КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Model Text
If they asked me to cut my hair I'd grow it long. If they told me to tide up my room. I'd make a mess. If they ordered me to study harder I'd bum my books. But the trouble is that they leave me alone and I hate them for that.
После чтения стихотворения учащиеся на основе текста-опоры пишут свои стихи, используя условные предложения в творческой деятельности. If they asked me... I'd... If they told me... I'd... If they ordered my... I'd... But the trouble is that... And I... Собственно стихи по модели могут писать даже малыши, например [25]: Ich arbeite Ich fahre Du arbeitest Du fahrst Er arbeitet Er fahrt Sie arbeitet Sie fahrt Wir arbeiten Wir fahren Ihr arbeitet Ihr fahrt Sie arbeiten Sie fahren Und wer hilft? Wohin? Большой простор для развития творческих способностей при работе с грамматическим материалом представляет конкретная поэзия и грамматические песни. Перечисленные виды работы обеспечивают употребление учебного грамматического материала, под которым подразумевается применение фактически уже усвоенного грамматического явления, реализация продуктивного грамматического навыка, когда внимание ученика направлено на содержание высказывания в контексте диалогической или монологической речи. При этом грамматический навык в речевом умении развивается, совершенствуется.
Рецептивный грамматический навык — это синтезированное действие по узнаванию грамматической формы и соотнесению ее со значением. Формирование рецептивного грамматического навыка осуществляется через упражнения в овладении рецептивной грамматикой, лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе. Узнавание грамматических форм предполагает овладение ее информативными сигнальными признаками, количество которых ограничено в связи с небольшим объемом пассивной грамматики в каждом языке. Рецептивная грамматика усваивается на основе тех же методов, что и активная. Для ознакомления широко используются алгоритмы, но не более двух шагов. Тренировочные упражнения направлены на автоматизацию узнавания грамматического явления по его информативным признакам, например: • на определение типа предложения и форм сказуемого • на вычленение из текстов предложений соответствую • на шифровку и дешифровку грамматических явлений; • тесты на распознание омонимичных форм/функций гла • упражнения в преобразовании контекстной формы в сло Все упражнения для усвоения рецептивной грамматики должны проводиться в быстром темпе, чтобы приучить учащихся улавливать информационные признаки синхронно с чтением текста. Грамматический навык не только приобретается, но и утрачивается. Поэтому важна работа по систематизации и повторению грамматического материала. Методисты выделяют два способа систематизации: чисто грамматический и лекси-ко-грамматический. Первый позволяет систематизировать грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению филологического опыта учащегося. Использовать для такой систематизации можно контурные карты, предлагаемые авторами учебника по методике обучения ИЯ в средней школе [70, с. 87-88]. В контурных картах в виде таблиц заполняются рубрики, соответствующие опыту учащихся на сегодняшний день. «Белые пятна» в контурной карте указывают на перспективу дальнейшего овладения этой грамматической формой на последующих занятиях, а возможно и на последующем этапе обучения (табл. 5).
Таблица 5 Временные формы глагола
Таким образом, контурная карта выступает как инструмент систематизирующего повторения. На раннем этапе обучения ученики могут вести «Знайкину тетрадь» или «Мой компьютер», в которых они записывают грамматические структуры и их грамматические формы в виде схем, рисунков и т. п. Чисто грамматическая систематизация языковых явлений проводится периодически, когда накапливается материл для обобщения. Лексико-грамматическая систематизация может проводиться постоянно, так как с каждой порцией новых слов может актуализироваться само правило, уже известное учащимся, совершенствоваться грамматический навык в рамках известной грамматической категории. Такая систематизация носит сквозной характер, создает ситуацию постоянного подкрепления, что придает устойчивость и прочность грамматическому навыку.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика ИЯ, под которой подразумеваются грамматические явления (преимущественно синтаксического уровня), функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми — непременное условие успешного участия в устно-речевом общении на ИЯ. Что касается овладения коммуникативной грамматикой ИЯ, то оно базируется на коммуникативном ядре ИЯ (см. гл. 10), которое является своеобразным донором для разработки и выполнения комплекса коммуникативно направленных • грамматических упражнений, обеспечивающих усвоение активного грамматического минимума. Впрочем, в методике уже давно отмечается, что «грамматические упражнения должны иметь коммуникативную значимость» [77, с. 392], что «коммуникативность упражнений, во-первых, задается с помощью инструкций к упражнениям, во-вторых, путем подбора фраз, которые могут быть использованы в реальной жизни, в-третьих, с помощью создания соответствующих ситуаций» [77, с. 293].
Характерной особенностью коммуникативной грамматики ИЯ для учащихся начальной и основной школы является то, что во-первых, источником отбора иллюстративного материала для серии грамматических упражнений служат хорошо усвоенные инициирующие и реагирующие реплики ДЕ, которые составляют коммуникативное ядро ИЯ для каждого класса, во-вторых, серии грамматических упражнений, предназначенные для овладения тем или иным грамматическим явлением, обеспечивает формирование у учащихся как продуктивных, так и рецептивных грамматических навыков, в-третьих, серии грамматических упражнений обязательно завершается грамматически направленными коммуникативными этюдам, которые представляют собой модель иноязычного устно-речевого общения [80]. Контроль сформированности в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающее качество высказывания. Не следует исправлять в процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию речи. Для контроля используются и специальные упражнения, например на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию. Знание грамматических форм контролируется упражнениями на преобразование одной формы в другую и т. п. Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания (в основном письменно) свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических навыков являются ролевые игры, в процессе проведения которых внимание учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная сформи-рованность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане ролевые игры выполняют и диагностическую функцию. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение следующих понятий: «активный и 2. Определите, какой методический подход к обучению ино 3. Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение грам 4. Изучите принципы отбора рецептивного грамматичес 5. Определите преимущества и недостатки индуктивного 6. Проанализируйте примеры грамматических упражне 7. Подберите примеры упражнений различных типов и
Литература к разделу III
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Програм 2. Андреев О.А., Хромав Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: 3. Баранников А.В. О введении иностранного языка во II 4. Биболетова М.З., Добрынина Н.В. Ленская Е.А. Книга 5. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому язы
6. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, 7. Бим И.Л. и др. Аттестационные требования к владе 8. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как актив 9. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуника
10. Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучаю 11. Бужинский В.В. Работа над английским произношени 12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Что значит — учить читать? 13. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределе 14. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию 15. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в 16. Веренинова Ж.Б. Обучение английскому произношению 17. Вопросы контроля обученности учащихся иностранно 18. Гальперин П.Я. К изучению иностранных языков // На 19. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иност 20. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Организация учебно 21. Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обу
22. Грибанова К.И. Обучение письменной речи на начальном 23. Грузинская И.А. Методика преподавания английского 24. Долгова Л.А. Контроль монологической речи в 4-7 клас 25. Евсикова А.Н. Проблема выделения основной единицы 26. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и при 27. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей пони 28. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностр. языки в школе. 1996. № 5. С. 20—22. 29. Еремина О.П., Ижогина Т.И. Книга для учителя англий 30. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.:
31. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения гово 32. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным язы 33. Игнатьева Е.В., Якушина Л.З. К отбору и распределе 34. Информационно-методическое письмо о новой системе 35. Канаева В.М., Борисенко И.Н. Книга для учителя фран
36. Клычникова З.И. Психологические особенности обуче 37. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. пси 38. Кузовлев В.П. и др. Английский язык: Кн. для учите 39. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход 40. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русско 41. Леонтьев А. А. Некоторые вопросы обучения речи на 42. Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолинг 43. Леонтьев А.А. Методика. М.: Русский язык, 1988. 44. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл. 45. Логунова СВ. Деятельностный аспект осознанного ран Иностр. языки в школе. 1997. № 3. С. 4-9. 46. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975. 47. Любарская А.А. Методика преподавания французского 48. Маслыко Е.А. Иноязычное общение в интенсивном обу 49. Методика обучения иностранным языкам в средней шко 50. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимо 51. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письмен
52. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному 53. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения фрнацузс- 54. Михайлова О.Э., Шендельс Е.И. Справочник по грам 55. Негневицкая Е.Н. и др. Книга для учителя к учебному 56. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. СПб.: 57. Общая методика обучения иностранным языкам в сред 58. Пантина Н.С. Опыт психолого-педагогического програм 59. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным 60. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней шко 61. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноя 62. Плотников С.Н. Книжность как феномен культуры (ма 63. Практикум по методике преподавания иностранных язы 64. Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английс 65. Программа к курсу «Введение в русскую словестность», 66. Программы общеобразовательных учреждений. Иност
67. Программа для средней общеобразовательной школы. 68. Развивающая педагогика (техника учения и обучения). 69. Рогова Г.В. Письмо в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 1978. № 6. С. 86-94. 70. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным язы '71. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения анг-лийскоНу языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учитилей и студентов пед. вузов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2000. 72. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знако- 73. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения: Кн. 74. Светловская Н.Н. Позиция / Начальная школа, 1999. 75. Свинцов В.М. Логика: Учебник для вузов. М.: Высш. 76. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным язы 77. Теоретические основы методики обучения иностранным 78. Утехина А.Н. Драматизация сказки в раннем обучении 79. Филатов В.М., Дикалова Т.А. Книга для учителя не 80. Филатов В.М. и др. Коммуникативная грамматика анг 81. Чернявская Л.А. Проблема средств обучения иноязыч
82. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в 83. Шейлз Дж. Коммуникативность в обучении современ 84. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. 85. Щукина Ю.Д. Обучение письму // Иностр. языки в шко 86. Miiller Beate — Karpe- Kreatives Schreiben — aber wie? // 87. Becker, Irmgard. Mit Hortexten arbeiten. Ein Lehrpro- 88. Dahlhaus Barbara. Fertigkeit Horen. Fernstudieneinheit 5. 89. Ehlers S. Lesen als Verstehen. — Fernstudieneinheit 2. — 90. Freudenreich D. Rollenspiellernen fur Kinder u. Erzieher. 91. Funk H. Sowieso 1. Deutsch als Fremdsprache fur 92. Helbig G. Wieviel Grammatik braucht der Mensch? In: 93. Jonen-Dittbar B. Ich sehe was, was du nicht siehst// Primar, 1997. № 15. 94. Laveau I. Sach-und Fachtexte im Unterricht. Methodisch- 95. Livingstone C. Role play in Language Learning. London: 96. Schatz H. Seminargestaltung mit der Fernstudieneinheit 97. Smith F. Understanding Reading, New York, Rinehart 98. Stegner J. Horen — Sprechen — Intonation. Integrierte
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |