Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и деятельность СЭБ




О

бщее управление всей системой обеспечения экономической безопасности предприятия должен обязательно осуществлять первый руководитель. Для успешного функционирования этой системы, координации усилий всех структурных подразделений на основе полного использования имеющихся на предприятии сил и средств, привлечения к решению задач безопасности каждого сотрудника предприятия создается служба безопасности. Ее начальник становится проводником концепции системы экономической безопасности, правой рукой директора, инициатором и исполнителем конкретных мероприятий. В этом случае все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм — систему экономической безопасности, которая в состоянии защитить структурные подразделения организации, ее сотрудников, сохранить и эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Особо хочется остановиться на роли первого лица в обеспечении экономической безопасности. Сам хозяин (директор), несмотря на существование Службы и ее начальника, все свои планы, решения, всю свою деятельность должен базировать как на

основе информационно-аналитической подпитки аппарата экономической безопасности, так и обязательно на сведениях, полученных им самим из собственных источников информации, каковыми должны быть, например, личные контакты с руководителями его уровня из аналогичных структур, следует использовать собственное умение черпать необходимые сведения из материалов СМИ, а также всевозможных других неофициальных или открытых источников.

Создание СЭБ требует тщательного учета индивидуальных особенностей вашего предприятия: его размеров, численности персонала, структуры, используемых технологий, производственных схем, действующих связей, особенностей циркуляции информации и т. д. Поэтому не ищите в литературе готовых описаний именно вашей Службы экономической безопасности, а постарайтесь осмысленно, творчески применить к своему предприятию изложенные здесь принципы ее создания, основанные на многолетнем опыте авторов.

Важно также понимать, что безопасность деятельности предприятия не может быть обеспечена изолированной работой какого-то одного, пусть даже самого что ни на есть специального подразделения. Сотрудники любого отдела, или склада, или гаража при исполнении собственных функциональных обязанностей в той или иной степени вносят свой вклад в обеспечение безопасности всей фирмы, не говоря уже о юристах или, например, специалистах по маркетингу.

Исходя из этого обстоятельства, вам необходимо, во-первых, определить соотношение тех составляющих СЭБ, которые будут выполнять специфические функции по обеспечению безопасности (например, охрана объектов), и тех. которые должны управлять процессом обеспечения функционирования других подразделений фирмы с точки зрения безопасности. Структура и состав этих подразделений СЭБ будет определяться в значительной степени размерами вашего предприятия.

Во-вторых, при определении структуры СЭБ надо также исходить из соотношения «затраты — эффективность», имея в виду возможность в той или иной степени использовать услуги имеющихся специализированных предприятий.

В зависимости от величины и мощности организации деятельность по обеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализована по-разному: от абонентного обслуживания силами специализированных агентств до полномасштабной службы компании с укомплектованным штатом.

Так, для защиты экономических интересов малых предприятий целесообразно в большей степени использовать субконтрактную систему заключения договоров на получение охранных, информационных, консалтинговых и других услуг соответствующих специализированных предприятий:

- регистрирующих органов;

- информационных агентств (проверка деловых партнеров и другие услуги по информационному обеспечению безопасности предпринимательства);

- центров конъюнктурных и маркетинговых исследований;

- рекрутинговых фирм (подбор и проверка персонала);

- частных охранных предприятий;

- охраняемых складов общего пользования;

- центров подготовки специалистов по экономической безопасности и т. п.

Возможно, что при такой организации работы какому-то конкретному предприятию окажется достаточно внимания директора к вопросам обеспечения безопасности, и он будет сам хорошо справляться с этими проблемами, даже без помощи заместителя.

В другом случае может быть необходимым введение должности заместителя директора по вопросам безопасности, который, сосредоточившись на этих проблемах, сумеет таким образом организовать и скоординировать работу имеющихся структурных подразделений и использовать возможности специализированных предприятий, что отпадет необходимость в создании собственной специальной службы.

Для среднего предприятия, исходя из соотношения «затраты — эффективность», возможно использование так называемой матричной схемы построения системы экономической безопасности, которую условно можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Функции структурных подразделений предприятия по обеспечению

экономической безопасности

  Анализ убытков, прогноз потерь Оценка партнеров и конку-рентов Защита материальных и финансовых средств Экспертиза и сопровождение контрактов Защита информации Подбор и проверка кадров
Юридический отдел Х Х   Х Х Х
Экономические службы Х Х   Х Х  
Отдел маркетинга   Х   Х Х  
Служба охраны     Х      
Отдел кадров           Х
Делопроизводство       Х Х  

 

Практически на всех предприятиях существуют структурные подразделения (юридическое, экономического анализа и маркетинга, связей с общественностью), отвечающие за подбор кадров, охран)- труда и технику безопасности, осуществляющие охрану материальных ценностей, пропускной режим и т. п. Однако подчинение их разным должностным лицам, заинтересованным только в решении локальных задач подразделения, отсутствие централизованного управления и координации действий станут причинами низкой отдачи от их деятельности в плане защиты экономической безопасности.

Матричная структура построения системы экономической безопасности предполагает использование существующих подразделений при сосредоточении контрольных и координационных полномочий в руках определенного должностного лица, например, заместителя директора по безопасности.

Для крупных предприятий, имеющих многочисленный персонал, высокорентабельное производство, применяющих высокие технологии, целесообразно создание собственной службы экономической безопасности с более сложной структурой (один из возможных вариантов структуры СЭБ представлен на схеме), включающей в себя несколько подразделений, которые, в совокупности, своей деятельностью обеспечивают решение задач по тем же четырем направлениям: охрана материальных ценностей, защита коммерческой тайны, работа по персоналу и обеспечение безопасности коммерческой деятельности.

В этом случае целесообразно при создании СЭБ пользоваться консультациями специалистов — бывших сотрудников правоохранительных органов или специальных служб, так как деятельность вашей Службы экономической безопасности во многом должна будет строиться на принципах работы этих учреждений.

       
 
 
 
   
 
 
 
 
   

 


Рис. 1. Структура службы экономической безопасности предприятия.

Для того чтобы организация службы безопасности имела юридическую силу ее основные положения должны быть зафиксированы в основополагающих правовых, юридических и организационных документах предприятия, базирующихся, в свою очередь, на законодательных нормативных актах, в число которых входят:

—Закон РФ «О безопасности»;

—Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:

—Закон- РФ «Об оружии»;

—Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»:

—Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

—Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

—Закон РФ «О собственности в РСФСР»;

—Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;

—Патентный закон РФ;

—Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»:

—Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»;

—Закон РФ «О государственной тайне»;

—Кодекс законов о труде (КЗоТ);

—Устав предприятия, коллективный договор, трудовые договоры, правила внутреннего трудового распорядка сотрудников, должностные обязанности руководителей, специалистов, рабочих и служащих.

Основополагающими документами, придающими юридическую силу организации и деятельности СЭБ. являются ее Устав, положения о структурных подразделениях, штатные расписания, должностные инструкции, инструкции по делопроизводству и др.

Какой бы большой ни была Служба, она не может существовать в автономном режиме, не используя возможностей других подразделений. Точно также и результаты ее деятельности не являются самоцелыо, а должны использоваться в служебной деятельности как руководством, так и, по его указанию, — подразделениями предприятия.

Для того чтобы в будущем все действия системы обеспечения экономической безопасности носили законный характер, позволяли защищать интересы предпринимателя вплоть до судебных инстанций, необходимо подкрепить ее надежной нормативной базой. Следовательно, начать надо с приказа по предприятию о создании Службы экономической безопасности, в качестве приложения к нему разработать положение о СЭБ, в котором должны быть четко расписаны цели ее создания на предприятии, функции и решаемые задачи, структура. Кроме того, положение должно содержать штатную расстановку (с указанием направлений деятельности подразделений) и функциональные обязанности сотрудников.

Если вашему небольшому предприятию для обеспечения безопасности не нужна специальная Служба, то и в этом случае необходим аналогичный приказ, в котором указывается, на кого возлагается общее руководство обеспечением экономической безопасности (и ответственность за него); кто и каким образом решает конкретные задачи; определяются принципы и формы взаимодействия между сотрудниками, привлеченными к этой деятельности и порядок информационного обмена в этих процессах.

Важно, чтобы каждый знал свою цель и свой маневр. Например, понятно, что в деятельности Службы безопасности необходимо участие юриста. Следовательно, если вы не планируете наличие собственного юриста в ее штатах, юридическое обеспечение деятельности Службы должно быть возложено на конкретного исполнителя не в виде общественной нагрузки, а в виде составляющей части его функциональных обязанностей и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.