КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы РТЗ
Механика РТЗ Этапность РТЗ 1. Постановка задачи технического творчества. 2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития. 3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений. 4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования. 5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы. Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.
Выяснив все об инерции мышления, можно исследовать саму механику творческого процесса. Сложная задача всегда ставится в терминах, обладающих инерцией и скрыто подталкивающих мысль в направлении, противоположном тому, где лежат новые идеи. В АРИЗЕ существует следующая схема решения ИЗ. 1) А^Б^В^Г Каждая буква может обозначать, например, часть структуры организации, а стрелки между буквами символически указывают на существующую между этими частями связь. В результате первой фазы данная связь слегка ослабляются, расшатываются. А – Б – В – Г 2) Человек почти не думает о задаче. Но тут проявляется положительная роль инерции мышления. По инерции расшатанные связи между частями продолжают ослабляться и постепенно совсем рвутся: А Б В Г 3) Теперь исполнитель может легко переставлять части, менять характер связи между ними и т. д. В результате (без особого труда) возникает новая формула объекта: В^А^Г^Б Если субъект работает бессистемно, ему нужно много времени на разрыв привычных «связей». Специалист делает процесс разрыва осознанным и планомерным. 1) Метод «мозгового штурма». Предложен американским ученым А.Ф. Осборном. Базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей. Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. 2) Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется закономерностях и принципах: а) руководитель группы, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. Способность к творчеству руководителя создает условия эффективного РТЗ; б) принцип доверия творческим силам и способностям обеих сторон участников; в) использование оптимального сочетания интуитивного и логического (применение правил запрета критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей). 3) Метод эвристических (ключевых) вопросов. Целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. 4) Метод многомерных матриц или метод «морфологического ящика», или метод «морфологического анализа». Новое – это часто иная комбинация известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинация известного с неизвестным. Метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений. 5) Метод свободных ассоциаций. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта участников. Допустим, вы являетесь руководителем консалтингового агентства. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы предлагаемых услуг, например: досудебное решение конфликтов. Слово «решение конфликтов» дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу. На основе возникших ассоциаций генерируются следующие идеи: - необходимо шире рекламировать услуги среди молодежи; - для рекламы необходимо привлекать студентов; - необходимо чаще публиковать рекламу в изданиях, которые читает молодежь и т.д. 6) Метод инверсии ориентирован на поиск идей РТЗ в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. М. базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, решение от конца к началу и т.д. Позволяет найти решение в безвыходной ситуации. 7) Метод эмпатии (метод личной аналогии). Исполнитель пытается мысленно поставить себя в положение другого: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом. Действует принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. 8) Метод синектики. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Первые - «операционные механизмы»: прямая, личная и символическая аналогия. В условиях применения М следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи). Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. 8) Метод организованных стратегий. Проблема РТЗ - психологические барьеры, инерция мышления, неспособность решающего уйти от очевидного способа и найти новый подход. В основе этого метода лежат: а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий РТЗ; б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |