Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная политика царизма. Исламская политика Екатерины II

Иван IV в политике христианизации делал упор на «добровольное обращение в православие», остерегал от жестокого обращения с мусульманами, поэтому полтика христианизации шла медленными темпами. Со временем, в крае появился новый слой людей – «новокрещены» – люди, перешедшие в православие добровольно. Новокрещенам предоставлялись льготы и привилегии – они на 10 лет (а позднее на 3 года) освобождались от налогов, от военной службы, получали подарки, земельные пожалования. Татарские феодалы, перешедшие в православие приравнивались в правах к русскому дворянству.

Сын Ивана IV – Федор Иванович требовал использовать жесткие меры для христианизации: запрещал

– селиться рядом крещеным и мусульманам;

– строительство новых мечетей взамен разрушенных;

– мусульманам использовать труд православных;

– браки между православными и мусульманами и т.д.

Михаил Федорович обязал мусульман не использовать труд крещеных, а татарский феодал-мусульманин обязан был дать волю и простить все долги крестьянину, пожелавшему креститься. Кроме того, по его указу земли феодалов-мусульман могли наследовать лишь крещеные родственники.

Петр I подписал два указа по христианизации. Первый ограничивал феодалов-мусульман во владении крепостными (этот указ оставлял их фактически без рабочих рук, они, разорялись и переходили в состав других сословий – торговцев, ремесленников, крестьян, и, теряли все свои привилегии). Крестившиеся крестьяне, как и раньше, получали льготы – на три года освобождались от выплаты всех налогов, не призывались в войско, получали подарки. Такие крестьяне переводились в разряд государственных крестьян. Второй указ обязывал феодалов-мусульман «креститься в полгода». В случае отказа – отнимать у них «вотчины с людьми» и отдавать их крещеным родственникам.

Для усиления политики христианизации в 1740 г. по указу Анны Ивановны была основана Контора новокрещенских дел. Крестившимся предоставлялись льготы (как и ранее). Требовалось «принуждения по крещении не чинить, не угрожать», но эти требования не соблюдались, вновь построенные мечети разрушались. Елизавета в начале своего правления запрещала строить мечети, на некрещеных татар была переложена подушная подать за вновь крестившихся. В 1755 г. Елизавета отчасти изменила политику христианизации – запретила расселять православных и мусульман, а в1756 г. разрешила строить мечети.

Но наиболее кардинальные изменения в политике христианизации произошли при Екатерине II. В 1766 г. она побывала в Казани, приняла делегацию татар и выслушала их просьбы и пожелания. В результате

– по ее указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога;

– в 1767 г. шесть депутатов татар вошли в состав Уложенной комиссии по разработке законов Российской империи;

– в 1773 г. был принят указ о веротерпимости в России, по которому все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие, разрешалось строительство мечетей и школ при них.

– в 1789 г. в Уфе было открыто Духовное собрание мусульман – орган самоуправления мусульман России во главе с муфтием. Первым муфтием стал Мухамаджан Хусаенов. Ему выплачивалось жалование из государственной казны. Мусульманам предоставлялось право самим решать все вопросы своей религиозной жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическая политика царизма в крае в XVI_XVIII вв | Культура края в XVI-XVIII вв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.