Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7

Характер и проблемы формирования среднего класса в России.

ЛЕКЦИЯ

Паразитические представители класса Инфузории

Общая характеристика класса Инфузории

Паразитические представители класса Жгутиковые

Общая характеристика класса Жгутиковые

Тип Медицинская протозоология

План лекции:

1. Общая характеристика класса Жгутиковые

2. Паразитические представители класса Жгутиковые

3. Общая характеристика класса Инфузории

4. Паразитические представители класса Инфузории

 

 

 

Класс Жгутиковые (Flagellata) насчитывает около 8 тысяч видов. Они имеют постоянную форму тела. Снаружи от плазматической мембраны расположена тонкая оболочка - пелликула. Органоидами движения служат один или несколько жгутиков. Жгутики представляют собой выросты цитоплазмы, состоящие из тонких фибрилл, покрытых мембраной. У основания жгутика находится особый органоид - кинетопласт, представляющий собой видоизмененную митохондрию. У некоторых представителей класса жгутик проходит вдоль ундулирующей мембраны, представляющей вырост цитоплазмы. Она совершает волнообразные движения и служит дополнительным органоидом движения.

Паразитические жгутиковые - гетеротрофы, всасывают пищу всей поверхностью клетки. Размножение обычно бесполое, иногда половое в виде копуляции.

 

 

 

Медицинское значение имеют следующие представители класса.

 

Трипаносомы (Trypanosoma gambiense, Trypanosoma rhodesiense, Trypanosoma cruzi). На западе африканского континента встречается Trypanosoma gambiense, на востоке - Trypanosoma rhodesiense, вызывающие африканский трипаносомоз (сонную болезнь). В Южной Америке распространена Trypanosoma cruzi, вызывающая американский трипаносомоз (болезнь Шагаса). Морфологически данные виды паразитов идентичны.

Тело их изогнутое, сплющенное в одной плоскости, ссуженное на обоих концах, имеет один жгутик, который идет по краю ундулирующей мембраны. У основания жгутика имеется хорошо выраженный кинетопласт. Длина тела трипаносом 13-40 мкм, ширина - 1,5-2 мкм.

Жизненный цикл. Трипаносомоз - трансмиссивное заболевание с природной очаговостью. Переносчики возбудителя африканского трипаносомоза - мухи цеце, американского трипаносомоза - триатомовые клопы. При сосании переносчиком крови больного человека или резервуарного животного (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот) трипаносомы попадают в его желудок. Здесь они размножаются, проходят ряд стадий развития и затем накапливаются в слюнных железах. Заражение человека происходит инакулятивным путем. Возможно заражение при переливании крови и неоднократном использовании нестерильных шприцев.

Патогенез и клиника. Попав в организм человека, 9-10 дней трипаносомы обитают в подкожной клетчатке, затем накапливаются и размножаются в лимфатической системе и через 20-25 дней поступают в кровь и разносятся по организму. Преимущественная локализация трипаносом - спинномозговая жидкость, спинной и головной мозг. Продукты жизнедеятельности трипаносом оказывают токсико-аллергическое действие.

Инкубационный период от 1-3-х недель до 2-х и более лет. На месте укуса появляется трипаносомозный шанкр до 10 см в диаметре. Позже присоединяются поражения со стороны ЦНС: энцефалит, сонливость, прогрессирующее слабоумие, коматозное состояние. При отсутствии лечения часто наблюдается летальный исход.

Лабораторная диагностика. Основана на обнаружении трипаносом в мазках периферической крови, пунктатах лимфатических узлов, спинномозговой жидкости. Используются иммунологические реакции.

Профилактика. Личная - защита от укусов кровососущих насекомых, химиопрофилактика. Общественная - уничтожение переносчиков, выявление и лечение больных и паразитоносителей.

 

Лейшмании.

Дерматотропные -

Leischmania tropica (кожный городской лейшманиоз),

Leischmania major (кожный пустынный лейшманиоз),

Leischmania braziliensis (кожно-слизистый лейшманиоз).

Висцератропные -

Leischmania donovani и

Leischmania infantum (висцеральный лейшманиоз ).

 

Встречаются в Азии, Африке и Южной Америке.

Лейшмании имеют две морфологические формы: жгутиковую - в организме переносчика, и безжгутиковую - в организме хозяина. Размеры тела 3-5 мкм. Имеется один жгутик.

Лейшманиозы - трансмиссивные природно-очаговые заболевания. Специфический переносчик - москиты рода Phlebotomus, у которых паразиты размножаются в пищеварительном тракте и накапливаются в хоботке. Заражение происходит инакулятивным путем. Природными резервуарами для возбудителей дерматотропного лейшманиоза являются животные семейства псовые, для возбудителей висцеротропного лейшманиоза - мышевидные грызуны.

Патогенез и клиника. При висцеральном лейшманиозе инкубационный период длится от нескольких недель до 6-8 месяцев. Попавшие в организм человека паразиты захватываются макрофагами, теряют жгутик и переходят к внутриклеточному паразитированию. В клетках хозяина они интенсивно размножаются. После разрушения этих клеток они выходят в окружающие ткани и поражают здоровые клетки. Оказывая токсико-аллергическое действие, лейшмании вызывают значительное увеличение печени, селезенки и лимфатических узлов, поражают красный костный мозг.

При кожном лейшманиозе на месте укуса образуется специфическая гранулема. Позже формируется язва с приподнятыми краями.

При кожно-слизистом лейшманиозе поражается не только кожа, но и слизистые оболочки и даже хрящи (чаще всего поражаются нос, губы, глотка, гортань).

Лабораторная диагностика. Основана на обнаружении лейшманий в патологическом материале (пунктат костного мозга, лимфатических узлов, иногда печени или селезенки; содержимое язв). Применяются иммунологические методы.

Профилактика. Личная - защита от укусов кровососущих насекомых, вакцинопрофилактика. Общественная - выявление и лечение больных, уничтожение москитов, грызунов, бродячих собак.

 

Лямблия (Lamblia intestinalis) - возбудитель лямблиоза. Паразитирует только у человека. Распространена повсеместно. Обитает в верхнем отделе тонкого кишечника и в желчных ходах. Образует две жизненные формы: вегетативную и цисту. Вегетативная форма имеет грушевидное тело размером 10-18 мкм, 4 пары жгутиков, 2 ядра. На вентральной поверхности клетки имеется присасывательный диск. Цисты овальной или округлой формы, размер 10-14 мкм, содержит 4 ядра. Оболочка цисты толстая, прозрачная.

Патогенез и клиника. Инвазионной стадией при лямблиозе является циста. Заражение происходит при заглатывании цист с немытыми овощами, фруктами, с водой. Путь заражения алиментарный.

При массовой инвазии лямблии нарушают пристеночное пищеварение и всасывание, особенно жиров и жирорастворимых витаминов. Могут нарушать моторную и секреторную функцию кишечника и печени. Возможна закупорка желчных ходов. Продукты обмена паразитов вызывают аллергические реакции. Иногда заболевание протекает бессимптомно. Обычно наблюдается общее недомогание, тошнота, боли в правом подреберье, энтерит, иногда холецистит.

Лабораторная диагностика. Обнаружение цист лямблий в фекалиях или вегетативных форм в дуоденальном содержимом.

Профилактика. Личная - соблюдение правил личной гигиены. Общественная - выявление и лечение больных и цистоносителей, санпросвет. работа.

Трихомонады (Trichomonas hominis, Trichomonas vaginalis ). Распространены повсеместно.

T. hominis - паразит толстого кишечника. Тело овальной формы с заостренным выростом на конце. Размеры 5-15 мкм. От переднего конца отходят 4 свободных жгутика и один жгутик идет вдоль ундулирующей мембраны, которая доходит до заднего конца тела. В цитоплазме расположено одно ядро и пищеварительные вакуоли. Заражение происходит при несоблюдении правил личной гигиены через загрязненные руки, овощи, фрукты, воду. Патогенное действие кишечной трихомонады не установлено. Часто обнаруживается у здоровых людей. Может сопутствовать патологическим процессам, вызванным другими причинами. Лабораторная диагностика основана на обнаружении паразита в мазках фекалий.

T. vaginalis - возбудитель урогенитального трихомоноза. Локализуется в мочеполовых путях мужчин и женщин. По строению схожа с кишечной трихомонадой. Отличительными признаками служат более крупные размеры (до 30 мкм) и ундулирующая мембрана доходит только до середины тела. Заражение происходит половым путем, возможно заражение через нестерильный гинекологический инструментарий и перчатки.

Патогенез и клиника. Урогенитальная трихомонада поражает слизистые оболочки мочеполовых путей, вызывая воспалительные процессы. При остром течении у женщин наблюдаются зуд, жжение, обильные жидкие выделения. У мужчин часто бессимптомное носительство. Иногда возможны осложнения в виде уреатрита и простатита.

Лабораторная диагностика. Основана на обнаружении паразита в мазках из мочеполовых путей.

Профилактика. Личная - исключение случайных половых контактов. Общественная - выявление и лечение больных и паразитоносителей, контроль стерильности инструментов смотровых кабинетов.

 

 

Класс Инфузории (Infusoria) - это наиболее сложноорганизованные простейшие. Их тело покрыто пелликулой, имеет постоянную форму и размеры от 30 до 1000 мкм. и более. Органоиды движения - реснички. Между ресничками расположены трихоцисты - органоиды защиты и нападения. Питаются инфузории органическими частицами, бактериями и мелкими одноклеточными. Инфузории имеют предротовое углубление (перистом), ведущее в клеточный рот (цитостом) и глотку (цитофаринкс), откуда пища поступает в пищеварительную вакуоль. Непереваренные остатки выбрасываются через специальное отверстие - порошицу. Имеются две сократительные вакуоли усложненного строения - вокруг собственно вакуоли (центральный резервуар) расположены 5-7 приводящих канальцев. Удаляемые вещества сначала поступают в канальцы, а затем в центральный резервуар. Ядерный аппарат представлен макронуклеусом (вегетативное ядро), который регулирует обменные процессы, и микронуклеусом (генеративное ядро), которое принимает участие в половом процессе. Размножение бесполое и половое в виде конъюгации. При неблагоприятных условиях инфузории способны образовывать цисту.

 

Балантидий (Balantidium coli) - единственный паразит человека из класса Инфузорий. Распространен повсеместно. Локализован в толстом кишечнике человека и свиньи. Вызывает заболевание балантидиоз.

Тело балантидия овальной или яйцевидной формы; размеры 30-150 мкм

Х 40-70 мкм. На переднем конце тела расположен перистом, переходящий в цитостом и воронкообразную глотку. На заднем конце тела имеется порошица. Макронуклеус имеет бобовидную или палочковидную форму. Округлый микронуклеус находится у его вогнутой поверхности. Сократительных вакуолей две. Балантидий питается бактериями, пищевыми частицами кишечника человека, иногда эритроцитами и лейкоцитами. Образует цисты диаметром 45-65 мкм.

Патогенез и клиника. Резервуаром балантидиоза являются домашние и дикие свиньи. Животные выделяют цисты с фекалиями, загрязняя окружающую среду.

Вегетативная форма паразитирует в толстом отделе кишечника, преимущественно в слепой кишке. Заражение человека происходит при проглатывании цист с загрязненными овощами, фруктами, питьевой водой. Чаще балантидиозом болеют работники свиноферм и мясокомбинатов. В пищеварительном тракте из цист образуются вегетативные формы. Они внедряются в слизистую оболочку кишечника, выделяя фермент гиалуронидазу, разрушают ее и вызывают образование глубоких язв. Осложнениями балантидиоза (инфузорной дизентерии) могут быть прободение язв и абсцессы печени. В нижних отделах кишечника вегетативные формы инцистируются и выделяются с фекалиями наружу. Без специфического лечения летальный исход достигает 30 %. У некоторых людей наблюдается бессимптомное носительство (цистоносительство).

Патогенное действие обусловлено повреждениями слизистой оболочки кишечника и токсико-аллергическим действием продуктов обмена паразита. При острых формах болезни отмечается кровавый понос, боли в животе, рвота, недомогание, слабость, головная боль.

Лабораторная диагностика основана на обнаружении вегетативных форм и (или) цист паразита в нативном мазке свежевыделенных фекалий.

Профилактика. Личная - соблюдение правил личной гигиены. Общественная - выявление и лечение больных и цистоносителей, защита окружающей среды от фекального загрязнения, благоустройство и организация условий труда на свинофермах, санитарно-просветительная работа.

 

 

Беру жүйелерінің дамуы және түрлері

 

Мазмұны:

1. Ауа тораптары тізбектерінің алғашқы параметрлері;

2. Симметралы кабельдер тізбегі алғашқы параметрлері;

3. Ауа және кабельдік тізбектері толқындық параметрлері;

4. Құрылымдалынған кабельдер айнымалы жұбы алғашқы параметрлері;

5. Құрылымдалынған кабельдер айнымалы жұбы екінші параметрлері.

 

Ауа тораптары тізбектерінің алғашқы параметрлері

 

Ауа торабы - екі өткізгішті сым тізбегі. Алғашқы параметрлерді анықтағанда тізбектер оқшауланған деп саналады. Алғашқы параметрлер 1 км ұзындыққа жатқызады. Сонымен тұрақты тоққа кедергі анықтамасынан шығады ρ0 - меншікті кедергі, l – линия ұзындығы км-да, S - қиынды мм2.

Сонда 1 км екі өткізгішті сымдар тізбегі.

 

, (3.1)

d – сым диаметрі мм.

 

Кедергі металдық сымдар үшін температураға тәуелді:

R'0=R0 [1 + α'(t0-200) ], (3.2)

R0 - 20º С кедергі.

Екі өткізгішті сымдарда кедергі тұрақты тоққа [Ом/км] диаметрі d=4 мм болғанда:

дағдылы құрыш - 22 Ом/км,

жезді құрыш - 23,3 Ом/км,

жұмсақ жез - 2,8 Ом/км,

қатты жез - 2,84 Ом/км,

алюмини - 4,66 Ом/км,

биметалл (құрыш-жез) - 4 Ом/км,

Торап кедергісі жақындық эффект есебімен мынадай формуламен шешіледі

 

, (3.3)

 

функция F(x) – график түрінде көрсетіледі, x = | ka | = | k |, .

Екі өткізгішті сымдар бір текті дөңгелек өткізгіштермен индуктивтігі [28]

 

, Гн/км (3.4)

а – өткізгіш сымдардың өз ара қашықтығы, d – өткізгіш сымдары диаметрі, Q(x) - үстіңгі эффект есепке алынатын функция, оның графигі [1] көрсетілді, x = | k | d. Бірінші қосылғыш – бұл сыртқы индук­тивтік, екіншісі - ішкі.

Екі өткізгішті сымдар тізбегі сиымдылығы мына формуламен есептелінеді

 

, Ф/км (3.5)

ε r – ортаның салыстырмалы диэлектрикалық өткізгіштігі.

1,05 коэффициенті – ауа тізбектері үшін енгізіледі және изоляторды есепке алады. Бұдан көрінгендей сиымдылық жиелікке тәуелді емес.

Ауа тізбектері сымдары арасындағы оқшаулықтар өткізгіштігі көптеген факторлармен анықталады. Сондықтан оны эмпирикалық формуламен анықтайды:

G = G0+kf, См/км (3.6)

G0 тұрақты тоққа өткізгіштік, k – оқшаулық күиің есепке алатын кейбір коэффициенттер, ƒ – ауыспалы тоқ жиелілігі, Гц.

G0 ≈ 0,01·10-6 См/км, k ≈ 0,05·10-9 – құрғақ ауа райында.

G0 ≈ 0,05·10-6См/км, k ≈ 0,25·10-9 – ылғал ауа райында.

Симметралы кабельдер тізбегі алғашқы параметрлері

 

Кабельдердің ауа торабынан айырмашылығы, олардың ішіндегі тарамдардың ара қашықтығы сол тарамдардың диаметріне және көрші жұпқа дейінгі қашықтыққа пара пар. Сондықтан жақындық эффектісі үлкен рөль атқарады. Сонымен қатар барлық тарамдар түйіндері бұралады, себебінде тарамдар ұзындығы кабель ұзындығынан асып кетеді.

Кабельдік жұптың тұрақты тоққа кедергісі және ауа торабы үшін де осы формуламен есептелінеді, алайда бұрылған жағдайда ұзарғандығы есепке алынады, яғни

 

, Ом/км (3.7)

χ сым диаметріне D тәуелді өзгереді. Егер D =30÷80 мм болса, онда χ =[1,01÷1,07]. Кабельдік жұптың айнымалы тоққа кедергісі

 

, Ом/км (3.8)

 

Мұнда G (x) және Н (х) графикпен анықталады және сымдардың жақындығы есепке алынады. Р параметрі бұралу түрі:

Р=1 жұпты бұралуда (3.1 сүгірет)

3.1 Сүгірет – Жұпты бұралу

Р=2 қос жұпты бұралу (3.2 сүгірет)

3.2 Сүгірет– Қос жұпты бұралу

 

Р=4+ жұлдызды бұралу (3.3 Сүгірет)

 

3.3 Сүгірет– Жұлдызды бұралу

Δ R – вихрлық тоқтардан туындайтын қосымша кедергілер және ƒ>30 кГц болғанда есепке алынады, мысалға, [1] кестемен.

 

Белсенді кедергінің жиелікке тәуелділігін келтіреміз (3.4 Сүгірет).

 

3.4 Сүгірет – Белсенді кедергінің жиелікке тәуелділігі

 

Кабельдік жұптың индуктивтігі:

 

, Гн/км (3.9)

χ– қатты бұралу коэффициенті. Яғни бұл ауа торабына болатындай дәл сондай формула. Повива диа­метре D =30÷80 мм болғанда, онда χ =[1,01÷1,07]. L – дің жиелікке тәуелділігін көрсетеміз (3.5 сүгірет).

3.5 сүгірет –Индуктивтіктің жиелілікке тәуелділігі

 

Кабельдік тізбек сиымдылығы көрші тарамның әсерін есепке алғанда:

 

Ф/км (3.10)

 

Мұнда χ – қатты бұралу коэффициенті, ψ тарамдардың жақындығы [1]. есебінен сиымдылықтың ұлғаюын есепке алушы коэффициент. εр компинацияланған оқшаулау жұбы үшін қорытындылаушы диэлектрикалық өткізгіш:

 

. (3.11)

εr1 қатты диэлектриктердің салыстырмалы диэлектрикалық өткізгіштігі, εr2 ауаның салыстырмалы диэлектрикалық өткізгіштігі, V1 диэлектрик көлемі, V2 ауа көлемі. ψ - d1/d, d1 тәуелді оқшаулау тарамы диаметрі және d – жалаң тарамдардың диаметрі.

Кабельдік тораптағы оқшаулықтардың өткізгіштігі ауаға қараған көп мәрте аз болып келеді және олар анықталады

G = ωСtgδр, См/км (3.12)

С – тізбек сиымдылығы [Ф/км], tgδp - компинацияланған оқшаулау шығындалу тангенс бұрышы:

 

. (3.13)

 

Ауа және кабельдік тізбектері толқындық параметрлері

 

Тораптардың толқындық немесе екінші параметрлері белгілі болғандай толқындық кедергі Zв және γ таралу коэффициенті. Екі өткізгішті сымдар тізбектері үшін, кабельдік және ауалық бағыттаушы жүйеге кіретін нақты түрлерін жазамыз.

Жез сымнан тұратын (тоқ жүретін тарам) екі өткізгішті торапты аламыз. Сонда толқындық кедергі болады

 

, Ом (3.14)

 

мұнда r0 сым радиусі, а – сымдар арасы қашықтығы.

Жез сымдары торабы өшу коэффициенті

 

, дБ/км (3.15)

 

Фазалар коэффициенті

 

, C – желдің жылдамдығы. (3.16)

 

Тораптағы толқын топтық және фазалық жылдамдығы

 

. (3.17)

 

Жалпы түрде екі өткізгішті торабы аз жоғалтумен өшу коэффициентін жазуға болады

 

. (3.18)

 

Алғашқы параметрлер арасындағы оптималдық қатынастар, α - ең кіші мәнде болғанда оптимальдық қатынасы. Ол үшін теңдеу жазамыз

 

. (3.19)

 

Бұдан оптимальды қатынас .

Алайда нақты желілерде әр қашан , сондықтан белгіленген қашықтықтар арқылы индуктивтік катушканың қосылумен индуктивтік ұлғаяды (пупинизация тәсілі).

 

Құрылымдалынған кабельдер айнымалы жұбы алғашқы параметрлері

 

Айналу жұбы таралған параметрлермен тиіптік тізбек болып табылады. Оның эквиваленттік сызбасы 3.6 сүгіретте көрсетілген

3.6 Сүгірет– Эквиваленттік сызба

 

Айналым жұбы электрлік қасиеттері басқа кез келген электромагниттік тербеліс бағыттаушы жүйесі сыяқты, толықтай олардың алғашқы параметрлерімен сипатталады: омдық кедергі R, индуктивтікL, сиысдылық C және оқшаулықтың өткізгіштігі G.

R және G сымдағы, экран мен оқшаулықтағы энергия шығын көрсетеді. C және L параметрлері айналым жұбының реактивтігін анықтайды және олардың жиелік қасиеттерін көрсетеді.

Сиымдыдық. Айналым жұбы сиымдылық көлемі құрайды

 

, нф/м, (3.20)

 

ε - оқшаулау материалы салыстырмалы диэлектрикалық өткізгіштігі, D- жұптағы сымдар ара қашықтығы, d- өткізгіш сымы диаметрі.

TIA/EIA - 568-А стандарты бойынша 3 категориядағы кабельдер үшін 100м. ұзындыққа сиымдылық 6,6нф-дан асып кетпеуі тиіс, ал 4-5 категориядағы кабельдер үшін, 6нф. Экранды қолдану сиымдылықты шамамен 30% ұлғайтады.

Белсенді кедергі. Белсенді кедергі жасалған материлға, оның ұзындығына, қимасына, жиелік температурасына және т.б. тәуелді болып келеді.

TIA/EIA стандарты талаптарына сәйкес- 568-А t°=20° С температурада тұрақты тоққа кедергі кез келген айналым жұбы өткізгіштері 100м ұзындықта 9,38 Ом. аспауы тиіс. Кедергіде үстіңгі эффект әсері орнын толықтыру үшін сымдар диаметрі түрлі жиеліктер үшін әр түрлі таңдалады. Мысалға, 5 категориядағы өткізгіштердің диаметрі 100 МГц дейінгі жиелікте 0,51 ÷ 0,52мм болады, сонда 600-мегагерцелік кабельдерде өткізгіштер диаметрі шамамен 0,6мм. дейін ұлғайтылады.

Индуктивтік. Айналым жұбы индуктивтігі бірнеше құрамдастықтардан тұрады

 

L = L1+L2+L3 Гн/м (3.21)

 

мұнда L1 - сыртқы индуктивтік, ол сымдардың геометриясымен, сым материалдары магниттік қасиеттерімен. L2 – ішкі индуктивтік. Бұл құрамдастықтар жиелік өскен жағдайда азаяды. L3 – сыртқы орам индуктивтігі (егер жұп экрандалынсан). Бұл құрамдастар көзге көрінетін жиелік тәуелділікте болады. Қорытындылаушы L жиелікпен азаю тенденцияға ие.

Оқшаулықтың өткізгіштігі. Бұл параметрлер материал сапасының және жекеленген сымдардың оқшаулау орамдарын дайындау процесінің өлшемі болып табылады. Айналым жұбы изоляциясы қорытындылаушы өткізгіштігін екі құрамдық түрінде көрсетуге болады:

 

G = G0+Gf, См/м (3.22)

 

мұнда G 0- диэлектриктердің жетілмегендігінен тоқтың ағып кетуін есепке алады, Gf диэлектрикті поляризациялауға кететін энергия шығыны.

 

Құрылымдалынған кабельдер айнымалы жұбы екінші параметрлері.

Толқындық кедергі. Айналым жұбы толқындық кедергісі деп тораптағы толқындық процестері кедергісі аталады. Олар анықталады

 

, Ом (3.23)

 

мұнда ZB ажыратылған шексіз ұзындықтағы айналым жұбы кіріс кедергісіне санды тең.

Өшу. Кабельдік техникада жеке және жұмыс өшуі болып айрылады. Кабельдің жеке өшуі деп оның идеалды жағдайындағы өшуі айтылады. Олар идеалды келісім жағдайында таралу коэфициентінің нақты бөлігі ретінде анықталады.

 

. (3.24)

 

Кабельдерді нақты қолдану жағдайында келісім бұзылады және бұл өшудің өсуіне әкеліп соқтырады. Ондай өшу жысшлық деп аталады.

Сәуленелуге байланысты өшу. λ < a болғанда, мұнда а- сымдар арасы қашықтығы, бұл шығындар лезде өсіп кетеді. Айналым жұбы үшін а=2мм, сондықтан f = fкр = 15ГГц.

Жиеліктің өсуімен өшу де өседі. Бұл тәуелділік айналым жұбы үшін TIA/EIA - 568-А стандартымен 100м. ұзындыққа t°=20° болғанда мынадай формуламен көрсетіледі

 

, Дб (3.25)

 

A(f) – ең үлкен шекті өшу, f - жиелік МГц, k1, k2, k3 – кабел категорияларына тәуелді коэффициенттер. Мысалға, 5 кате­гориялы кабельдер үшін k1 = 1,967, k2=0,023, k3=0,050.

Өтпелі өшу. Берілетін дабыл деңгейі мен олардың көрші жұпта жасақтайтын кері әсері арасындағы айырмашылық өтпелі өшу деп аталады. СКС техникаларында жақын ұштағы өтпелі өшу NEXT (Near End Crosstalk) түрінде белгіленіледі, ал алыс ұштағы FEXT (Far End Crosstalk).

TIA/EIA - 568-А стандарты 100 м ұзындықтағы кабельдің жақын ұшындағы өтпелі өшудің ең кіші мәнін мөлшерлейді. Ол 0,772МГц жиеліктен көп келесі түрмен анықталады:

, дБ. (3.26)

3,4,5 категориялы кабельдер үшін NEXT (0,772) мәні 43, 58, 64дБ. тең қабылдайды

Қосымшаға және кабельдерді қолдану әдістеріне байланысты өтпелі өшудің мәндерін мөлшерлеу түрлі жолдармен жүзеге асырылуы мүмкін. Қолда бар қабылдағыш пен таратқышты бір мезгілде ұсынғанда кері әсер жеке таратқыштың әсерінен өсіп кетуі мүмкін.

Қорғалуы. Қорғалу дегеніміз өтпелі кері әсерлерден сақтандыру деп түсіндіріледі. Бұл параметрлер ACR (Attenuation to Crosstalk Radio) түрінде белгіленіледі. Бұл параметрлер кері әсердің пайдалы дабылдардан асып кету мөлшерін анықтайды.

Олар былай анықталады

 

ACR=NEXT-A(f), дБ. (3.27)

 

Мысал үшін, TIA/EIA - 568-А стандартына сәйкес ұзындығы 100 ең кіші допустимое значение ACR шекті мәнен 3,4,5 категориялы кабелдер үшін 15, 34, 40 дБ. болады. 10МГц жиелікте.

Дабылдардың салыстырмалы таралу жылдамдығы (Параметр NVP) және дабыл өтуін кідірту (параметр Delay). Параметр NVP (Nominal Velociti of Propagation) айналмалы жұпты бойлай электромагниттік толқындар жылдамдығының бәсеңдеу өлшемі болып табылады. Ол нақты жылдамдықтың жарық жылдамдығының вакуумдағы жылдамдығы қатынасына тең болады және % белгіленіледі.

JSO/JEC -11801 стандартында NVP параметрі атап айтқанда анықталған, жиелік 1МГц болған жағдайда 3, 4, 5 категориялы кабельдер үшін 0,4, 0,6, 0,65 болып келеді.

NVP мәні айналмалы жұп үшін өткізгіш диаметріне, олардың ара қашықтығына және диэлектрик түрлеріне тәуелді болып келеді. СКС-та қолданылатын кадельдер үшін оқшаулау материалы басты анықтауыш болып табылады.

Электр магниттік толқындардың айналмалы жұп бойымен таралу ақырғы жылдамдығы қабылдағышқа түсетін дабылдарды олардың кіру торабына түскен соң кідіріске ұшырауына соқтырады. Кідірту мәні (delay параметрі) кейбір жоғарғы жылдамдықты ақпарттар алмасу қосымшаларында қиын сәтте болады.

JSO/JEC -11801 стандартына сай delay параметрі төменде көрсетілген мәннен асып кетпеуі тиіс

 

, нс/100, (3.28)

 

Мұнда f - МГц – тегі жиелік.

Айналмалы жұптардағы дабылдардың жүруіне кедергілердің шашылуы. (параметр Skew). Бірнеше айналмалы жұптардан тұратын кабельдерде, олардың әр біреуі таратқыштан қабылдағышқа дейінгі жеке уақыттарымен сипаттлады.

Барлық жұптардың арасындағы кедергілердің ең жоғарғы айырмашылығы skew параметрімен белгіленіледі:

 

Skew=max/ti-tj/, i, j = l, n (3.29)

 

мұнда n- тексерілетін кабелдегі жұптар саны (көбіне n=2). tk- айналмалы жұптардың ең соңғы ұшына импульстердің келу сәті.

Құрылымдық және дағдылы қайтарылынатын шығын. Нақты тораптарда шағылысқа әкеліп соқтыратын әр тектілер қатынасады. Нәтижесінде торапта екі қосымша зиянды ағыстар пайда болады, олар келісімді нашарлайды және қосымша сөну мен нашарлауға әкеліп соқтырады. Бұл кері ағыс, екі мәрте қайталап шағылысудан туындайтын шағылысқан толқындардан және ілеспе ағыстардан тұрады. Кері шағылысудың белсенділігі SRL (Structural Return Lose) параметрлерімен сипатталады, олар басты дабыл қуатының кері энергия ағысы қуатына қатынасымен анықталады.

Бұл параметрлер түрлі стандарттармен әр түрлі кабелдер категориялары үшін мөлшерленіледі. Атап айтқанда 1-10МГц жиелікте қайтарылатын шығын мәні 100, 120 Ом толқындық кедергілерімен, категориялары 3, 4, 5 болатын кабельдер үшін 12, 21, 23 дБ. мәнді құрайды.

Байланыс кедергілері. Байланыс кедергілері экрандалған кабельдің экран жасау сапасы мөлшері болып табылады. Бұл параметрлер экранда, кабель ұзындығы бірлігіне мөлшерленілген бағытталғын тоқпен I1 кернеу U2 қатынастары ретінде анықталады.

 

 

, мОм/м. (3.30)

 

Бұл мән мөлшерленіледі. Мысалға 10МГц жиелікте дағдылы экрандар осы параметрдің 30 мОм/м мөлшеріне ие болады, ал құрама экрандар үшін Rk <25мОм/м.

 

Несимметрияның өшуі. Нақты айналмалы жұптар жекелеген өздерінің өткізгіштері жерге салыстырмалы қарағанда және түрлі белсенді кедергілермен үлкен немесе кіші несимметриямен иемделеді. Бұл құбылыс толық емес өтемдермен қосақтала жүреді және сәулелердің туындауына соқтырады және айналмалы жұптарда сыртқы электрмагниттік өрістер әсерінен электр тоғының жүруіне әкеліп соқтырады. Несимметрия мәнінің интегральдық мөлшерлік көлемі несимметрияның өшу мәні болып табылады. Бұл мәндер жақын және алыс ұштарда анықталады. Жақын ұштағы несимметрия өшу параметрлері белгіленіледі

 

, дБ. (3.31)

 

Мұнда U1, U3, U4 3.7. сүгіретте көрсетілген

3.7 сүгірет–Несимметрия кернеуі

 

Алыс ұштағы үшін дәл сондай

 

, дБ. (3.32)

 

JSO/JEC -11801 стандарттарына сай несимметрияның өшу параматрлері LCL жәнеLCTL 1МГц жиелікте А, В, С, Д тораптар кластары үшін 30, 20, 30, 40 дБ құрайды.

Қосымша шығындар. (JLD Insertion Loss Deviation). Аталған сипаттама әр түрлі тораптар қондырылғын жекеленген компоненттерді жазу үшін қолданылады. Аталған шығындардың шығу себебі жекеленген компоненттердің толқындық кедергісінің күшті вариясясы әсерінен туындайды, олардың тізбектеліп жалғануы еспе жұбы негізінде кабельдік тракт құрайды. Аталған шығындар көлемі өте үлкен болмайды, түрлі жиелікте және әр түрлі тораптарда 1 ден 2 дБ-ға дейін құрайды.

Сыртқы электромагниттік сәулелерден шығатын шу. Еспе жұбында теңдестірудің төмендігінен сыртқы электромагниттік өрістерден келеңсіз әсерлер туындауы мүмкін. Ондай өрістер электрқозғалтқыштарынан, күштік кабельдерден, флуоресценттік шамдар стартерлерінен, ұялы радио телефондардан, радио және теле апараттарынан және басқа көздерден таралатын сәулелер әсерінен болуы мүмкін. Жалпы алғанда еспе жұптары ондай факторларға тұрақты болып келеді және сондықтан аталған әсерлерге арнайы нормативтер қаралмаған.

 

 

Бақылау сұрақтары

1. Тораптың алғашқы және екінші параметрлері дегеніміз не?

2. Как параметры линий зависят от частоты, геометрических и физических параметров линии?

3. Первичные и вторичные параметры структурированных кабелей.

 

 

Әдебиеттер

1. Виноградов В.В., Кустышев С.Е., Прокофьев В.А. Темір жол автоматикалары, телемеханикалары және байланысы торабы. М.: Маршрут, 2002, 416бет.

 

План лекции.

1. Методологические основы процесса изучения среднего класса в России.

2. Анализ ресурсов и источников российского среднего класса.

3. Характеристики социальных стратегий потенциальных групп формирования отечественного среднего класса.

4. Потенциал и перспективы среднего класса в России.

 

Основные термины и понятия: менеджмент, маргинал, потенциальный средний класс, доход.

 

I. Проблема среднего класса в контексте трансформационных процессов в российском обществе понимается прежде всего и в самом общем виде как определение путей и способов создания доминирующей по численности в структуре общества совокупности домохозяйств с достаточно высокими по уровню и средними по удельному весу параметрами, отражающими качественные характеристики их жизнедеятельности, члены которых в целом лояльно относятся к существующему общественному

устройству и выполняют нормативно-исполнительские функции по его поддержанию. Именно возникновение такого преобладания будет означать создание нового качества общества и его стабильность, устойчивость, в конечном итоге – перспективность существования.

Основные спорные моменты связаны с комплексом вопросов, касающихся определения критериев среднего класса в обществе и его социальных функций в российских условиях. Именно специфика российской действительности превращает "поиски среднего класса" в нашей стране в методологическую головоломку, заставляет переосмысливать классические западные каноны, по которым он определяется. Между тем явно или неявно ощутимы попытки «найти» средний класс именно классического, западного образца. Понятия «средний класс» и «средние слои» часто пишутся через запятую, употребляясь практически как синонимы, что лишний раз показывает их «размытость». Это объяснимо, если учесть гетерогенность групп, входящих в состав этого феномена. Но определенное различие все же следует подчеркнуть. Оно задается концепцией исследовательского подхода. «Слоевой» подход акцентирует понимание промежуточности социального положения между верхами и низами общества как сущностной, критериальной характеристики. Иными словами, средние слои — все те разнородные группы, которые заполняют социальное пространство в границах между элитой, "богатыми", с одной стороны, и бедными, андерклассом, "социальным дном" — с другой. Эта мысль привлекательна и для ситуации современной России.

«Техническая точка зрения» на этот процесс представлена М. Хальбваксом. Он подчеркивает положение среднего класса — между буржуазией и ремесленниками, и основной критерий — «техническую деятельность» среднего класса, также промежуточную, посредническую, связанную со знанием и исполнением некоторого числа правил, предписаний, методов, и не более того. То, что выходит за эти рамки, т.е. адаптация правил к меняющимся или нестандартным ситуациям, – является уже полем деятельности буржуазии6. Другой подход подчеркивает значимость показателей социально-экономического положения многообразной совокупности групп, объединяемых понятием среднего класса. Это понимание класса основывается на

сходстве в обладании материальными ресурсами и степени контроля над ними. На этой основе выстраиваются достаточно четкие критерии отнесения к среднему классу. Основными из них являются, прежде всего, определенный уровень дохода и наличие собственности; достаточно высокое образование, дающее возможность получения престижной профессии и работы, карьеры, иными словами, достаточно высокий статус в обществе; и, наконец, некоторые авторы подчеркивают особое социальное мировоззрение, присущее среднему классу.

Для понимания роли среднего класса важен вопрос о его социальных функциях: а) средний класс – социальный стабилизатор; б) средний класс выполняет функцию

административно-исполнительного регулятора; в) средний класс - экономический донор.

Возникают естественные вопросы: что называть средним классом и средними слоями в России? Был ли у нас средний класс? В чем разница и что было в основе? Что называть средним классом сейчас? В рассмотрении сути среднего класса (средних слоев) в России важно понимание сути глубинных процессов трансформации социальных институтов, определяющих общественное устройство. Один из аспектов предложен в концепции институциональных матриц С. Кирдина. Эта концепция, развивая понятие институциональной матрицы, данное неоинституционалистами, рассматривает его в социологическом аспекте. Институциональная матрица определяется как устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных сфер, и таким образом представляется как воспроизводящаяся в исторической перспективе жесткая структура общества, обеспечивающая его целостность в социальных катаклизмах и трансформациях. Автор выделяет два типа институциональных матриц – восточную и западную (X- и Y-матрицы). Другими ключевыми понятиями этой концепции являются понятия базовых и дополнительных институтов. Базовые институты, трактуемые как глубинные, исторически устойчивые формы социальной практики, обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в разных типах обществ, доминируют над институтами альтернативными, которые, в свою очередь, носят вспомогательный, дополнительный характер, обеспечивая устойчивость институциональной среды. Итак, согласно этой теории, дополнительные институты поддерживают базовые, привнося в их конфигурацию необходимое новое и определяя направления трансформации.

Для правильного понимания сути происходящих сегодня процессов нам необходим хотя бы общий экскурс в историю России и обращение к аналогам среднего класса, формируемым историческими условиями. Они были иными, чем на Западе, где процесс этот носил органический характер и определялся развитием капиталистических отношений и переходом к индустриальному обществу. В России в эпоху становления капитализма основой среднего класса стала весьма пестрая по составу разночинная интеллигенция, служащие, студенчество. Роль интеллигенции всегда в России имела особый, духовный смысл. Кроме того, средние слои в России в основной массе не являлись собственниками. После Октябрьской революции состав, источники и механизмы формирования интеллигенции изменились, но определенные черты остались традиционными. Итогом стало образование советских средних слоев, которые составляли основу общества достаточно высокого уровня однородности. Но базовые характеристики российской интеллигенции – подспудное осознание духовных приоритетов этого класса и отсутствие частнособственнических традиций — транслировались, пожалуй, особенно отчетливо.

Сегодняшняя ситуация, определяющая положение среднего класса, развивается уже за водоразделом 90-х годов, который обозначил начало длительной и драматичной полосы «перехода» общества к новым социально-экономическим принципам его устройства. Разрушение и трансформация прежних социальных институтов маргинализировали положение многих групп общества, потерявших прежние устойчивые основы сущест-

вования: доход, социальный престиж, перспективы, возможности планирования. Эти группы испытывали острые проблемы в определении статуса. Эти проблемы — разрыв статусов, статусная рассогласованность — и лежат в основе сегодняшнего противоречивого положения среднего класса. Но центральным остается вопрос – что называть средним классом сейчас в России? Является ли он прямым преемником старых советских средних слоев? Или происходит конструирование чего-то нового, подгонка под западные образцы того, что пульсирует, живет по своим законам — всей этой маргинализированной массы, что называлась советскими средними слоями? в целом идея «среднести», «срединности», «центризма», «среднего человека» – одна из наиболее популярных в противоречивых трансформационных процессах. Ценность ее в том, что в ней воплощена идея нормы в раздираемом крайностями обществе.

Наиболее адекватным является подход к пониманию среднего класса в российских условиях, который Ю. Левада обозначил как проблему «среднего человека». Согласно этому подходу, средний класс как таковой в российском обществе «невозможен» потому, что в нем нет структуры, формирующей целостность общества и, соответственно, сообщающей ему «динамическую устойчивость» благодаря объединению в одно целое «людей разных профессий, слоев и состояний». Но есть «середина» общества, которая сохраняется несмотря ни на что, как показывает динамика субъективно определяемого статуса – по данным исследований ВЦИОМ, на протяжении многих лет (1989-1997гг.) и в различных условиях самоотнесение к средним статусным позициям остается практически неизменным (около 62 %). И, как отмечает Ю. Левада, по-прежнему «при всех социально-экономических пертурбациях… “середину” общества составляют, прежде всего, специалисты, работники, служащие, т.е. люди наемного труда». Таким образом, средний класс в России видится, с одной стороны, агентом формирования новых отношений, институтов, норм, а с другой – основой «инертной средней массы», оставшейся в наследство от старых советских средних слоев. И здесь следует выделить проблему очевидной двойственности среднего класса (или средних слоев).

Часть исследователей улавливают ее и дают свои интерпретации. Так, В.А. Лепехин описывает «административный» (или административно-рыночный) средний класс, к которому относит постсоветских распорядителей, и новый средний класс, который составляют носители новых профессий, появившихся в рыночной экономике. А.Л. Андреев видит различия двух классов глубже, выделяя класс А и класс Б, которые не обязательно различны по своему персональному составу. В основе класса А лежит доход, благосостояние, в основе класса Б –«сложное сочетание факторов, характеристик, которые, по российским понятиям, создают некое “высшее качество жизни”», — иными словами, последний воплощает основные черты духовного архетипа российской ин-

теллигенции. Автор делает вывод о том, что «основной потенциал социальной самоорганизации, а, может быть, и национальной мобилизации, сосредоточен в “классе Б”», и говорить так позволяет насущная потребность возврата к традиционным ценностям российского общества. Так или иначе, но мысль о двух средних классах представляется весьма плодотворной в институциональном анализе. Подобных примеров сосуществования традиционных и «анклавных» социально-экономических феноменов в реальности трансформирующегося общества сегодня можно отметить немало. В данном случае наиболее общим уровнем мы определим выделение старого (советские средние слои) и молодого (протокласс западного образца) средних классов. Здесь подчеркнут важный момент – возрастной барьер, достаточно явно и жестко разделяющий средние классы. Принципы и критерии их определения различны – «старый» средний класс определяется в основном по критерию «среднести», «срединности» и представляет

собой трансформацию характеристик советских средних слоев. К «молодому» в полной мере применимы каноны западных критериев – дохода, профессии, образования, стиля и качества жизни. Следует добавить, что такое разделение наиболее очевидно в крупных городах и мегаполисах, где сосредоточение финансовых ресурсов, диверсификация видов деятельности, политические «игры» и другие факторы создают соответствующие для

него условия. Если рассматривать их в ключе упомянутой выше концепции институциональных матриц, то «старый» средний класс соответствует базовым институтам российского общества, а «молодой» — дополнительным (рыночным). Сосуществуя одновременно в своих системах координат, они движутся относительно

независимо и альтернативно в пространстве рыночной экономики, одновременно адаптируясь к условиям жизни и друг к другу, корректируя и утверждая приемлемые принципы формирования институциональной среды.

 

II. Доля представителей среднего класса

в составе разных социальных групп населения России (в %)*

Социальные группы По само- зачислению По доходу
Квалифицированные рабочие 28,1   27,2
Техническая интеллигенция 5,9   13,8  
Гуманитарная интеллигенция 5,5   8,4  
Сфера торговли, услуг, транспорта 8,6   12,9  
Служащие (госслужащие, банков и т.д.) 5,2   7,9  
Предприниматели 12,5   15,8  
Фермеры 28,1   7,0  
Военнослужащие 6,1   7,0  
Итого    

*Данные опроса, проведенного РНИСиНП в январе 1999 г. См.: Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 1999, с. 81.

 

Т. Заславская и Р. Громова делают вывод, что основные факторы формирования среднего класса включают в себя определенные социальные качества (образование, квалификацию и деятельностный потенциал, уровень благосостояния, ценностных ориентаций, потребностей, жизненных позиций, мотивов, норм и способов поведения и т.д.) и институциональные – экономические, политические и социальные условия их жизнедеятельности.Рассмотрим наиболее общие характеристики социальных качеств, определяющих ресурсы среднего класса:

А) Доход наиболее трудноуловимая и зыбкая характеристика.

Б) Образование — более стабильный и хорошо измеряемый ресурс среднего класса.

 

Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям

Критерии Характеристики в западных обще- ствах Характеристики в России Тенденции в пове- денческих страте- гиях
Доход и собственность Стабильный, достаточно высокий; наличие собственности и соответствующей правовой системы Нестабильный, в целом низкий, непостоянный; отсутствие традиций и стабильности в функционировании и защите прав собственно- сти Вторичная, «теневая» занятость, коммерческая деятельность, дополнительная работа по профессии; поиск «неформальных» путей защиты прав собственности
Образование и профессия Высокий, соответствующий приня- тым в обществе стандартам уровень образования, обеспечивающий карьеру в рамках соответствующей профессии Высокий уровень и качество, часто вступающие в противоречие с новыми требованиями и стандар- тами, нестабильность в продолжении карьеры, отсутствие гарантий на рынке труда Переквалификация или приспособление, в основе которых зачастую нерациональное использование уровня знаний, снижение квалификации и работа в другой области дея- тельности
Стиль и качество жиз- ни Соответствуют нормам и стандартам развитых об- ществ Не подкреплены традициями, нормами, материальным благосостоянием Имитация стиля жизни за счет привлечения «неформальных» источников

 

К числу ресурсов среднего класса следует отнести формирующееся малое предпринимательство – этот слой относится к традиционному или старому среднему классу западных обществ. Но в российских условиях его малочисленность, отсутствие реальной государственной поддержки и, следовательно, стабильности и устойчивости существования (свидетельство чему – весьма ощутимый удар августа 1998 г.) не позволяют отвести ему центральную роль в процессе формирования среднего класса в России.

Итак, рассмотренные критерии нельзя считать устойчивыми и четкими ориентирами в определении контуров и перспектив среднего класса. В то же время они очерчивают определенную конфигурацию институциональных ресурсов. Если попытаться наложить западную схему на современные российские условия и соотнести «классические» характеристики среднего класса с возможным отечественным аналогом, наглядными становятся особенности процесса формирования среднего класса. Таким образом, диалектика институциональных и качественных факторов формирует тенденции поведения групп, составляющих потенциал среднего класса. В основном это поведение можно назвать аберрантным, поскольку оно инициирует нормативные отклонения, ведущие, в свою очередь, к «выравниванию» ненормальной ситуации, в которой оказываются различные социально-профессиональные группы.

 

III. Основным ресурсом среднего класса становятся наиболее динамичные представители разных групп интеллигенции с достаточно высоким образованием, соответствующими квалификацией, профессией, активно реализующих новые возможности. В их составе можно выделить интеллигенцию в обычном, советском понимании (инженеры, врачи, учителя); управленцев, госчиновников; предпринимателей, самозанятых; профессионалов в западном понимании, представителей новых профессий. Признавая условность моделей выделения конструкта среднего класса в современной социальной ситуации, мы попробуем выделить социальный конструкт, который можно назвать потенциальный средний класс (ПСК). Основой выделения было сочетание двух критериев – отнесение себя к средним рангам по 10-балльной шкале положения в обществе (4-6) и средний уровень дохода – от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб. на человека в домохозяйстве (напомним, что это был 1999 год). Нам интересны только общие характеристики и тенденции социальных ресурсов среднего класса:

А) Социальный статус.

Б) Профессия.

В)Социетальные ценности.

Г) Нормы.

 

IV. Представляется возможным сформулировать парадоксальную гипотезу о том, что основной функцией среднего класса в современной России стала творческая – творить самого себя. Для ее обоснования обратимся к анализу поведения субъектов на микроуровне, выбрав в качестве объекта социопрофессиональную группу ученых, а в качестве методологии – качественную стратегию. Данная группа — традиционна для состава среднего класса. В западных обществах ей принадлежат высшие позиции в иерархии среднего класса. В российском обществе положение этой группы весьма драматично. Оно определяется ситуацией глубокого разрыва между низким и нестабильным уровнем дохода и высоким уровнем образования, лежащим в основе ситуации статусной рассогласованности, присущей ей в современных условиях и типичной для многих потенциальных групп российского среднего класса, обозначенных нами ранее как «постспециалисты». Эта ситуация дополняется порожденным противоречивым состоянием российской науки социальным престижем статуса ученого. Она становится основанием для отнесения ученых к группе новых бедных или работающих бедных. Таким образом, в положении этой социально-профессиональной группы концентрируется суть противоречий положения среднего класса в современном российском обществе, заключающаяся в фактической институционализации на уровне государственной политики маргинализированного статуса его представителей. Здесь также переплетаются социальные траектории и коллизии сосуществования «старого» и «молодого» средних классов, и возникающий конфликт старых и формирующихся норм, ценностей и образцов поведения составляет суть маргинальной ситуации, преодоление которой осуществляется в различных стратегиях.

Виды занятости работников науки: а) официальная; б) теневая. Типы занятости: а) экстенсивный; б) интенсивный. При первом - ориентация в основном на подержание приемлемого уровня жизни при возможности работать в науке с помощью тех или иных видов заработков. Это – преимущественная опора на ресурсы домохозяйства (супругов, родственников), социальный обмен на основе самоорганизации взаимопомощи, сдача

квартиры внаем и т.д. Это краткосрочные поездки за границу. Наконец, это подработки, не лежащие в русле основной деятельности, – наиболее разрушающий и опасный тип занятости. Ко второму типу поведения можно отнести сочетание научными работниками видов деятельности (подработок, вторых мест работы, грантов и т.д.), подчиненных не просто поддержанию определенного материального уровня, но формирующих активную научную деятельность. Именно деятельность, основанная на научном интересе, остается главным мотивом и занимает центральное место. Таким образом, в рамках данного типа формируется «изнутри» новая модель научной деятельности, опирающаяся в основном на то, что можно назвать новым институтом научного менеджмента. Характерным для нее являются попытки разработки новых научных направлений, сочетающих фундаментальную и прикладную стороны науки с обеспечением достаточно высоких заработков.

Проблема создания среднего класса в российском обществе имеет две стороны. Одна из них связана с переструктурированием маргинализированной «средней массы» населения, являющейся потенциалом формирования среднего класса. Другая – с созданием оптимальной институциональной среды: приведением в соответствие друг с другом формальных и неформальных норм, правил, выстраиванием социально приемлемой иерархии ценностей, образующих основу норм и т.д.

 

Перечень рекомендуемой литературы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3 | Основные вопросы. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.