КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К кассовым операциями относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличной валюты России
План чтения лекции по курсу «Финансовое право» (на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)
Тема 11/1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ. Учебные вопросы: 1.Понятие денежного обращения и механизм его правого регулирования. 2. Денежная система Российской Федерации. 3. Правила осуществления кассовых операций Время: 2 часа Место: лекционный зал (2-й корпус) Литература: 1.Конституция РФ. М. 1993. 2.Бюджетный кодекс РФ от 31.08.1998. 3.Положение “О территориальных учреждениях Банка России” от 29.07.1998 г № 46-П. 4.Типовое положение “О расчетно-кассовых центрах Банка России”, утверждено Приказом ЦБ РФ от 7.10.1996 № 336. 5. Положение “О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ”,Приказ ЦБ РФ от 5.01.1998. № 14-П 6. Положение “О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ” Приказ ЦБ РФ от 25.03.1997. № 02-101. 7.Федеральный закон “О центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10.07.2002. № 86-ФЗ. 8.Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 2.12.1990. № 395-1 (в ред. от 21.03.2002). 9. Карасева М.В. Финансовое право. М., 2002. 10. Финансовое право. Учебник/ под ред.О.Н. Горбуновой. 2002. 11. Грачёва Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право М., 2003. 12. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть в 2-х т. Под общей ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002.
Содержание учебных вопросов 1 вопрос.Понятие денежного обращения и механизм его правого регулирования Деньги - это категория, присущая товарному производству, они играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг, называется денежным обращением. В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения – систему обращения металлических денег (биметаллизм и монометаллизм) и систему обращения кредитных и бумажных денег. Система обращения металлических денег закончилась в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. С 30-х годов XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К ее отличительным чертам следует отнести: господствующее положение кредитных денег; демонетизацию золота, т.е. уход его из обращения; отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания; усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства; значительное расширение безналичного оборота. Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает собою всю финансовую систему. Денежное обращение отражает направленные потоки денег между ЦБ РФ и иными кредитными организациями; между самими кредитными организациями; кредитными организациями и хозяйствующими субъектами; между банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между банками и иными институтами финансовой системы; между финансовыми институтами и физическими лицами. Общественные отношения, складывающиеся в ходе денежного обращения, регулируются правом и, в первую очередь, финансовым правом. Регулирование денежного обращения является одной из основных задач ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” предусмотрено, что “Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...” (ст. 43). Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет. В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам. В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным банком РФ. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют1. Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами: 1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках; 2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк; 3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; 4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица; 5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства 2. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, федеральные законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июня 2002 г., “О банках и банковской деятельности” в редакции от 21.03.2002 г., иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии с п. “ж” ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено “установление правовых основ единого рынка;... денежная эмиссия”, а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии (п. “в”). Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия. Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране. Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой. В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г. Первая денежная реформа была вызвана необходимостью создания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой. Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено ослабленностью денежной системы во время Великой Отечественной войны, а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных на оккупированные территории германскими властями. Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1.Фактически в незавуалированной форме имело место изъятие денег у населения. В 1961 г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1997 г., при этом номинал денежных знаков и система цен сокращались пропорционально в тысячу раз. Срок обмена денег составил один год и старые деньги находились в обороте наравне с новыми. Таким образом, целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики1.
2 вопрос. Денежная система Российской Федерации.
Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов. В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элементы: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3) организацию наличного денежного обращения. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ. Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” данное понятие несколько уточнено и понятием “валюта Российской Федерации” охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центрального банка РФ и монет; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании, соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства1. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается. Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается на Московской валютной бирже и публикуется Центральным банком. Валюта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на деньги нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. При обмене банкнот и монет на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года. Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны. Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет— на казначейства. Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, которая в свою очередь регулируется Центральным банком страны. Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”. Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центральным банком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система. Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении. Если сумма поступлений наличных денег на счете банка превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в размере не выше его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие. В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34): — прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; — установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; — установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; — определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые находят свое выражение в Конституции РФ, в федеральных законах “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”от 10.07.2002 г., “О банках и банковской деятельности” от 21.03.2002 г., в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативных правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу вопросов в сфере денежного обращения.
3. Правила осуществления кассовых операций
В целях ограничения налично-денежного обращения в стране Указом Президента РФ “О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения” от 14 июня 1992 г1. было установлено, что все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы: — обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; — должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; — могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; — обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных деньги в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка; — имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. В соответствии с ограничениями по осуществлению расчетов в наличной форме ЦБ РФ установил порядок ведения кассовых операций предприятиями, организациями на территории России. Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо. Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, который устанавливает банк, обслуживающий данное юридическое лицо. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах правительства или Банка России. Действующие правила обеспечивают юридическому лицу возможность использовать часть своих средств в виде наличных денег. При этом наличные деньги, выдаваемые из учреждения банка, должны расходоваться предприятием только на те цели, на которые они получены. Важнейшим юридическим фактом при осуществлении кассовых операций является лимит кассы. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги только в пределах лимитов и использовать деньги из выручки в пределах норм, устанавливаемых учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий и организаций. Без ограничения лимита могут расходоваться наличные деньги: предприятиями, имеющими постоянную денежную выручку, включая предприятия розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания, на оплату труда; выплату пенсий; на закупку сельхозпродукции и другие расходы, если эти расходы отвечают целям, предусмотренным в их уставах или иных заменяющих их документах. Однако такие предприятия не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги для оплаты труда и на другие цели до наступления сроков выплат. В отдельных районах, где нет учреждений банков, допускается выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянные денежные поступления, на нужды других предприятий на основе договора между предприятиями по согласованию с учреждениями банков, обслуживающих эти предприятия. Наличные деньги сдаются предприятиями в кассы банков, инкассаторам, в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в учреждения банков, предприятиям связи для зачисления на счета в учреждениях банков. Каждому предприятию и организации по согласованию с их руководителем банками устанавливаются порядок и сроки сдачи выручки. Выдача наличных денег из касс банка предприятиям и организациям производится с их счетов исключительно по денежным чекам установленной формы, и только в случаях, предусмотренных законодательством и банковскими правилами. В соответствии с ними выдача наличных денег предприятиям и организациям может производиться только для расчетов по заработной плате, других расходов по оплате труда, выплате стипендий, пенсий. Наличные деньги выдаются также на закупки сельскохозяйственной продукции. Допускается получение наличных денег предприятиями (организациями) для производства текущих расходов в сумме, определяемой по согласованию с обслуживающим банком. Расчеты с рабочими и служащими по заработной плате, премиям, командировочным и хозяйственным расходам и т.п. владелец счета обязан производить через своего кассира или лицо, исполняющее обязанности кассира. Выдавать чеки отдельным работникам для получения причитающихся им денег непосредственно из банка запрещается, за исключением случаев отсутствия у владельца счета собственной кассы. Выдача денег предприятиям и организациям на выплату заработной платы производится учреждениями банка в сроки, установленные соответственно коллективными договорами, постановлениями правительства, распоряжениями министерств, центральных учреждений, а также указаниями Центрального банка РФ. Учреждения банка получают от предприятий сведения о сроках выплаты заработной платы, предусмотренных коллективными договорами. Указанные данные сообщаются предприятиями в представляемых кассовых заявках.
Правила осуществления кассовых операций. Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу, т.е. специально оборудованное помещение. Это помещение должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, запрещается. Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан ознакомить кассира с порядком ведения кассовых операций, после чего с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия. С этим работником также заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Следует учитывать, что в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Доцент кафедры финансового и предпринимательского права П-к милиции ____________________ А.А. Морозов
«__» января2007 г.
1 См. Карасёва М.В. Финансовое право: Учебник. М., 2002.С.537-538. 2 См.: Финансы, деньги, кредит / Под ред. О-В. Соколовой. С. 55.
1 См. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник. М., 2002. гл.IX.
1 ВВС. 1992. № 46. Ст. 2542; 1999. № 1. Ст. 1; № 28. Ст. 3461; Российская газета. 2001. 6 июня.
1 ВВС. 1992. №25. Ст. 1418.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |