционно противятся подобному воздействию со стороны государства, мотивируя это тем, что социальная защита населения – обязанность государства, а не отдельного предпринимателя. Однако принципы ст. 13 Конституции Украины о социальной ориентированности экономики Украины делают такое воздействие оправданным. К числу добровольных социально-хозяйственных обязательств ч. 2 ст. 177 ХК Украины относит обязательства о предоставлении хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов, в строительстве и содержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, об оказании иной хозяйственной помощи с целью решения местных проблем. Публичные обязательства – это хозяйственные обязательства, возникающие между субъектом хозяйствования, который в соответствии с законом и своими учредительными документами обязан осуществлять выполнение работ, оказание услуг или продажу товаров каждому, кто к нему обращается на законных основаниях, и потребителем, в силу которых субъект хозяйствования обязан выполнить работу, оказать услугу или продать товар (не имеет права отказать в выполнении работ, оказании услуг, продаже товара при наличии у него такой возможности или отдавать предпочтение одному потребителю перед другими, кроме случаев, предусмотренных законодательством), а потребитель имеет право требовать выполнения этих обязательств. Сфера возникновения: процесс непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Субъекты: С одной стороны – субъект хозяйствования; С другой стороны – потребитель товаров, работ или услуг. Объект: хозяйственное действие. Содержание: субъективные юридические права и обязанности участников социальных обязательств. Публичные обязательства субъектов хозяйствования являются специфическим видом хозяйственных обязательств. Это обязательства о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ каждому, кто обратится к субъекту хозяйствования на законных основаниях, без права на отказ от оферты при наличии реальной возможности заключить договор (ст. 178 ХК Украины). Имея товарную основу, данные обязательства являются одной из разновидностей имущественно-хозяйственных обязательств. Категория публично-хозяйственного обязательства корреспондирует с понятием публичного договора в гражданском праве (ст. 633 ГК Украины). Публичные обязательства возникают в тех сферах хозяйствования, где предложение товаров (работ, услуг) со стороны субъектов хозяйствования направлено к неопределенному кругу участников хозяйственных отношений. Примером может быть деятельность по энергоснабжению, газоснабжению, водоснабжению, розничной торговли, оказанию банковских услуг, услуг транспорта и связи, биржевые услуги и т.п. Публичный характер такого обязательства закрепляется, как правило, соответствующим законом, или отражается в учредительных документах субъекта хозяйствования. Конструкция публичного обязательства призвана обеспечить бесперебойное функционирование экономики и защиту отдельных потребителей, которые в противном случае оказались бы лишенными тех благ, на которые рассчитывают все субъекты экономики. В случае неосновательного уклонения от исполнения публичного обязательства субъект хозяйствования обязан компенсировать другой стороне причиненные убытки в общем порядке (ч. 2 ст. 178 ХК Украины). Он также не имеет права отдавать предпочтение одному потребителю перед другим, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В данном случае речь идет о таких ситуациях, когда в соответствии с законом необходимо проведение тендера, аукциона, и т.п., где устроитель обязан «отдать предпочтение» победителю.
Доктринальные классификации хозяйственных обязательств 1. По основаниям возникновения хозяйственные обязательства можно разделить на: - договорные обязательства (возникающие из договоров); - внедоговорные обязательства (возникающие из причинения вреда, неосновательного приобретения (сбережения) имущества и из иных внедоговорных юридических фактов). 2. В зависимости от конкретизации предмета исполнения договора обязательства могут быть: - однообъектными; - альтернативными. В однообъектных обязательствах предмет договора является четко определенным и не подлежит замене. Например, по договору подряда на капитальное строительство генеральный подрядчик не может вместо капитального строения предоставить заказчику стройматериалы на ту же сумму. В альтернативных обязательствах должник имеет право выбора из нескольких действий, предусмотренных законом или договором. Зачастую в договорах, заключаемых сельхозпроизводителями, им предоставляется выбор: произвести расчет в денежной форме либо частью урожая. 3. По характеру взаимосвязи обязательств различают: а) главные (основные) – самостоятельные обязательства, которые не зависят от возникновения или прекращения иных обязательств; б) акцессорные (дополнительные) – сопутствуют главным обязательствам чаще всего в виде обеспечительных мер (поручительство, гарантия, неустойка, иные способы обеспечения исполнения обязательств), поэтому автоматически прекращаются с прекращением главных обязательств. 4. По совокупности прав и обязанностей субъектов обязательства можно выделить: - простые обязательства (в которых стороны связаны одним правом и одной обязанностью); - сложные обязательства (в которых субъекты наделены двумя или более правами и обязанностями). 5. По субъектному составу различают: - двусторонние обязательства; - многосторонние обязательства. В двустороннем хозяйственном обязательстве участвуют два субъекта. Однако такой субъектный состав не всегда удовлетворяет сложным и многогранным хозяйственным отношениям. Зачастую в одном обязательстве участвуют несколько кредиторов и должников. В этом случае говорят об обязательстве со множественностью лиц (многостороннее обязательство). Подобная ситуация возможна, например, в соглашении о замене стороны в обязательстве. В случае, когда несколько должников обязаны исполнить обязательство перед одним кредитором, множественность именуется пассивной (например, когда в договоре подряда участвуют один подрядчик и несколько предприятий-заказчиков). И наоборот, когда несколько кредиторов имеют право требования к одному должнику, обязательство квалифицируется как имеющее активную множественность (например, при причинении предпринимателем вреда имуществу, принадлежащему нескольким предприятиям на праве общей собственности). В тех случаях, когда хозяйственные обязательства основаны на участии нескольких лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника, говорят об обязательствах со смешенной множественностью. 6. В зависимости от круга субъектов хозяйственные обязательства могут быть разделены на: - общехозяйственные обязательства; - внутрихозяйственные обязательства. Общехозяйственные обязательства возникают между участниками хозяйственных отношений, не связанными внутрихозяйственными связями. В соответствии со ст. 3 ХК Украины выделяются внутрихозяйственные отношения – это отношения, которые складываются между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения органа управления субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. На этой основе возникают внутрихозяйственные обязательства. Внутрихозяйственные обязательства могут делиться на имущественно-хозяйственные и организационно-хозяйственные. Между вышестоящим органом и филиалом могут возникать только организационно-хозяйственные обязательства, в силу властных полномочий органа управления. Однако между отдельными филиалами могут возникать и имущественно-хозяйственные обязательства. Например, в рамках деятельности крупной компании возникает необходимость заключения соглашений между ее филиалами с целью оценки и стимулирования внутрихозяйственной рентабельности таких подразделений, стимулирования работников и адекватно достигнутым результатам улучшения условий их труда, оптимизации налогообложения всего юридического лица.
2. Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств
Ст. 173 ХК Украины предусматривает, что хозяйственные обязательства возникают по основаниям, предусмотренным ХК Украины. Основаниями возникновения хозяйственных обязательств являются юридические факты – действия и события, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования. События, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования, сложнее выделять в качестве оснований возникновения хозяйственных обязательств, нежели законы, акты управления и хозяйственные сделки. Связано это с повсеместной формализацией хозяйственной деятельности. Тем не менее, события могут порождать хозяйственные обязательства. Например, факт создания предприятия (учреждения, организации) влечет возникновение его обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов. Если работников от 8 до 25, предприятие обязано создать 1 рабочее место для инвалида, если работников предприятия боле 25 – норматив рабочих мест для инвалидов составляет 4% от общего количества работников (ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»). Создание объектов интеллектуальной собственности является основанием для возникновения обязательств, связанных с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности (изобретения и полезные модели, торговые марки и т.п.). Так, разработка проектно-сметной документации может служить юридическим фактом, с которым стороны связывают возникновение обязательств подряда на капитальное строительство. Хозяйственные обязательства могут возникать (основания возникновения хозяйственных обязательств): 5) в результате создания объектов интеллектуальной собственности и других действий субъектов, а также вследствие событий, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования. Закон или иной нормативно-правовой акт, регулирующий хозяйственную деятельность, может служить основанием для возникновения отдельных хозяйственных обязательств. В качестве примера можно привести так называемые «адресные» законы, которые относятся к отдельным субъектам (Закон Украины «Об особенностях приватизации предприятий Государственной акционерной компании «Укррудпром»; Закон Украины «Об урегулировании задолженности по вкладам физических лиц – вкладчиков Коммерческого акционерного банка «Славянский» и т.п.). Однако такие исключения крайне редки, подтверждают скорее обратное – по общему правилу закон не может порождать имущественные обязательства, так как имеет нормативный характер в отличие от индивидуального характера хозяйственного обязательства. Акты управления хозяйственной деятельностью. Основаниями возникновения организационно-хозяйственных обязательств между контролирующими и дочерними предприятиями являются административные акты о создании государственных ассоциированных предприятий и холдинговых компаний и т.п. Акты управления хозяйственной деятельностью являются широко распространенными основаниями возникновения хозяйственных обязательств, особенно организационного характера. К таким актам относятся индивидуальные властные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, изданные в пределах их хозяйственной компетенции (госзаказ, решения по хозяйственным вопросам), а также акты граждан и юридических лиц, выступающих в качестве учредителей субъектов хозяйствования или реализующих в их отношении организационно-хозяйственные полномочия. Договоры и иные сделки, не запрещенные законом – это основной источник хозяйственных обязательств. Каждый субъект хозяйствования, который осуществляет свою деятельность в полном объеме (имеется ввиду, что он не только производит определённый товар, но и реализует его), заключает с другими участниками отношений в сфере хозяйствования десятки, сотни, а то и тысячи сделок, каждая из которых может быть основанием возникновения хозяйственных обязательств. Хозяйственные сделки и договоры, не запрещенные законом, являются наиболее распространенными основаниями возникновения хозяйственных обязательств. Данные сделки предусмотрены нормами хозяйственного, гражданского и иного законодательства Украины. Кроме того, хозяйственные обязательства могут возникать на основании сделок, прямо не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Причем договор может служить основанием имущественно-хозяйственных (поставка, перевозка, коммерческая концессия и т.п.), организационно-хозяйственных (например, учредительный договор) и социально-хозяйственных (например, договор на участие в социальном развитии района) обязательств. Однако основанием возникновения публично-хозяйственных обязательств договор быть не может, так как они возникают до заключения договора на основании требований законодательства. Причинение вреда. Следует отметить, что традиционно основаниями возникновения имущественных обязательств выделяются обстоятельства, называемые законом как юридические факты, в состав которых включаются договор и правонарушение (деликт). Но подходы ученых к вопросу о дополнительных основаниях возникновения таких обязательств не совпадают. Так, профессор Д.И. Мейер, а впоследствии и Л.А. Лунц признавали закон в качестве одного из источников обязательств. Г.Ф. Шершеневич категорически противился этому: «Закон составляет общее основание всех юридических отношений, а потому не может быть назван источником обязательства в узком значении: сила договора базируется на законе, последствия правонарушения определяются законом». Приобретение имущества без достаточных оснований. В результате создания объектов интеллектуальной собственности (ст. 174 ХК Украины). Решения судов могут приводить к возникновению хозяйственных обязательств только в особых случаях. Ведь в основном судебным решением устанавливается факт существования ранее возникшего обязательства, порядок его исполнения, виновность правонарушителя и т.п. Изменение и прекращение хозяйственных обязательств. Изменение хозяйственного обязательства по общему правилу возможно лишь с согласия управомоченной стороны (кредитора) и обязанной стороны (должника). Лишь в некоторых случаях допускается одностороннее изменение обязательства. Например, не требуется согласия должника на уступку требования кредитора. Применение оперативно-хозяйственных санкций и некоторых других мер самозащиты также не требует согласия должника. Более того, применение мер самозащиты должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства. В противном случае лицо лишается права на одностороннее изменение хозяйственного обязательства. Основанием одностороннего прекращения хозяйственных обязательств может выступать также прямое разрешение закона (ч. 7 ст. 193 ХК Украины). Примером законного права на одностороннее прекращение договорного хозяйственного обязательства служит правило ст. 304 ХК Украины, предусматривающее право коммерческого агента на отказ от осуществления дальнейшего коммерческого посредничества по договору, заключенному без определения срока его действия. Общее правило о недопустимости одностороннего отказа от хозяйственного обязательства обеспечивает интересы экономически слабых субъектов, направлено на обеспечение стабильности производственно-хозяйственных отношений. Порядок изменения договорных хозяйственных обязательств регламентируется ст. 188 ХК Украины. Из её содержания вытекает, что существует два способа изменения договорных хозяйственных обязательств:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |