Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преимущества и недостатки рыночного механизма




Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий сво­его развития, прежде чем предстал перед нами в своем современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил свое родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупате­лями по поводу товарного обмена.

Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции, прибавочным продуктом. Такого рода обмен сегодня называется бартером. Он происходил в определенное время и в выбран­ном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают за­крепляться специальные территории, в которых осуществлялась рознич­ная и оптовая торговля. Обмен стал обслуживаться деньгами, что значи­тельно расширило хозяйственные связи между продавцами и покупате­лями. Шотландский экономист XVIII в. А. Смит, которого и сегодня считают классиком экономической теории, пользу от появления денег считал не меньшей по сравнению с шоссейными дорогами. Последние расширили возможность передвижения, деньги расширили масштабы обменных операций и увеличили круг их участников.

В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономи­ческих отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Рыночные отношения покоятся на экономической свободе, которая означает для продавцов и покупателей свободу выбора. Продавцы опре­деляют, как, сколько и для кого производить и где, по какой цене про­давать произведенную продукцию. Потребители также обладают суверенитетом, имея свободу выбора на рынке товаров и услуг. Каждый из участников рынка в своих действиях при обмене удовлетворяет лич­ный (частный) интерес, который различается у продавцов и покупате­лей. Покупатель стремится получить максимум полезности от приобретенного товара, продавец - максимум денежного дохода. В ходе обмена эти разные интересы приходят к определенному компромиссу: устанав­ливается цена, по которой продавец соглашается продать товар, а поку­патель оплатить его.

Рыночные связи или отношения существуют только при условии свободной купли-продажи товаров и услуг. При нарушении этого требо­вания в любой форме рыночные отношения угнетаются административ­ным вмешательством в экономическую сферу. Это может произойти при административном распределении товаров или ресурсов производст­ва, территориальном ограничении торговли, подрыве механизма конку­ренции.

Очень часто под рынком понимается более широкое понятие - ры­ночная экономика или рыночная система. Она представляет собой саморегулирующуюся децентрализованную систему взаимосвязи всех хозяйственных процессов, ориентирующуюся в своем развитии на результаты товарного обмена.

В рыночной экономике выпуск, цены и уровень доходов устанавли­ваются не централизованно, а на основе добровольного соглашения про­давцов и покупателей.

В современном мире свободный рынок не существует и не может существовать. В реальной экономике действует целый ряд препятствий, ограничивающих конкуренцию. Так, для начала собственного предпри­нимательства необходим первоначальный капитал, который в некоторых отраслях экономики очень значителен. Это затрудняет свободный вход новых производителей в отрасль. Существуют также и другие ограниче­ния - это могут быть трудности официального оформления вновь соз­данного предприятия, сложности в получении лицензии и т.п.

Воздействие рынка на повышение эффективности развития экономи­ки, т.е. его преимущества проявляются во многих направлениях:

1. Конкуренция заставляет минимизировать издержки, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, ры­нок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.

2. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конку­рентоспособность- Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продук­ции. Это функция адаптации производства к меняющемуся спросу.

3. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Это санирующая функция рынка. Она улучшает производственную структуру, выравнивая ее, делая способной к выполнению более сложных задач, так как ее теперь представляют более эффективные произ­водители.

4. Рынок выполняет и важную информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки за кредит и др., принимать хозяйственные решения, выво­дящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.

Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны.

Выделяют следующие несовершенства рынка:

1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.

Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолют­но исключено, выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.

2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются не­коммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону, систему коммуника­ций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтере­совано общество в целом, и только оно может обеспечить их удовле­творение.

3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимули­рует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как пра­вило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыль­ности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки и до­рогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.

4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной эконо­мике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования не­совершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и сни­жению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифициро­ванную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально не­защищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению об­щества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех соци­ально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен занимается государево. Они призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, оборо­носпособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой самого рыночного механизма.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику может дефор­мировать действие рыночного механизма и лишить производство стиму­лов к совершенствованию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.