КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние стратегических направлений в развитии экономики страны на рынок недвижимости
Субъекты рынка недвижимости На рынке недвижимости сформировались и активно действуют различные структуры, способствующие повышению эффективности его оборота, а также вступающие в экономические связи в процессе владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом. Участниками отношений на рынке недвижимости являются: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; юридические лица Российской Федерации и иностранных государств; физические лица Российской Федерации и иностранных государств. В зависимости от позиции на рынке недвижимости всех его участников можно объединить в четыре группы: 1. Продавцы – владельцы прав на недвижимые объекты (российские и иностранные физические и юридические лица, фонды государственного имущества, органы, уполномоченные местной властью); 2. Покупатели и покупатели-инвесторы, вкладывающие собственные, заемные или привлеченные средства в объекты недвижимости (российские и иностранные физические и юридические лица, органы государственного управления); 3. Профессиональные участники (обслуживающие) – инфраструктурные организации, организующие функционирование рынка в соответствии с установленными в стране нормами (агентства оценщиков, риэлтеры, юридические фирмы, рекламные агентства, страховые компании, некоммерческие организации, др.); 4. Государственные органы и организации (бюро технической инвентаризации (БТИ), комитеты по управлению имуществом, арбитражный суд, нотариальные конторы, налоговые инспекции, др.) выполняют регулирующие функции, которые могут выражаться в различных формах, в том числе: - законодательное установление правил и ограничений; - учет и регистрация прав на недвижимость и сделок с нею; - распределение природных ресурсов, государственных зданий и сооружений и предоставление их в собственность, аренду или пользование; - контроль за использованием недвижимости (земель, лесов, вод и др.); - стимулирование приватизации и национализации предприятий и других объектов; - инвестирование в жизненно важные сферы (например, в строительство жилья, дорог, учреждений здравоохранения, образования, культуры и т. п., энергетику); государство по-прежнему остается основным инвестором на рынке недвижимости.
Стратегическим направлением развития России является создание рыночной экономики, формирование и развитие полноценных рыночных отношений. Рыночная экономика - это система экономических свобод, действующих в жестких рамках закона с такой формой организации хозяйства, при которой хозяйствующие субъекты взаимодействуют посредством рынка с помощью системы цен, спроса и предложения. Задача эта чрезвычайно сложна и многогранна. Ее решение включает в себя и преобразование отношений собственности, и развитие нормальной конкуренции, и создание соответствующей рыночной инфраструктуры. Вполне естественно, что при ее решении особое значение приобретают те направления, развитие которых служит решающим условием успеха преобразований экономической системы в целом. Ход осуществления экономических реформ в России убедительно показал, что одним из таких направлений, своего рода "узловой точкой" системных преобразований, является рынок недвижимости. На этом направлении есть достигнутые результаты - выросли объемы индивидуального жилищного строительства, на одном из первых мест по размерам привлекаемых средств населения находятся операции купли-продажи недвижимости, многие города обогатились значительным количеством объектов, отвечающих самым высоким качественным критериям. Россия - страна колоссального человеческого таланта и несметных природных богатств, основу которых составляет земля. Огромное значение имеет вовлечение в рыночный оборот земельной собственности (в первую очередь, городских территорий). Опыт становления российского рынка недвижимости стал убедительным подтверждением тех тенденций, которые характерны для всех стран с развитой экономикой, а именно: - недвижимость составляет основу национального богатства. Именно в объектах недвижимости - зданиях, строениях, сооружениях, обустроенных территориях, - - последовательно и неуклонно аккумулируется труд предшествующих поколений, обеспечивая надлежащий уровень жизни как в настоящем, так и в будущем. По различным оценкам, недвижимость во всех ее формах составляет около половины всего накопленного мирового богатства; - рынок недвижимости является своеобразным генератором экономического роста страны. Именно в объекты недвижимости различного назначения осуществляется первоначальное инвестирование значительной части средств, что, в конечном итоге, приводит к качественным преобразованиям спроса и предложения и обеспечивает положительную макроэкономическую динамику развития; - недвижимость, будучи базовой основой жизнедеятельности человека и общества в целом, представляет собой особый объект рыночного оборота, собственности и управления. Это обстоятельство общепризнано и учитывается государством через создание системы контроля за эффективным использованием недвижимости на всех этапах ее жизненного цикла. Нельзя не учитывать огромную социальную роль недвижимости. С одной стороны, нормальное функционирование рынка недвижимости всегда вызывает положительный социальный эффект - прежде всего, за счет такого вида недвижимости, как жилье, которое имеет первостепенный потребительский приоритет. С другой стороны, отсутствие эффективной государственной системы, включающей нормативно-правовые, финансово-экономические и управленческие механизмы, способно резко снизить рыночный потенциал недвижимости, привести к нежелательным социальным последствиям. Сложность и многогранность самой недвижимости, разнообразие возможностей ее рыночного обращения и видов использования обуславливают необходимость создания эффективной системы, которая бы: - охватывала все этапы жизненного цикла; - сформулировала единую плановую систему целевых показателей результата и ликвидности для различных объектов недвижимости; - обеспечивала эффективность управления всеми видами и формами использования недвижимого имущества. Повышение эффективности использования объектов недвижимости возможно путем качественного преобразования всей системы отношений, возникающих по поводу создания, развития и эксплуатации объектов недвижимости. Это возможно только после формирования основных стратегических направлений в стране, на основе которых реализуются все мероприятия и процессы на рынке недвижимости. Государственная политика в развитии недвижимости. Целью государственной политики в сфере недвижимости является существенное расширение правовых основ для развития рынка недвижимости, обеспечение условий для эффективного использования земельных участков и иных объектов недвижимости всех форм собственности. В современный период должны быть проведены преобразования в рамках трех основных направлений. Реформирование правоотношений в сфере земли и иной недвижимости включает: - разграничение государственной собственности на землю, обеспечивающее права Российской Федерации и ее субъектов на земельные участки, необходимые для реализации задач и функций, установленных законодательством РФ, и земельные участки под объектами недвижимости, приватизированными и отчужденными из соответствующей собственности; передачу в собственность муниципальных образований земель в их границах, за исключением земель, отнесенных к государственной собственности или находящихся в частной собственности; - законодательное оформление правовой концепции единого объекта недвижимости через определение земельного участка как базового элемента недвижимости, а любых его строительных изменений — как улучшений земельного участка; - передача прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, приватизация земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости как единых объектов; - законодательное обеспечение продажи в основном на конкурсной основе под застройку земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; - законодательное обеспечение гарантии надежности регистрации прав на недвижимость, а в перспективе - переход к принципу полной защиты государством имущественных прав добросовестного приобретателя (зарегистрированного собственника). Государственная политика по стимулированию эффективного использования земли и иной недвижимости и развития рынка недвижимости предусматривает: - создание государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и обеспечение публичности его сведений; - проведение территориального зонирования земель поселений и иных территорий с целью установления разрешенного использования земель и градостроительных регламентов; - обеспечение условий для проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения, закрепленных за сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; - создание экономических условий, стимулирующих объединение земельных долей в земельные участки, находящиеся в собственности или аренде у сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, с последующим гражданским оборотом исключительно земельных участков; - организацию эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель. Для стимулирования инвестиций в развитие недвижимости необходимы: - упрощение процедур и сокращение сроков получения прав на земельные участки для строительства; - создание условий для формирования земельных участков как объектов недвижимости путем разработки землеустроительной, градостроительной и иных видов документации; - развитие конкуренции на рынке услуг но формированию и техническому описанию земельных участков и иной недвижимости; - развитие ипотечного кредитования с использованием в качестве обеспечения земельных участков и других объектов недвижимости. Приоритетное значение приобретает реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, которое должно реализовать принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. С этой целью предусматриваются: - разработка правил и проведение кадастровой оценки земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости по принципу наиболее эффективного их использования; - планомерный переход от земельного налога и налога на имущество к налогу на недвижимость, что создаст постоянный и предсказуемый источник наполнения бюджетов муниципальных образований и позволит обеспечить эффективное использование и развитие недвижимости; - установление общих принципов расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (и прочно связанные с ними объекты недвижимости в случае единства прав на них), а также правил определения цены земельных участков при их отчуждении, залоге из государственной и муниципальной собственности. Институциональное обеспечение государственной политики в сфере недвижимости предполагает создание правовой «законодательной вертикали» (т. е. вертикальной структуры законодательной власти) и «исполнительной горизонтали» (т. е. распределение функций по регламентации процессов на рынке недвижимости между федеральными, региональными и муниципальными исполнителями). Следует законодательно зафиксировать две различные функции государства и органов местного самоуправления на рынке недвижимости: публично-правовую — как организаторов этого рынка и частно-правовую — как собственников недвижимости, участников рынка. Участие граждан и их объединений в решении проблем рынка недвижимости обеспечивается через процедуры публичных слушаний по вопросам территориального зонирования, посредством саморегулирования деятельности профессиональных участников рынка недвижимости. Для этого необходимы: - совершенствование государственного регулирования и стратегического планирования развития рынка недвижимости; - передача функций по распоряжению объектами в одно ведомство, представляющее государство или муниципальное образование как собственника; - совершенствование системы государственных и муниципальных служб (учреждений), развивающих инфраструктуру рынка недвижимости; - создание на местном уровне муниципальных служб, выполняющих функции по планированию использования земель и их территориальному зонированию, оценке и налогообложению объектов недвижимости на базе ее рыночной стоимости; - отделение от государственных и муниципальных функций развития рынка услуг по проведению землеустройства, формированию и техническому описанию объектов недвижимости; - передача части функций по регулированию деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (риелтеров, оценщиков, страховщиков) их объединениям и ассоциациям. Формирование системы Государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Совершенствование системы Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Развитие системы ипотечного кредитования одной из ключевых ладам развития рынка недвижимости, направленной на привлечение инвестиций и реальный сектор экономики, создание необходимых условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения жильем. Совершенствование института профессиональной оценки недвижимого имущества — неотъемлемой части цивилизованного рынка недвижимости. Основными направлениями деятельности по формированию института профессиональной оценки недвижимого имущества являются: - определение механизмов государственного регулирования оценочной деятельности; - выработка стандартов оценки; - определение порядка и методов проведения оценки рыночной стоимости недвижимого имущества для целей налогообложения; - развитие системы профессиональной подготовки специалистов по оценочной деятельности на базе высших учебных заведений России. Подготовка кадров в сфере недвижимости: - формирование в государстве системы профессионального обучения специалистов на базе высших и средних специальных учебных заведений; - развитие системы повышения квалификации специалистов; - участие в международных и общероссийских образовательных программах по подготовке специалистов в сфере недвижимости. Одно из основных направлений государственной политики развития рынка недвижимости — поддержка деятельности саморегулируемых объединений профессиональных участников рынка недвижимости, деятельность которых направлена на: - создание и развитие правовых и экономических механизмов регулирования рынка недвижимости; - создание профессиональных стандартов деятельности, единого информационного пространства, системы профессионального образования; - защиту интересов всех участников рынка недвижимости. Государственные органы и профессиональные объединения участников рынка недвижимости разрабатывают согласованную стратегию развития цивилизованного рынка недвижимости в стране. Программы экономического и социального развития на рынке жилой недвижимости. Одними из немногих средств государственного регулирования в условиях рыночной экономики являются программы экономического и социального развития. В рыночных условиях ресурсы на экономическое и социальное развитие выделяются не из бюджета, а привлекаются из различных источников. Поэтому при составлении программ необходима тщательная проработка множества вопросов, в их числе: схема привлечения средств, система страхования инвестиционных и коммерческих рисков, оценка конкурентоспособности намечаемой к производству продукции, формирование механизмов корректировки программы на случай изменения конъюнктуры на рынке, срыва сроков выполнения того или иного осуществления программы, неполного ее финансирования и т. д. В настоящее время в Российской Федерации 20% от всех действующих программ направлены на развитие рынка недвижимости. Одним из главных способов привлечения средств в развитие рынка недвижимости являются разработка и реализация системы программ федерального и регионального значения. Все программы можно разделить на 3 категории: федеральные целевые; региональные, действующие в рамках федеральных целевых; региональные, действующие только на территории отдельного региона. Наиболее активно рынок недвижимости (в том числе жилищное строительство) развивается в республиках Башкортостан, Коми и Татарстан, в Белгородской, Брянской, Московской, Нижегородской, Орловской, Смоленской областях, в Нижнем Новгороде. Для реализации современных программ используются различные источники финансирования — как внебюджетные средства, так и различные формы государственной поддержки граждан и юридических лиц. Программы экономического и социального развития на рынке недвижимости, в частности жилья, разработаны в настоящее время по следующим основным направлениям: 1. Определение путей долгосрочною развития экономических процессов в той или иной сфере рынка недвижимости. Главной федеральной целевой программой в области развития жилищного строительства в России является федеральная целевая программа «Жилье» в которой определяется долгосрочная государственная жилищная политика в новых экономических условиях и предлагается комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы. Федерально-целевой программе «Жилье» придан статус национальной. Она включает в себя федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 гг., национальный проект «Доступное, комфортное жилье — гражданам России на 2006-2010 гг.» (в 30 раз увеличит число граждан, имеющих возможность взять кредит). Основой национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» является федеральная целевая программа «Жилище». Она включает в себя четыре подпрограммы: обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение жильем молодых семей; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Реальные средства пойдут по двум направлениям: па стимулирование спроса и на стимулирование предложения. Первый путь — это ипотечное кредитование и дотации малоимущим слоям населения. Второй — механизмы, регламентирующие продажу земли и ее инженерную подготовку. Программа ФЦП «Жилье» но обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой не имеет аналогов в истории страны. Она предусматривает две формы государственной поддержки застройщиков: предоставление гарантий РФ и субсидирование процентов по банковским кредитам. Программа рассчитана на период 2002-2010 гг. и делится на несколько этапов, ответственным за реализацию которых является федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу — Росстрой. Результатом реализации программы должно стать решение следующих задач: - создание комплексной и качественной правовой базы для осуществления жилищной реформы; - изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования, типам зданий (сооружений) и технологиям их возведения; - рост темпов жилищного строительства и реконструкции жилья; - приведение структуры и технических характеристик жилья в соответствие со спросом и потребностями населения; - повышение качества жилищного строительства; - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством РФ, в соответствии с объемом государственных обязательств. 2. Развитие конкуренции па рынке недвижимости. В Брянской области в рамках региональной программы эффективно используются средства на формирование рынка жилья как условия перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы, стимулируется развитие производственной базы жилищного строительства и обустройство районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры. 3. Формирование и стабильное функционирование вторичного рынка жилой недвижимости. В Республике Коми действует программа, направленная на кредитование населения с использованием ресурсов банков на вторичном рынке жилья. 4. Развитие отдельных территорий. В Ленинградской области реализуется план застройки вокруг кольцевой автомобильной дороги в соответствии со специально разработанной региональной программой. 5. Развитие малоэтажного строительства объектов недвижимости. В Московской области действует региональная государственная программа «Комплексное освоение территорий (малоэтажное строительство)», нацеленная на организацию малоэтажного строительства «под ключ». В результате реализации программы предполагается внедрить в Московской области легкокаркасные системы малоэтажных домов, которые в перспективе составят отдельный сектор рынка недвижимости. 6. Формирование предпосылок для развития рынка недвижимости в сельской местности. Особенностью развития строительства жилых объектов недвижимости в Белгородской области является предоставление государственным учреждением «Фонд развития жилищного строительства и социальных инвестиций» ипотечных кредитов с правом натуральной формы возврата кредита и процентов (например, сельскохозяйственной продукцией). 7. Регламентация и правовое фиксирование особенностей развития объектов недвижимости в городах России, не имеющих статуса крупных. Для каждого малого и среднего города разрабатывается собственная структура источников финансирования развития рынка недвижимости. 8. Реализация концепции развития объектов недвижимости как источника блага для отдельных категорий граждан. Для обеспечения постоянным жильем семей военных, уволенных или увольняемых со службы, в настоящее время работает подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты» (программа «Жилье»). 9. Создание условий для привлечения российских предпринимателей в развитие рынка недвижимости. 10. Создание предпосылок для привлечения собственных средств населения на рынок недвижимости. Как видим из приведенных примеров, большая часть программ в России основана на приоритетности решения проблем и развития жилищного строительства. Такой подход обусловлен: - высокой значимостью жилых объектов недвижимости как определенного вида товара, удовлетворяющего одну из самых насущных потребностей человека — право на жилье, которая определена Конституцией РФ; - необходимостью принятия эффективных мер для разрешения социально-экономического противоречия в сфере строительства жилых объектов недвижимости, которое заключается в несоответствии материальных возможностей населения и ситуаций в России по обеспечению граждан доступным жильем; - низкой ликвидностью некоторых видов жилых объектов недвижимости в сельской местности из-за несоответствия между предложением и спросом на них. Влияние программ на остальные объекты недвижимости является косвенным и заключается в формировании благоприятных условий для актуального развития соответствующих секторов рынка недвижимости и создании предпосылок для улучшения уровня инвестиционного климата в том или ином секторе. В целом основные цели государственной жилищной политики: - создание условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище (Конституция РФ, ст. 40); - гарантия полных прав собственности в жилищной сфере; - содействие созданию рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их платежеспособным спросом; - создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов; - социальная защита малоимущих граждан (гарантия жилищных условий, соответствующих социальным стандартам); - обеспечение соблюдения стандартов безопасности проживания граждан в жилищах, качества продукции и услуг в жилищной сфере; - создание условий формирования эффективных рынков жилья, земельных участков под застройку жилищного строительства, стройматериалов, жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих производство продукции и услуги в соответствии со спросом потребителей. Для достижения названных целей необходимо решение следующих ключевых задач: - окончательное законодательное определение жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение (бесплатно или за доступную плату) жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных субсидий на приобретение жилья, оплату жилья и коммунальных услуг; - обеспечение эффективной системы управления жилищным фондом, основанной в основном на бездотационном хозяйствовании рыночных субъектов, действующих на конкурентной основе; - повышение надежности и эффективности функционирования коммунальной инфраструктуры в жилищном секторе; - создание условий для приведения структуры жилищного строительства и производства стройматериалов в соответствии с платежеспособным спросом; - формирование условий для развития рынка земельных участков под жилую застройку, создание правовых принципов регулирования землепользования и застройки; - переход к активной инвестиционной политике с привлечением внебюджетных источников финансирования строительства и содержания жилья; - снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда; - развитие системы жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, совершенствование механизма предоставления компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг; - внедрение системы ипотечного жилищного кредитования; - внедрение механизма обязательного страхования жилья; - совершенствование налогообложения в жилищной сфере с использованием механизмов рыночной оценки; - организация и поддержка деятельности товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов; - содействие развитию предпринимательства в сфере жилой недвижимости. Главная роль в реализации поставленных задач в рамках жилищной политики отводится рыночным субъектам деятельности, как производящим товары и услуги в жилищной сфере, так и обеспечивающим инфраструктуру рынка недвижимости. Принятие законодательных и нормативно-правовых актов, реализация мер кредитно-финансовой, налоговой, антимонопольной политики должны быть направлены на устранение барьеров на пути конкуренции и вхождения на рынок новых предпринимателей, поддержку развития малого предпринимательства и снижение рисков предпринимательской деятельности на рынке недвижимости.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |