КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В зависимости от роли в установлении хозяйственных связей
Возможность отступления от принципа равенства сторон (государственные контракты, договоры присоединения, соглашения, заключаемые в рамках рамочных контрактов). Ограничения договорной свободы с целью защиты интересов потребителей и общехозяйственных интересов. Функции хозяйственного договора: 1. Регулятивная функция – с помощью хозяйственного договора осуществляется регулирование отношений между сторонами; 2. Координационная функция – стороны хозяйственного договора разрабатывают условия этого договора путем достижения компромисса между участниками хозяйственных отношений; 3. Контрольно-информационная ф ункция – с помощью хозяйственного договора осуществляется контроль за эффективностью деятельности субъектов хозяйствования; 4. Охранная функция – защита прав и законных интересов сторон в случае нарушения договорных обязательств; 5. Функция планирования – как хозяйственных связей, так и текущей деятельности субъектов хозяйствования; 6. Функция «опосредования» отношений между субъектами хозяйствования. Именно хозяйственные договоры являются основанием возникновения обязательств между участниками хозяйственных отношений, которые обеспечивают возможность координации их деятельности, согласование интересов, достижения компромисса с целью получения взаимовыгодных для сторон результатов. Согласовать экономические интересы сторон в договорных отношениях с общехозяйственными интересами - это обязанность сторон договора принять все необходимые меры для выполнения договорных обязательств, с учетом интересов каждой стороны.
6. Классификация хозяйственных договоров.
1. В зависимости от способа возникновения различают: – реальные хозяйственные договоры; – консенсуальные хозяйственные договоры. Для заключения реального хозяйственного договора необходимы не только согласование воли сторон, а и передача вещи – объекта договора. Консенсуальные договоры – это такие хозяйственные договоры, которые возникают в момент реальных намерений сторон, недвусмысленно выраженных словами или конкретными действиями. Консенсуальные хозяйственные договоры должны иметь письменную форму. 2. По обязательности: – плановые (на основании принятого государственного заказа в случаях, когда такое принятие является обязательным для определенных субъектов: государственных предприятий, предприятий-монополистов и предприятий, которые функционируют преимущественно на основе государственной собственности); – регулирующие (составляются свободно, на усмотрение участников хозяйственных отношений). Особым признаком плановых договоров является то, что государство гарантирует оплату продукции, работ, услуг по государственным контрактам, а также то, что государство может предоставлять экономические льготы исполнителям этих договоров. Исполнители государственного контракта обеспечивают себя материально-техническими ресурсами самостоятельно путем заключения прямых договоров с предприятиями-поставщиками, государственными снабженческо-сбытовыми и другими посредническими организациями. Исключение представляют отдельные виды ресурсов, производство и потребление которых контролируется и централизованно распределяется государством (Закон Украины «О поставках продукции для государственных потребностей»). Нарушением хозяйственного законодательства считается уклонение от заключения договора на основании государственного заказа. Это в соответствии со ст. 218 ХК Украины является основанием хозяйственно-правовой ответственности и влечет за собой применение хозяйственных санкций. 3. По субъектному составу различают: – двухсторонние договоры; – многосторонние договоры. Примером первого является поставка продукции (стороны – поставщик и покупатель). Примером второго договора является перевозка грузов: в нем принимают участие перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель – лицо, уполномоченное на получение груза (ст. 306–316 ХК Украины). 4. По срокам действия хозяйственные договоры бывают: – долгосрочные (заключаются на срок более 5 лет); – среднесрочные (заключаются на срок от 1 до 5 лет); – краткосрочные (заключаются на срок до 1 года); – разовые договоры (заключаются на одну хозяйственную операцию). 5. По степени сложности выделяют: – простые договоры, которые содержат признаки договора одного вида, к которым принадлежит большинство традиционных договоров, в том числе купля-продажа, перевозка, подряд, имущественного найма; – комплексные (сложные) договоры предусматривают наличие признак несколько вышеназванных договоров (договор факторинга, договор консигнации, лизинга, концессии). – генеральные договоры (определяют основных участников договорных отношений и параметры их последующих связей); – субдоговоры (заключаются на основе генеральных договоров). Первый вид хозяйственных договоров заключается на весь период деятельности, которая им регулируется. Генеральный договор определяет существенные условия сотрудничества сторон на протяжении всего периода осуществления соответствующей деятельности. Субдоговоры (текущие) заключаются на основании генерального договора как такие, которые рассчитаны на определенные (короткие) промежутки времени. Текущие договоры, как правило, не включают условий, не предусмотренных генеральным договором, иначе это был бы новый (отдельный) договор. 7. В случае использования при установлении хозяйственных связей предварительных договоров договорные отношения между их участниками оформляются с помощью двух категорий договоров: 1) предварительного договора (в котором фиксируется намерение сторон заключить в будущем основной договор определённых параметров, обязанности сторон относительно подготовительных действий, а также ответственность сторон за уклонение от заключения основного договора; 2) основной договора (который заключается на условиях и в срок, определённый предварительным договором). Предварительный договор необходим для заключения основного договора. Предварительный договор определяет условия, на которых стороны обязуются в определенный срок заключить хозяйственный договор («договор о договоре»). Такой договор является необходимым для тех хозяйственных отношений, в которых для заключения основного договора надо осуществить ряд действий, без которых его невозможно заключить (подряд на капитальное строительство сложного объекта). Сторона предварительного договора обязана в срок не позже одного года с момента заключения предварительного договора заключить основной хозяйственный договор, в случае если одна из сторон уклоняется от исполнения договора, другая сторона имеет право заключить такой договор в судебном порядке. Форма предварительного договора должна быть такая же как и у основного (ст. 182 ХК Украины, ст. 635 ГК Украины). 8. По признаку взаимного положения сторон в договорных отношениях: – вертикальные договоры (заключаются между неравными субъектами); – горизонтальные договоры (заключаются между равными субъектами). По признаку возможности или невозможности корректировки договорных условий: 1) некорректируемые договора (одна или две стороны договорных отношений лишены возможности корректировать заранее определенные условия договора); 2) корректируемые договора (условия договора путем свободного волеизъявления, имеют рекомендательный характер). В зависимости от доминирования в хозяйственном договоре имущественных или организационных элементов: 1) имущественные договоры (к ним относятся договоры, в которых доминируют имущественные элементы (мены / бартера, подряда, банковского обслуживания, значительная часть транспортных договоров)); 2) организационные договоры (направленные на обеспечение организации хозяйственной деятельности участников хозяйственных отношений (учредительные договоры, договоры о кооперации, о совместных инвестициях)). По экономическому содержанию: 1) договоры на реализацию имущества (купли-продажи, поставки, мены / бартера, контрактации сельскохозяйственной продукции, обеспечение электроэнергией, газом, водой и т.п.); 2) договоры на передачу имущества в пользование (аренда, лизинг); 3) подрядные договоры (подряд на капитальное строительство, подряд на выполнение проектно-изыскательских, опытно-конструкторских работ); 4) транспортные договоры (перевозки грузов, буксировки, эксплуатации железнодорожного подъездного пути и проч.) 5) договоры на предоставление банковских услуг (договоры на расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, факторинг и др..) 6) договора на предоставление других услуг (по охране объектов, сохранности имущества и др..) 7) договоры о совместной деятельности (договоры о кооперации, о совместной инвестиционной деятельности); 8) учредительные договоры. Виды хозяйственных договоров, заключение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти и местного самоуправления: 1. Государственные контракты, государственными заказчиками в которых могут быть Верховная Рада Украины и другие центральные органы государственной власти Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, государственные организации и учреждения, определенные Законом Украины «О Государственном бюджете Украины», а также государственные организации и учреждения, уполномоченные Кабин ¬ том Министров Украины. 2. Договоры приватизации государственного и коммунального имущества, продавцом которого являются государственные органы приватизации. 3. Договоры аренды государственного и коммунального имущества, арендодателем которого является Фонд государственного имущества Украины, его региональные отделения и представительства, органы, уполномоченные Верховной Радой Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления управлять имуществом. 4. Концессионные договоры, концесиедавцямы в которых является орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный соответственно Кабинетом Министров Украины или органами местного самоуправления на заключение концессионного договора.
7. Форма и содержание хозяйственного договора
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |