Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторные работы по физике

- Фронтальные лабораторные работы.

- Значение лабораторных работ.

- Методика проведения фронтальных лабораторных работ.

- Приемы проведения лабораторных работ.

- Классификация лабораторных работ.

- Лабораторный практикум и экскурсии.

 

1. Фронтальная лабораторная работа - это такая форма занятий, при которой все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент на одинаковом оборудовании.

Впервые они введены были в программу в школах в 1927 году. С того времени менялось их содержание, тематика, разрабатывалась методика их проведения.

Бакушинский В.Н., Знаменский П.Д., Покровский, Зворыкин и др. «Физические лабораторные работы в средней школе» под редакцией Покровского. Первое издание 1951 год, последнее 1974.

- перечень лабораторных работ указан в программе

- они обязательно должны выполняться

- на л.р. отводится примерно 8-10% учебного времени

- фронтальные л.р. должны проводиться в тесной связи с изучаемым материалом, т.е. запрещается проводить в конце года, четверти, (иногда можно проводить и перед изучением новой темы).

- запрещается заменять лабораторные работы демонстрационными опытами.

Демонстрация вариантов лабораторной работыэ

 

2. Значение лабораторных работ.

1. Л.р. являются отражением в преподавании физики экспериментальных методов науки.

2. Л.р. обеспечивают активность и самостоятельность учащихся при их выполнении.

3. Л.р. развивают логическое мышление учащихся, а также творческое.

4. Л.р. развивают умения и навыки по культуре труда и в обращении с приборами. Развивают технические умения и изобретательность учащихся.

5. Л.р. осуществляют связь теории с практикой. При их выполнении происходит закрепление теоретических знаний.

6. Л.р. способствуют коллективному сотрудничеству всего класса.

7. | Для самостоятельного заполнения.

8. |

 

Примечания:

1. В соответствии со значением л.р. можно ставить образовательные, воспитательные и развивающие задачи на уроке.

2. Трудности:

- недостаток приборов в школе (можно обмениваться с другими школами)

- различие во времени выполнения л.р. разными учащимися (давать дополнительные задания учащимся за дополнительные оценки- т.е. дифференцированный подход). Но не в наказание дополнительные задания!!!

3. Методика проведения фронтальных лабораторных работ

Методика проведения фронтальных лабораторных работ включает в себя несколько моментов (или этапов):

- подготовка учителя

- подготовка учащихся

- подготовка лабораторной работы

- завершение и оценка

подготовка учителя

1. Формулирует задачи урока

2. Разрабатывает методику проведения л.р.

3. Определяет приборы, готовит их

4. Проделывает сам работу

5. Продумывает форму отчета учащихся

6. Планирует, какое задание должно быть дано учащимся для подготовке к л.р.

7. Планирует дополнительные задания во время проведения л.р.

8. Пишет рабочий план урока.

- подготовка учащихся

1. Беседа о правилах техники безопасности при выполнении л.р.

2. Журнал по технике безопасности (учащиеся расписываются в нем).

3. Уголок в кабинете физики (вывешиваются правила по т.б. при выполнении л.б.)

4. Вступительная беседа по проведению л.р.

- Возможна беседа и на предыдущем уроке

5. Изучении дома инструкций

- проведение лабораторной работы

Тетради ученики получают в классе.

- учитель управляет классом, чтобы был порядок.

- звенья из 2-х человек

- завершение

!!! Тетради по лабораторным работам на дом не выдаются. Собираются тетради в классе.

 

3. Классификация лабораторных работ

(по дидактической цели).

1. Л.р. по наблюдению и изучению физических явлений.

Примеры: наблюдение интерференции света (две стеклянные пластинки)

2. Л.работы по ознакомлению с измерительными приборами и измерению физических величин.

Примеры: измерение массы на рычажных весах, измерение силы тока и напряжения.

3. Л.работы по ознакомлению с устройством и принципом действия физических приборов и технических установок.

Примеры: сборка электромагнита (испытание его действия); микроскопа; изучение электродвигателя.

4. Л.р. по обнаружению и проверке количественных закономерностей.

Примеры: определение условия равновесия тел, изучение закона преломления света, закон отражения света, закон Бойля- Мариотта.

5. Л.р. по определению физических констант, физических характеристик веществ.

Примеры: определение плотности вещества, ускорения свободного падения, удельного сопротивления проводника.

 

5. Приемы проведения фронтальных лабораторных работ.

 

1. Проверочный прием

2. Иллюстративный

3. Эвристический

4.Исследовательский

 

1. Проверочный прием заключается в том, л.р. проводится после изучения теоретического вопроса и ученикам предлагается подтвердить изученное явление (проверить).

Проводится вводная часть-10-15 минут, т.е активизируются знания учащихся. Затем выполняется работа, чаще всего по инструкциям.

Этот прием наиболее общепринят, не требует большой творческой деятельности, а требует воспроизводящей памяти ученика.

2. Иллюстративный прием – тот, при котором л.р. сопровождают объяснения учителя, иллюстрируют его; причем, в своем лабораторном эксперименте ученики повторяют все те действия, которые делает учитель с таким же оборудованием, как у учащихся.

Этот прием незаменим при изучении правил эксплуатации приборов и выработке первичных навыков с ними.

Например:

Л.р. по изучению весов и правил взвешивания на них, при сборке электрических цепей, при изучении амперметра, вольтметра и правильном их включении в электрическую цепь.

3. Эвристический прием заключается в следующем: учитель, систематически давя указания учащихся, руководит простыми действиями учащихся, а затем своими вопросами направляет мыслительную деятельность учеников на анализ полученных из опыта данных и на формулирование законов.

Например:


 

 

 

4. Исследовательский прием - это такой прием, при котором ученики только получают задание, а пути его выполнения ищут сами и самостоятельно проводят все этапы экспериментального исследования, продумывают, какие нужны приборы.

В чистом виде исследовательский прием выполнения л.р. используется редко, чаще всего используется для индивидуальной работы с сильными учащимися.

Пример I:

Изучили

Подумайте, какие нужны приборы, чтобы проверить эту зависимость (или как можно определить ускорение свободного падения)

Пример II:

Как можно определить удельную теплоемкость цилиндра?

В кукую формулу войдет с? []
Что надо знать, чтобы найти с? [m,Q, Δt ]

Чтобы найти m, какие нужны приборы? [Весы]

Чтобы определить C какие нужны приборы? [Термометр]

Нам надо определить еще и Q, т.е. количество теплоты, которое требуется для нагрева или охлаждения цилиндра.

Значит, цилиндр надо нагревать или охлаждать?

Как мы можем нагреть цилиндр? [Со спиртовкой]

Устроит ли нас такой нагрев?

(Т.е. сможем ли мы определить Δt? При каком нагреве? И Q?) [Нет]

Как мы можем нагреть или охладить цилиндр, чтобы можно было определить Δt? [в воде]

А чтобы исключить потерю при передаче количества теплоты цилиндру или отдаче количества теплоты цилиндром воде?

Какой прибор необходим? [Калориметр]

 

Итак, относительно определения Δt вопрос решен!

А как еще мы будем делать работу, чтобы определить Q? Чем может быть Q?

(Ответ: 1. Q – это количество теплоты, переданное цилиндру,

2.Q – это количество теплоты, отданное цилиндру)

Предположим, что Q – количество теплоты, переданное цилиндру от воды, значит, что мы должны делать?

Нагреть воду и опустить в нее цилиндр???

Мы узнали Δt, а Q? [cцmц(t ц- θ) = cвm в (θ - tв)]

Пойдем другим путем! Цилиндр горячий (Из одной воды – t1)

Опустим в холодную воду – узнаем t2

А значит: Qотд = Qполуч (Отданное и полученное - водой)

cцmц(t ц- θ) = cвm в (θ - tв)

 

 

Экскурсии

 

 

Экскурсии - обязательная форма проведения занятий по физике. Количество часов определено программой (по 2 часа на каждый класс). Служат для усиления связи школы с жизнью, установления связи теории с практикой обучения.

В дореволюционной России в школе также практиковались экскурсии, но они были в природу.

На современном этапе, в связи с политехническим характером советской школы, экскурсии проводят и на производство. Тем самым обеспечивается:

- знакомство учащихся с практической деятельностью людей

- с физическими основами технологических процессов

- с организацией производства

- с условиями труда людей разных профессий

 

Экскурсии классифицируют:

 

 

По содержанию По учебным целям По характеру

 

 

- тематические - Предварительные -производственные

(однотемные); - Заключительные -в природу

- комплексные (обобщения) -музей и на выставки

(многотемные); -в лаборатории

НИ учреждений

При проведении экскурсии надо учитывать

1. Планировать заранее (дату(чтобы не было совпадения с другими предметами), место)

2. Цель – в соответствии с ней выбрать объект (чтобы было не просто созерцание экскурсии)

3. Увязывать с содержанием предмета проводимую (планируемая) экскурсию.

4. Желательно предусмотреть встречу с передовиками производства и заранее определить направление беседы с ними

(Т.е. идейно-воспитат. Работа и прогрессивная ориентация, должны естественно вливаться в экскурсии)

 

Проведение экскурсии

I. Подготовка учителя;

- детальное изучение объекта экскурсии;

- выделение объектов наблюдения;

- установление последовательности осмотра;

- определение содержания вступительной и заключительной беседы;

 

II. Подготовка учащихся к экскурсии

- вступительная беседа на уроке, предшествующая экскурсии, можно кинофильм;

- получение заданий от учителя;

- Правила на ТБ;

 

III. Проведение экскурсии ( 1-1,5 часа -6,7 класс; 2 часа – 8-10 класс )

- Объяснение учителя чередуется с паузами

- Записи учащихся, зарисовки;

- выяснение возможных вопросов у учащихся;

- встречи с передовиками производства;

 

IV. Итоги экскурсии

- приводится в систему все увиденное и услышанное (беседа по общим вопросам);

- Отчет о выполненных индивидуальных заданиях (схемы, расчетные задачи);

- обобщение учителя;

Можно проводить итоговую конференцию!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Характеристика эпохи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.