Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый

44.

Прямой порядок слов, т.е. порядок, передающий последовательный переход от темы к реме, считается стилистически нейтральным порядком слов. Стилистически значимый порядок слов возникает в результате инверсии, т.е. нарушения обычного порядка слов. Прямой порядок слов лишен экспрессии, инверсированный - экспрессивно окрашен. Эти стилистические качества порядка слов определяют их использование в текстах разной функционально-стилевой принадлежности. Так, стили научный, официально-деловой предпочитают прямой порядок слов; разговорная речь и речь художественная в избытке пользуются инверсией.

Поскольку при инверсии наблюдается смещение темы и ремы или их частей (порядок слов в предложении приходит в противоречие с его актуальным членением), то для восстановления, этого равновесия используются интонация, логическое ударение, компенсирующие утрату порядком слов его основной функции - указывать на развертывание мысли от темы к реме. При инверсии, таким образом, интонационно, при помощи логического ударения, происходит выделение смещенной ремы или ее частей и восстанавливается ее функциональная значимость в речи. Например: Сейчас я забыл слова этой песни. В памяти остались только первые две строки:

Звезда полей над отчим домом,

И матери моей печальная рука...

Особенно томительной и щемящей была эта «звезда полей» (Пауст.). Предложение В памяти остались только первые две строки имеет стилистически нейтральный порядок слов, т.е. прямой, несмотря на то, что обстоятельство в памяти и сказуемое остались находятся в препозиции по отношению к составу подлежащего только первые две строки. Такой порядок слов соответствует актуальному членению предложения: в памяти остались - тема; только первые две строки - рема. В предложении Особенно томительной и щемящей была эта «звезда полей» порядок слов инверсированный, так как рема особенно томительной и щемящей предшествует теме была эта «звезда полей» («звезда полей» - это то, что уже известно из контекста). Необычность расположения ремы (именной части сказуемого) подчеркивается логическим ударением, которое и сообщает этим словам значимость ремы. В предложениях Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Только воображение могло перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей (Пауст.) инверсии подвергнута рема только воображение, она логически выделяется. Это логическое выделение подсказывается не только содержанием впереди стоящего предложения, но и частицей только, стоящей перед подлежащим. Таким образом, даже последовательность подлежащее - сказуемое может считаться инверсией, если она противоречит последовательности тема - рема. Ср. прямой порядок слов: Действительность не могла дать этого Грину тотчас же. Перенести его в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей могло только воображение. Инверсия всегда связана с выделением, она сама по себе эмфатична, поэтому сообщает речи эмоциональную напряженность, экспрессию. Так порядок слов приобретает стилистическую значимость.

Инверсия - это не только необычное расположение темы и ремы. Она может наблюдаться внутри этих компонентов. Такая инверсия связана со структурой словосочетаний, которые включаются в состав предложения. Словосочетание имеет строго закрепленный порядок расположения компонентов, однако при функционировании в предложении может изменить свой словопорядок, подчинив его нуждам предложения, его акцентным свойствам, инверсивные словоформы обязательно получают логическое ударение, например: Судьбы свершился приговор! (Л.); Руку мне подал на прощанье (Ч.); Да, мы дружны были очень (Л. Т.); Девочек в это время позвали гулять подружки (Сол.); Толстые эти папиросы были сделаны из розовой бумаги (Пауст.); Книжками сын мой сильно интересуется (Н. Остр.). Ср.: приговор судьбы, подал руку, очень дружны, позвали девочек, эти толстые папиросы, интересуется книжками. Такая инверсия тоже стилистически значима, она способствует выделению важных деталей в описании. Хотя стилистические возможности такой инверсии достаточно ощутимы, они весьма ограниченны. Неоправданный инверсивный порядок слов может привести к искажению смысла, затемнению его, например: Санитарные посты оказывают первую доврачебную помощь пострадавшему на рабочем месте; Ленинградским филиалом института разработан новый дозатор воды с ручным управлением на базе водомера. Ср.: Санитарные посты оказывают пострадавшему первую доврачебную помощь на рабочем месте; Ленинградским филиалом института разработан новый дозатор воды на базе водомера с ручным управлением.

Стилистически оправданная инверсия зависимых компонентов словосочетаний, включенных в предложение, всегда подчеркнутая интонационно, экспрессивно окрашивает речь, сообщает ей то резкость и динамичность, то плавность и тягучую напевность.

Для ораторского стиля, например, характерен вынос в начало предложения, или вообще в препозицию, зависимой управляемой формы, рвущей естественные связи слов. Это создает публицистическую заостренность: Как испепеляюще | слов этих жжение | рядом | с тленьем | слова-сырца. | Эти слова | приводят в движение | тысячи лет | миллионов сердца (М.).

Постановка определений после определяемых слов создает поэтичность, напевность:

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре

(Ес.).

То же в прозе: Увидел он стены дубовые, рубленые (С. Гол.).

Риторическая приподнятость ощущается в самостоятельно употребляемых сочетаниях с постпозитивным определением. Газетно-публицистический стиль широко использует такую инверсию в заголовках: В степи казахской; Дары тайги дремучей; Поэт земли русской.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтаксическое и актуальное членение предложения. порядок слов и контекст | Грамматическая значимость порядка слов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.