Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система цен в экономике, принципы дифференциации цен. 27 страница




Студент также имеет право: участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вуза; бесплатно пользоваться библиотеками, информационными фондами; получать информацию от администрации вуза о положении в сфере занятости; переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза; переводиться из одного вуза в другой с согласия ректоров обоих вузов; занять место в общежитии, отвечающее санитарным нормам и правилам, при нуждаемости в жилой площади и наличии соответствующего жилищного фонда вуза; использовать академический отпуск по медицинским показаниям и в других исключительных случаях и др. У студента очной и вечерней форм обучения есть право на каникулы не менее двух раз в учебном году общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием сводится к следующему.

Студент может оспорить качество предоставляемых ему образовательных услуг и предъявить в суд иск о расторжении договора и взыскании убытков. Например, если в число преподаваемых дисциплин не вошли предметы, составляющие обязательный минимум, или значительно сокращено количество аудиторных часов по сравнению с государственным образовательным стандартом, или в случае неоднократного привлечения к преподаванию лиц, не имеющих соответствующего высшего образования, и в иных ситуациях.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза. Отчисление применяется не позднее чем через месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах, и после получения от студента объяснения в письменной форме.

В сфере туризма услуги составили содержание следующих договоров: об организации туристских услуг между туроператором и турагентом; договор об оказании международных туристских услуг между туроператором (турагентом) и туристом; договор об оказании услуг внутреннего туризма между туроператором (турагентом) и туристом; договор об организации клубного отдыха между туроператором (турагентом) и туристом.

 

Договор об оказании туристских услуг

 

По договору об оказании туристских услуг туроператор (турагент) обязуется организовать и обеспечить комплекс туристских услуг, а турист вправе пользоваться свободой передвижения, требовать предоставления экскурсионного обслуживания, размещения, перевозки, питания и проч. и обязан соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания и выезда, установленные иные ограничительные меры, а также оплатить предоставленные услуги.

Отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" <*>, а также актами субъектов Российской Федерации, например, Законом Челябинской области от 10 мая 2000 г. "О туризме", Законом Читинской области от 15 сентября 1999 г. "Об организации туристской деятельности в Читинской области".

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5491; 2003. N 2. Ст. 167.

 

Сторонами договора выступают туроператор (или турагент) и турист.

Туроператор - лицо, осуществляющее формирование, продвижение и реализацию туристического продукта. Турагент осуществляет только продвижение и реализацию туристического продукта, как правило, сформированного туроператором. Деятельность туроператора и турагента подлежит лицензированию.

Туристом считается гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки.

К документам, оформляющим заключение договора на оказание туристских услуг, относятся туристская путевка, туристический ваучер, текст договора как отдельного документа, программа путешествия, квитанция к приходному кассовому ордеру или чек, памятка туриста.

Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относит к содержанию договора одиннадцать существенных условий (ч. 2 ст. 10).

Предметом рассматриваемого договора называется тур, т.е. комплекс услуг по организации экскурсий, досуга, перевода иностранной речи, перевозке, размещению, питанию, охране, лечению туристов и другие услуги в зависимости от цели путешествия. В договоре конкретизируются программа пребывания, маршрут путешествия, порядок встреч и проводов и сопровождения туристов.

Условие о сроке действия договора раскрывается путем указания начала, окончания и продолжительности путешествия. Как частные предусматриваются сроки оказания отдельных услуг (экскурсий, трансфера и проч.).

Цена туристского продукта указывается в туристической путевке. Порядок оплаты определяется соглашением сторон.

Турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, обычаях местного населения, объектах туристического показа, состоянии окружающей среды.

Турист вправе пользоваться свободой передвижения, свободой доступа к туристическим ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер.

Турист вправе требовать предоставления всего комплекса туристских услуг для удовлетворения духовных потребностей, восстановления и развития физических сил.

В то же время турист обязан соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, в том числе правила въезда в страну (место) временного пребывания и правила выезда.

Турист обязан бережно относиться к памятникам природы, истории, культуры в стране (месте) временного пребывания.

Турист должен соблюдать правила личной безопасности. В частности, если предполагается совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой турист может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, он обязан пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Турист обязан оплатить туристические услуги. Отдельные категории граждан пользуются льготами, касающимися порядка оплаты. Так, за счет средств МВД России из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и других установленных законом источников финансирования оплачивается часть стоимости путевки, эквивалентная средней сумме бюджетных расходов на содержание одного отдыхающего в домах отдыха МВД России. Разница между полной стоимостью путевки и суммой, оплачиваемой за счет соответствующих средств МВД России, оплачивается лицами, изъявившими желание приобрести путевку для оздоровительного туристского отдыха (п. 3 Приказа МВД России от 25 июля 2002 г. N 701 "Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха" <*>).

--------------------------------

<*> БНА РФ. 2002. N 37.

 

Основная обязанность туроператора (турагента) - организовать и предоставить обусловленный в договоре комплекс туристских услуг в установленные сроки.

Каждая из сторон вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К существенным изменениям обстоятельств закон относит исчерпывающий перечень: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения; недобор указанного в договоре минимального числа туристов в группе; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют.

Существуют некоторые особенности применения института ответственности за нарушение обязанностей по договору об оказании туристских услуг.

Установлен обязательный претензионный порядок по одной из категорий дел. Претензии к качеству оказываемых услуг предъявляются туристом туроператору (турагенту) в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.

Предусмотрена ограниченная ответственность туроператора (турагента). Сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта (ч. 8 ст. 10 Закона).

В сфере связи предоставление услуг закреплено в договоре о присоединении сетей электросвязи между операторами связи; договоре об оказании услуг почтовой и телеграфной связи между оператором почтовой связи и клиентом (отправителем); договоре об оказании услуг телефонной связи между оператором связи и клиентом (абонентом); договоре о передаче данных и предоставлении доступа к Интернету между оператором (пунктом коллективного доступа, провайдером) и клиентом.

 

Договор об оказании услуг телефонной связи

 

По договору об оказании услуг телефонной связи оператор связи обязуется предоставить доступ к телефонной сети и телефонное соединение, а пользователь (абонент, клиент) - оплатить оказываемые услуги.

Основными нормативными актами, регламентирующими рассматриваемые отношения, являются Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи" <*>, Правила оказания услуг телефонной связи <**> (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1235).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.

<**> СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4599; 2002. N 3. Ст. 223.

 

Стороны договора об оказании услуг телефонной связи - оператор связи и пользователь. Оператор связи - организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на предоставление услуг телефонной связи.

Под пользователем связи понимается физическое или юридическое лицо, являющееся потребителем услуг связи. Правила оказания услуг телефонной связи выделяют абонента и клиента. Абонент - гражданин, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера. Абонент должен быть зарегистрирован по месту жительства или являться собственником жилого помещения. В коммунальной квартире при установке абонентского устройства коллективного пользования стороной договора выступает гражданин, подавший заявление на основании письменного соглашения проживающих в квартире (по одному от каждой семьи). Клиентом называется гражданин, с которым оператор связи заключил договор об оказании услуг на переговорном пункте, в пунктах коллективного пользования и посредством таксофонов.

Для заключения договора об оказании услуг телефонной связи гражданин подает письменное заявление по установленной форме любому оператору связи на данной территории. Заявление регистрируется оператором связи, и в течение месяца оператор письменно сообщает о решении. Договор заключается в порядке очередности подачи заявлений при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции (в необходимых случаях - с учетом зон действия систем радиодоступа). Технические возможности усматриваются в наличии свободных номеров на телефонной станции, абонентских линий и емкости систем радиодоступа с учетом технологических норм, установленных федеральным органом исполнительной власти.

Договор об оказании услуг телефонной связи на переговорном пункте оформляется путем заполнения телефонистом бланка заказа со слов клиента и выдачи клиенту квитанции.

Договор об оказании услуг телефонной связи с использованием таксофонов считается заключенным с момента совершения клиентом определенных действий (приобретение жетона или пластиковой карты, набор телефонного номера, использование платежного средства для оплаты услуг).

Содержание договора об оказании услуг телефонной связи включает ряд условий.

Предмет договора составляют основные и дополнительные услуги. К основным услугам относятся предоставление доступа к телефонной сети и телефонного соединения автоматическим способом или с помощью телефониста. Дополнительные услуги включают: переустановку телефонного аппарата, замену номера по просьбе абонента, установку дополнительных розеток, определение номера вызывающего абонента при наличии у вызываемого абонента телефонного аппарата с функциями автоматического определения номера, справочно-информационные услуги, исключение абонентского номера из базы данных справочной службы по просьбе абонента, переоформление договора и др.

Тарифы на основные услуги устанавливаются оператором связи и регулируются в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Тарифы на дополнительные услуги устанавливаются операторами связи в соответствии с затратами по их оказанию.

Соединения местной телефонной связи оплачиваются с применением абонентской или повременной систем оплаты. Соединения междугородной, международной телефонной сети и соединения, предоставленные с использованием таксофонов, оплачиваются в зависимости от продолжительности телефонного соединения.

Срок оплаты услуг телефонной связи оператор устанавливает самостоятельно, но не менее 10 дней с момента выставления счета, если иное не указано в договоре (п. 109 Правил оказания услуг телефонной связи).

Оператор связи обязан обеспечивать устойчивую и качественную работу телефонной сети. Оператор обязан соблюдать тайну связи. Прослушивание телефонных переговоров, получение сведений о них допускаются только на основании решения суда.

Пользователь вправе использовать предоставленное ему телефонное соединение для передачи информации техническими способами путем подключения абонентских устройств (телефакс, модем, автоответчик и др.). Абонент вправе потребовать временного отключения абонентского устройства с бронированием абонентского номера и уплатой абонентской платы за весь период времени, указанный в заявлении, либо введения ограничений по пользованию автоматической междугородной и международной телефонной связью.

Установлены следующие особенности ответственности за ненадлежащее исполнение договора об оказании телефонных услуг.

Претензии абонента, связанные с неоказанием, несвоевременным или недоброкачественным оказанием телефонных услуг, принимаются в течение шести месяцев. Письменные ответы на претензии должны быть даны в течение двух месяцев.

Недостатки оказанной услуги телефонной связи должны быть устранены оператором связи в разумный срок с учетом сроков, установленных технологическими и нормативно-техническими документами, а также сроков рассмотрения претензий. Требования абонента (клиента) об уменьшении стоимости услуг телефонной связи, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора об оказании услуг телефонной связи, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок начиная со дня окончания двух месяцев, установленных для рассмотрения претензий, если более короткий срок не определен договором (п. 115, 116 Правил оказания услуг телефонной связи).

При нарушении правил эксплуатации абонентского устройства, использовании абонентских устройств без документов об обязательном подтверждении соответствия, а также при несвоевременной оплате услуг телефонной связи абонент (клиент) может быть временно ограничен в доступе к сети электросвязи до устранения указанных недостатков с возмещением потерь доходов оператора связи и компенсацией вреда, причиненного оператору связи из-за повреждений или простоя оборудования. Договор при этом не расторгается. После устранения обстоятельств, которые повлекли временное отключение абонентского устройства, производится его бесплатное включение (п. 52 Правил оказания услуг телефонной связи).

В сфере культуры предоставляемые услуги закреплены в договорах: договор на оказание услуг между зрелищными организациями, организующими публичное исполнение, и зрителем; договор на оказание услуг между зрелищными организациями, организующими публичный показ, и посетителем (зрителем); договор на оказание услуг о передаче в эфир для всеобщего сведения между организациями эфирного и кабельного вещания и потребителем.

 

Договор об оказании зрелищных услуг

 

По договору об оказании зрелищных услуг организация культуры обязуется продемонстрировать гражданину результат творческой деятельности в форме публичного показа или исполнения (предоставить гражданину возможности пользоваться благами культуры), а гражданин вправе требовать обеспечение пользования благами культуры с учетом установленных для удовлетворения своих культурных потребностей правил.

Среди основных нормативных актов назовем прежде всего Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. <1>. В отдельных сферах культуры действуют Федеральные законы от 22 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" <2>, от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <3>; Постановления Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609 "Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" <4>, от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" <5>, от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения" <6>.

--------------------------------

<1> ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3172.

<2> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

<3> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167.

<4> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2670; 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5225.

<5> СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1615; 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5225.

<6> СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3282; 2000. N 48. Ст. 4689.

 

Сторонами договора являются зрелищная организация и гражданин.

Зрелищная организация - организация культуры, созданная для культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая полностью или частично учредителем. Культурная деятельность направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление благ населению в различных формах и видах. Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. Платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.

Деятельность по публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале осуществляется коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании лицензии. Киновидеозрелищная организация должна иметь прокатное удостоверение установленного образца, выданное Министерством культуры РФ.

К зрелищным организациям относятся театр, филармония, цирк, кинотеатр, музей, выставочный зал (галерея), зоопарк и др.

Гражданин - потребитель услуг культурного характера - именуется в договоре зрителем или посетителем.

Договор на оказание зрелищных услуг считается заключенным с момента продажи билета. В билете отражены сведения о виде (названии) предоставляемой услуги, времени, месте ее оказания, цене и другая информация.

Содержание договора составляют следующие условия.

Предмет договора - услуги организации культуры.

Для театра, филармонии, цирка - услуги в виде подготовки, организации и показа спектаклей, концертов, проведения творческих вечеров, фестивалей, конкурсов, других публичных представлений, организации гастролей. Для киновидеозрелищных организаций - организация и показ кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации. Для музея, выставочного зала, зоопарка - организация и показ специально подготовленных объектов в просветительных, культурно-досуговых и информационных целях.

Права и обязанности сторон формулируются в зависимости от вида предоставляемых услуг культурного характера.

Зрелищная организация обязана предоставлять информацию в местах продажи билетов и публичного исполнения (показа), афишах, в специальных программах, на билетах о месте проведения, времени начала и окончания спектакля, сеанса, концерта или времени работы музея, зоопарка; о ценах на билеты, условиях их возврата, о льготах, предусмотренных для определенных групп посетителей; о возрастных ограничениях на посещение отдельных культурных мероприятий. Дополнительно предоставляется информация в театрах, кинотеатрах о наименовании исполняемого произведения, его авторе, составе исполнителей, месте в зрительном зале и другие сведения; в музеях, зоопарках - о наименовании экспозиции, ее авторах, расположении и др.

Зрелищная организация имеет право самостоятельно определять состав исполнителей культурного мероприятия, состав авторов работ выставочной композиции. Вместе с тем зрелищная организация обязана обеспечить качество предоставляемой услуги, что связано с мастерством участников (исполнителей) и с организацией процесса показа (исполнения). Так, согласно п. 12 Правил по киновидеообслуживанию населения киновидеозрелищная организация обязана обеспечивать качественный показ киновидеофильмов и поддерживать необходимый уровень оснащенности, комфортности, безопасности и качества обслуживания зрителей.

Театр, кинотеатр, филармония обязаны предоставить зрителю предусмотренное в билете место в зале, специально подготовленном для публичного показа (исполнения), оснащенном стационарным или переносным технологическим оборудованием, отвечающим требованиям экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических и противопожарных норм и правил.

Музей, зоопарк обязаны обеспечить возможность осмотра экспонатов, соблюдая правила освещения, температурного режима экспозиции и безопасности посетителей.

Зрелищная организация самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством РФ предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды услуг. При проведении платных мероприятий организация культуры устанавливает льготы на их посещение для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих срочной службы. Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц (ч. 2 ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре).

Гражданин обязан соблюдать правила пользования благами культуры с учетом установленных правил. Законодательством РФ предусмотрены ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования (ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре). Гражданин обязан соблюдать правила работы зрелищной организации и общественный порядок.

Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ и находящимся в музеях, по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея. Условия доступа к музейным предметам в депозитарии доводятся до сведения граждан (ч. 2 ст. 35 Закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации").

Гражданин вправе потребовать возврата денег за предварительно приобретенные билеты в случае замены (отмены) предварительно заявленного спектакля, замены объявленного предварительно исполнителя главной роли, непредставления информации о возрастных ограничениях на посещение спектакля.

Законодательство не содержит специальные нормы об ответственности за ненадлежащее исполнение договора об оказании зрелищных услуг. Если организация культуры является коммерческой (например, киновидеозрелищная организация), то возможно применение законодательства о защите прав потребителей. В остальных случаях потерпевший вправе требовать с нарушителя договорных обязанностей возмещение убытков.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001.

Кабалкин А. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 3 - 4.

Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Учебное пособие. Челябинск, 2002.

Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. М., 1990.

Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2002.

Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве. Душанбе, 1984.

Романец Ю. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N 10.

Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания. М., 1987.

Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Серия Право. 1983. N 1.

 

Глава 11. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ

 

§ 1. Понятие договора перевозки

 

1. В гл. 40 ГК, правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое число принципиально важных положений, определяющих правовую природу этого договора, круг его участников, их основные права и обязанности, ответственность за нарушение обязательств по перевозке и т.д. Более детальная правовая регламентация этих отношений применительно к перевозке на каждом из пяти существующих видов транспорта дана в транспортных уставах и кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах.

После принятия части второй ГК введены в действие ВК, КТМ, КВВТ, УЖТ.

Отношения, возникающие из международных перевозок, если они подпадают под действие императивных норм международного соглашения и если его участником является Россия, регулируются соответствующей международной транспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией о договоре международной перевозки грузов или Женевской таможенной конвенцией о международной дорожной перевозке (МДП). В ряде случаев Россия, не являясь участником той или иной конвенции, тем не менее использует ее нормы в своем национальном праве. Так, при подготовке КТМ ряд его положений был построен с учетом норм Международной конвенции о морской перевозке грузов ООН 1978 г. (Гамбургских правил).

2. В гл. 40 ГК договор перевозки понимается прежде всего как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу. Эта деятельность направлена на достижение обозначенного в договоре полезного эффекта, хотя он может не иметь осязаемой (вещественной) формы. Результаты этой деятельности неотделимы от нее самой. Она представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа.

Нормы гражданского права, содержащиеся в указанных федеральных законах, в силу п. 2 ст. 3 ГК должны соответствовать ГК. Помимо того, в Российской Федерации действует УАТ, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 <*>. Согласно ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" он сохраняет силу до введения в действие нового федерального закона по автомобильному транспорту. УАТ подлежит применению, если не противоречит ГК, в частности правилам гл. 40.

--------------------------------

<*> СП РСФСР. 1969. N 2-3.

 

Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральных законах от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <*>, от 10 января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" <**>, а в части перевозок граждан и для граждан - в Законе РФ "О защите прав потребителей" 1992 г.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

<**> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 168.

 

Кроме соответствующих законов, на отношения по перевозке распространяется действие иных правовых актов - постановлений Правительства СССР и РФ, например, Положения о взаимной имущественной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за невыполнение плана перевозок экспортных и импортных грузов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965 г. N 429 <*>; Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок в каботаже, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 20 мая 1982 г. N 428 <**>; Постановления Совета Министров СССР от 13 декабря 1990 г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов, отгружаемых потребителям из советских морских портов по железной дороге" <***>, а также правил перевозки грузов, пассажиров и багажа, утверждаемых транспортными ведомствами. Вполне понятно, что эти акты могут быть применены лишь в части, не противоречащей ГК и другим законодательным актам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.