Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Организация учебного проектирования




Организация учебного проектирования

 

Проектный процесс представляет собой систему взаимосвязанных операций. Методика учебного проектирования жилого дома отражается в структуре всего цикла занятий и каждого занятия по отдельности. Занятия строятся как система решения конкретных задач проектирования.

Проект жилого дома - результат решения множества задач различного содержания: функциональных, конструктивных, экономических, художественных и т.д. Результат решения одной из них служит исходным уровнем для других. Поэтому разработку проекта членят на ряд операций и задач, обеспечивающих получение нужного для следующего этапа проектирования результата.

При проектировании жилого дома сначала, исходя из проектного задания и имеющихся условий, выбирают тип дома (характер связи квартир и тип коммуникаций), определяют этажность и общую конфигурацию плана, затем разрабатывают структуру поэтажных планов и планировку каждой квартиры и т.д. Пройдя этот путь, архитектор должен его проверить. Для этого необходимо пройти его в обратном направлении - от планировки каждого элемента квартиры на основе удовлетворения повседневных жизненных потребностей и корректировки поэтажных планов, затем уточняют этажность, общую конфигурацию плана и тип дома. Итоги каждой операции должны проверяться с точки зрения удовлетворения потребностей человека, обеспечения комфортного проживания в целом и выполнения всех видов жизнедеятельности в частности.

Учебный проект содержит ряд обязательных элементов:

1) программу-задание, которая служит основой организации учебного процесса;

2) предпроектный анализ, посвящённый изучению опыта проектирования и изучению конкретной ситуации;

3) процесс проектирования, начинающегося поиском объёмно-пространственной структуры дома. Последовательно проходят следующих фазы проектирования: клаузура - эскиз-идея - окончательный эскиз - проект;

4) выполнение элементов рабочих чертежей, и

5) графическое выполнение проекта.

Далее приведены основные методические положения учебных проектов по жилищной тематике, разработанные автором, которые в течение ряда лет используются на кафедре архитектуры жилых и общественных зданий РААИ при обучении студентов на этапе фундаментальной подготовки (3 курс).

 

5.2. Курсовой проект "Предпроектный анализ и разработка эскиз-идеи

жилого здания в городской среде"

Задание предусматривает проведение предпроектного анализа конкретной градостроительной ситуации и выявление влияния формообразующих факторов на построение внешней формы жилого здания и разработку эскиз-идеи жилого дома, исходя из комплексного учёта внешних формообразующих факторов. В ходе выполнения проекта происходит осмысленное построение схемы жилой застройки конкретного участка городской территории.

Проект предполагает практическое освоение темы городского жилища студентами 3 курса в 6 семестре перед курсовым проектом "Безлифтовый многоквартирный жилой дом", в котором проектирование внутренней формы жилого дома базируется на эскизной идее застройки участка, полученной в результате анализа внешних факторов.

Суть настоящей работы состоит в построении внешней формы жилого здания и схемы застройки участка на основе развёрнутого предпроектного анализа, учитывающего природ-но-климатические, градостроительные, социально-культурные условия конкретного города.

Цель работы - поиск идеи архитектурной композиции безлифтового многоквартирного жилого здания на основе учёта внешних факторов. В ходе выполнения задания студент должен:

1. Провести предпроектный анализ участка строительства, его окружения и места в структуре города. Участок для проектирования жилого дома предлагается кафедрой в виде ситуационного плана в Ростове-на-Дону (Ш"В" климатический подрайон). Студент анализирует 10-15 факторов, влияющих на формирование архитектуры жилого дома. Для показа на планшетах выбирают лишь те из них, которые оказывают прямое влияние на построение схемы застройки, позволяют понять обоснованность принятого решения.

2. Решить планировку жилого дома как первичного элемента городской застройки на уровне генерального плана. В результате поисковой работы должны быть получены объём-но-пространственная композиция и схема застройки участка, рассчитаны плотность застройки и плотность населения.

Основные требования к выполнению предпроектного анализа. На подготовительной стадии проектирования жилого дома в городской среде должны быть проанализированы все факторы, влияющие на формирование его архитектуры. В рамках учебного проектирования на начальной стадии анализируются лишь основные внешние условия. Предпроектный анализ включает в себя следующие аспекты рассмотрения:

1) градостроительные условия ситуации, которые объединяют все характеристики искусственной среды обитания человека;

2) природно-климатические условия, которые объединяют все характеристики естественной среды обитания человека;

3) социально-культурные условия, которые вбирают в себя все пространственные проявления жизнедеятельности человека, семьи, социальных групп, общества в целом.

При проектировании жилых зданий в городской среде предпроектный анализ имеет три уровня рассмотрения влияния вышеперечисленных факторов:

1) анализ и оценка влияния планировочных особенностей города;

2) анализ и оценка влияния окружающей городской среды;

3) анализ и оценка особенностей участка строительства.

Приведем некоторые примеры выполнения видов анализа:

Композиционный анализ выполняется на опорном плане в 1:1000 масштабе и на ситуационном плане. На схеме следует показать:

§ градостроительные оси и их пересечения;

§ возможные направления восприятия участка;

§ форму городских пространств (улиц, площадей и т.п.);

§ замыкание перспектив;

§ архитектурные доминанты;

§ построение теней для выявления объёмной композиции застройки.

В результате композиционного анализа городской структуры и окружающей застройки выявляется наличие градостроительного ансамбля и его влияние на участок, роль участка застройки в ансамбле, композиционная ценность окружения. Это позволит сделать обоснованный вывод о подходах к формированию композиции жилого дома и выбрать соответствующую концепцию: здание - доминанта, здание - фон, здание - элемент ансамбля или др.

Анализ ориентации участка выполняется на опорном плане. На схему наносят:

§ ориентацию по сторонам света границ участка, улиц, планировочных осей;

§ благоприятные стороны горизонта.

В результате студент определяет необходимую ориентацию здания - широтную, меридиональную, диагональную, фасады дома с благоприятной и неблагоприятной ориентацией квартир.

Анализ социально-демографического состава населения проводится на основе статистических данных, выдаваемых кафедрой, и выполняется в виде таблиц, графиков и схем на опорном плане. На схемах изображают:

§ структуру семей по величине;

§ структуру семей по родственным отношениям;

§ плотность населения по участкам окружающей застройки;

§ социально-профессиональный состав населения.

В результате анализа социально-демографического состава населения делается вывод о возможных типах домов, о стадии демографического развития населения окружающих районов (стареющее, растущее, стабильное), определяются пути и формы реконструкции застройки, уточняется набор культурно-бытовых услуг для населения.

Этапы выполнения задания:

1. Выдача задания и уточнение исходных данных - 1 занятие.

В результате студент выбирает участок городской территории для проектирования, выполняет геоподоснову и ситуационный план, получает первичное представление об объекте проектирования.

2. Предпроектный анализ и оценка градостроительной ситуации - 3 занятия.

В итоге студент нарабатывает 10-15 схем предпроектного анализа, осуществляет выбор наиболее важных для формообразования, строит развёртки окружающей застройки.

3. Формирование идеи застройки участка - 3 занятия.

Этап завершается изготовлением макета окружающей застройки и выбором варианта

композиции жилого здания, а также составлением схемы генплана. Для повышения обоснованности выбора композиции используется телемакетоскоп.

4. Оформление проекта и его защита - 2 занятия.

5. Сдача проекта и выполнение контрольной клаузуры - 1 занятие.

Всего 10 занятий.

 

5.3. Курсовой проект "Безлифтовый многоквартирный жилой дом"

Задание предусматривает разработку проекта безлифтового многоквартирного жилого дома для городской застройки с выполнением части чертежей на стадии рабочего проекта.

Данный курсовой проект выполняется студентами 3 курса в 6 семестре после выполнения курсового проекта "Предпроектный анализ и разработка эскиза-идеи жилого здания в городской среде". Итог этого проекта - эскизная идея жилого здания, сформированная в результате всестороннего анализа внешних факторов, служит исходным материалом для проектирования безлифтового многоквартирного жилого дома. В ходе выполнения проекта первоначальное эскизное решение уточняется, обогащается конкретным содержанием благодаря учёту внутренних факторов. Архитектурная форма дорабатывается частично до уровня конечной формы на стадии рабочего проектирования.

Основная цель проекта - детальная разработка социально-функциональных аспектов архитектурного проектирования городского жилого дома; создание объёмно-планировочной структуры жилого здания, обусловленной конкретными условиями места строительства: гра-достроительными, социально-демографическими, природно-климатическими, социально-культурными, а также отвечающей требованиям художественной выразительности и инже-нерной целесообразности.

Методика выполнения задания, этапы и сроки выполнения задания.

Выполнение проекта включает в себя ряд содержательных этапов: подготовительный, творческого поиска, творческой разработки, рабочего проектирования и графического оформления проекта.

1. Подготовительный этап - 2 занятия (9% от объёма аудиторный занятий).

На этом этапе каждый студент должен чётко уяснить задание, его цель, задачи и методы его решения, выявить весь комплекс предпосылок для проектирования, в частности:

§ определить и обосновать схему застройки на участке в общей структуре градостроительного окружения;

§ выявить особенности выбранного типа жилища (квартир и их блокировки, вертикальных и горизонтальных коммуникаций);

§ рассчитать численность населения, количество и типы квартир исходя из демографического и социального состава населения.

2. Этап творческого поиска - 6 занятий (27%).

Творческий поиск идеи включает в себя разработку следующих проектных задач:

§ уточнение функциональной программы обслуживающих помещений;

§ планировку основных типов квартир;

§ выбор приёмов блокировки жилых ячеек в структуре дома;

§ формирование композиции жилого дома;

§ планировку придомовой территории.

Этап завершается кафедральным просмотром и утверждением эскиза построения жилого дома.

Результатом работы на данном этапе должно быть определение численности населения жилого дома, количества и типов квартир, схемы освоения участка застройки, схемы планов и разрезов по зданию, раскрывающие блокировку квартир и коммуникаций в структуре дома, эскизные чертежи планов жилых ячеек, рабочий макет жилого дома или аксонометрия.

Все схемы рекомендуется выполнять в малом масштабе (1:500).

3. Этап творческой разработки - 8 занятий (37%).

Творческая разработка идеи предусматривает полную разработку эскиза-идеи. Все чертежи выполняются в требуемых масштабах на кальках или на листах ватмана. Учитываются площади жилых и общественных помещений, открытых пространств, отрабатываются принципы и приёмы планировочной организации квартир, жилого дома, архитектурно решаются объёмы и детали, учитываются нормы и требования, аналоги авторских решений. Творческая разработка включает в себя решение следующих проектных задач:

§ планировку квартир;

§ разработку плана первого этажа в связи с участком;

§ разработку плана типового этажа;

§ конструктивное решение жилого дома, подсчёт основных технико-экономических показателей;

§ пластическое решение фасадов;

§ планировку и благоустройство придомовой территории.

Этап завершается кафедральным просмотром и утверждением проекта в карандаше.

Результатом работы должны быть все необходимые чертежи по зданию и генплан в требуемых масштабах, а также ТЭП.

4. Этап рабочего проектирования - 6 занятий (27%).

Этот этап является обязательным элементом процесса архитектурного проектирования, имеет своей целью создание части проектных документов (планов здания) в виде пригодном для осуществления строительных работ. Как творческий этап позволяет создать совершенную форму, с учётом качества строительных материалов, технологии возведения здания, инженерных систем и оборудования.

5. Графическое оформление проекта - 5 дней сплошного проектирования.

Графическое выполнение проекта на подрамниках выполняется на комплексном (сплошном) проектировании. На занятиях студент компонует материал на подрамниках, выбирает технику оформления, строит тени, разрабатывает цветовое решение жилого дома.

Этап завершается защитой проекта в группах перед кафедральной комиссией, утверждением оценки за проект и контрольной клаузурой. Следовательно, итоговая оценка выводится на основе трёх оценок - за защиту, за проект, за клаузуру. После этого работы экспонируются на выставке, лучшие из них выбирают для награждения грамотами Учёного совета института и хранения в методическом фонде кафедры. Оценки проектов обсуждаются в течение работы выставки, выявляются ошибки и недоработки, которые следует учесть в дальнейшей работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.