Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К. Маркс




 

Согласно Карлу Марксу частная собственность на средствапроизводства (то благодаря чему можно преобразовывать природу — например, инструменты или целые фабрики, дороги, сырье) приводит к разделению общества на классы.

 

На основании учения Маркса Ленин дает определение классов. Это «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин.В.И. Великий почин).

 

Получается два основных класса: собственники средств производства и те, кто вынуждены на них работать.

 

Если первобытно-общинное общество в котором не было частной собственности было бесклассовым, то последующие экономические стадии общества являются классовыми. В рабовладельческом обществе - класс рабовладельцев и рабов, в феодальном — феодалов и крестьян, в капиталистическом — буржуазии и пролетариата.

Обществом будущего должен стать коммунизм (от лат. commūnis — «общий»), где не будет частной собственности на средства производства (они должны принадлежать всему обществу) и соответственно исчезнет классовое деление.

 

формации первобытно-общинная рабовла-дельческая феодальная капиталис-тическая коммунизм
вид собственности на средства производства общественная частная частная частная общественная
основные классы нет рабы рабовладельцы феодалы крестьяне буржуазия пролетариат нет

 

 

С частной собственностью связана идея Маркса об отчуждении труда.

Неравномерное распределение благ, сосредоточение средств производства у одних, приводит к тому, что эксплуатируемый класс вынуждается работать для того, чтобы выжить, и при этом отрывается от результатов своего труда. Это противоречит творческой сущности человека (когда он трудится в удовольствие, побуждаемый собственными интересам).

 

Например, если студентку Василису вынуждают ходить на уроки физкультуры, то она может чувствовать отчуждение, занимаясь физической активностью не ради себя, а по принуждению. Не говоря уж о каких-нибудь навязываемых хозяйственных работах, будь то прополка или покраска.

 

Маркс: «…труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя» (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года)

 

Казалось бы, наоборот, частная собственность должна обеспечить человека свободой творчества и деятельности. Но это доступно лишь классу собственников, да и они по Марксу являются заложниками экономической системы, где необходимо поддерживать конкурентоспособность и извлекать прибыль. Остальные же обречены на рабский и противный им труд.

 

Маркс развивает проблему отчуждения вслед за немецким философом Людвигом Фейербахом, который анализировал религиозное отчуждение. Согласно Фейербаху человек сам порождает бога, наделяет его могуществом и начинает зависеть от него и поклоняться ему. То есть человек отчуждает от себя какие-то собственные качества в пользу бога.

 

Маркс замечает: «Религия – есть опиум народа» (Маркс К. К критике гегелевской философии права) т.е. обезболивающее, то, что облегчает тяжелую жизнь людей.

 

Маркс видит религиозное отчуждение как следствие экономического.

 

Особенностью философии Маркса является то, что экономические процессы являются базисом общества, а политическая, духовная и другие сферы общества являются надстройкой, т.е. религия, искусство, государственное устройство зависят от экономического уклада общества. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.